Цитата:от:alexandrd
В процессе этого удивительного сражения так и не прозвучало ничего, что бы напоминало хотя бы намёк на законы восприятия именно полотна как отображения сцены, как источник (должны же быть основания у правил, иначе они просто повисли в воздухе!) всех остальных следствий.
И художественная идея на закон не тянет, по определению.
Похоже, несмотря на тысячелетнюю историю искусств, человек ни на шаг не приблизился к пониманию не то что себя в целом, но хотя бы как формируются образы и правильность интерпретации сцены (в том числе и воображаемой) при созерцании изображения, в сознании или неосознанно.
Есть куча удивительных иллюзий, которые явно демонстрируют, что законы восприятия действуют неотвратимо, даже несмотря на легко доказуемое противоречие с действительным изображением того, что человек "видит".
Какие идеи, какая философия, озвучьте же, наконец, дорогие Метры, хоть один маленький, дохленький закончик восприятия человеком плоской картинки на листе бумаги, известный вам и неизвестный по дремучести простым смертным, но неотвратимый в действии как тот же закон тяготения.
Тогда, может быть, и можно будет хоть как-то притянуть за уши хоть какие-нибудь правила и принципы, которым бы следовало следовать...
А то всё это уж очень напоминает мультфильм "Ёжик в тумане" с волками вместо ёжика в главной роли.Подробнее
Ув. Александрд. Все было сказано, но могу поподробней.
Авторы так наз. "правил" отталкиваются от критики, то есть критик, разбирая сильную работу указывает на характерные моменты композиции, выполняя задачу
анализа. У Вас же стоит обратная задача —
синтеза, соответственно опыт критика Вам не поможет (он может помочь автору, выявив просчеты и ошибки). Кстати, среди шума троллей слова о синтезе и анализе звучали.
Сначала определим конечную цель для художника (не важно фото или мото). Это композиция. Композиция есть конечное выражение худ. идеи в форме и цвете (монохром тоже цвет, точнее один из крайних вариантов, и как любая составляющая композиции должен быть оправдан). Таким образом композиции без идеи не бывает. Кроме того для композиции необходима форма (понятно собственно идеи то в картинке нет), абстрактная или реалистичная не важно. Какая или какие формы нужны для выражения задаются требованиями целостности и неделимости. Хочу отметить что композиционных центров может быть сколько угодно, главное чтобы в целом картинка производила должное впечатление.
Одной фразой три закона композиции определяют один из Трех Главных Русских Вопросов (ЧТО делать).
Следующий этап, это учет особенностей человеческого зрения, или учет законов восприятия. Понимание механизмов восприятия формы и цвета, позволяет выработать нужное расположение и сочетание форм и цвета на плоскости (перспектива, равновесие, иллюзии и пр.). То есть законы восприятия говорят КАК делать.
На базе законов восприятия и вырабатываются шаблоны и приемы (небо или земля на треть, восходящая или нисходящая диагональ и пр.), которые почему то объявляют "законами" или "правилами". Но надеюсь Вы понимаете, что шаблон свадебной открытки не работает в деловом письме и наоборот.
Так надеюсь понятно? Далее митець, поставив перед собой задачу выполняет ее по разному: кто мгновенно, спонтанно увидел и сразу все реализовал на подсознательном уровне, кто долго ползает по миллиметрам выставляя композицию. Но, даже если у человека Талант, как говорится от Бога, тем не менее за внешней легкостью и непринужденностью, за подсознательной мгновенной постройкой композиции стоит ОГРОМНЫЙ предварительный труд. Многолетнее упорное овладевание ремеслом. Начиная с азов, с повторений работ мастеров, с тренировки видения. И правильное разложение составляющих композиции позволяет для начинающих правильно ставить начальные творческие задачи. То есть не разместить горизонт на треть, а передать ощущение жаркого дня или создать
образ рощи, характерной именно для Вашей местности и пр. В качестве примера приведу одно из первых заданий из учебника Голубевой по композиции [quot]посредством трансформации и стилизации выразите
через форму пятна образ «доброго» и «злого» одуванчика[/quot].
ЗЫ. К книге "Основы науки о зрении" на которую привел ссылку Алексей я бы порекомендовал еще Арнхейм Р. "Искусство и визуальное восприятие", Рушенбах Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие", Хогарт У. "Анализ красоты", Чернышев О.В "Формальная композиция" ну и Голубева О.Л., "Основы композиции".
ЗЗЫ. Все книги есть в пдф в инете, но для особо ленивых могу куда нить выложить.