Слегка вмешаюсь.
Слава Богу к 5 странице додумались что есть законы восприятия, и композиция базируется на них. Ура. Теперь о правилах, которые то ли можно "нарушать" то ли нельзя. Вот здесь я попытаюсь опровергнуть Вас Алексей и автора темы.
Итак по порядку.
Законы композиции есть.
Настоящие законы, которые нарушить нельзя. Я насчитал их всего три
1. В основе произведения должна лежать идея. Специально для старперов: к коммунистической идее и соцреализму это не имеет никакого отношения. О фотографической идее можно почитать у Д. Каткова, с этой статьей я согласен практически полностью
http://photo-element.ru/photoidea.html. Мало того, при желании я могу доказать, что какая либо идея лежит в основе
любого снимка. Разумеется идея идее рознь, в зависимости от задач и уровня снимающего идеи колеблются "о какой звиздатый цвитуечек" до эпохальных обобщений и передаче чувств.
2.
Произведение должно составлять неделимое целое, так сказать ничего не прибавить и не убавить. В противном случае это будет не произведение, а просто визуальный мусор
3.
Все элементы должны работать на реализацию идеи произведения. Опять таки, при несоблюдении этого мы в результате имеем мусор.
Далее идет реализация, или построение кадра. А вот тут прав Цукен и остальные, насмехавшиеся над "правилами". Ибо ПРАВИЛ НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО!!! Есть
приемы, которые можно использовать, а можно про них забыть.
Разберем пресловутое "правило третей" на примере горизонта, так как тут оно прозвучало несколько раз. Итак, это "!правило" (правильно прием) основан на законах восприятия, это понятно. Если две трети занимает земля, зритель смотрит на землю, небо стает фоном. Наоборот, зритель смотрит на небо. Все ясно и понятно. Но вот если мне нужно, чтоб зритель смотрел и на землю и на небо? Что если обе части равноценны?


В обоих случаях линия горизонта у Куинжи или линия среза воды у Сезанна, что в принципе тоже, проходят вблизи центра, а не в третях. Что Сезанн и Куинжи не знали этого "правила"? С их академическим образованием? Чушь. Просто данный прием не позволял реализовать их замысел, вот и не использовался.
Теперь для Вас Алексей, про модуляцию плоскости.

Тот же Куинджи. Вы должны были видеть это полотно в оригинале. Сколько тут немодулированого пространства?
А здесь?

Еще раз, перечисленные пункты ЕСТЬ ПРИЕМЫ, которые в одних случаях работают, в других нет, которые можно применять или не применять в любом сочетании в зависимости от идеи, задумки произведения.
Нарушить прием нельзя, ибо в изменненом ("нарушеном") виде это уже другой прием.
ЗЫ. И пожалуйста, не трогайте Малевича.