Тема действительно интересная, и потому добавлю несколько слов от себя.
Вспышка, конечно же, необходима, но, в первую очередь, как вспомогательный инструмент. Именно ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ, - к основному, т.е. к фотоаппарату.
Умение грамотно подмечать и регистрировать естественный свет, как мастерство, шлифуется годами. И этого мастерства никакая вспышка не заменит. И ведь согласимся, что далеко не все из нас достигли в этом приемлемых высот (я лично не претендую).
Так вот: новичок, покупая в первом комплекте блиц, зачастую приобретает себе определённый технологический костыль, технологическую опору, которая призвана помочь лепить шедевры. Но где грань между "помоги" и "давай делай всё сама, - ведь за тебя деньги уплачены".
Большинство из нас достаточно ленивы, и, получив начальное образование (пусть даже это будет и институт), мало ведь кто занимается дальнейшим самообразованием.
Конечно же, можно возразить аргументом, что человек, купивший цифрозеркалку, - есть личность саморазвивающаяся и ищущая новые применения своим талантам. Но, положа руку на сердце, скажем себе честно "а сколько таких? - талантливых". Многие ведь покупают по той лишь причине, что у Пети есть, и у Васи есть, и у Саши есть, так пусть и у меня будет. Модно и прикольно.
Какие, блин в баню, правила классической композиции, и сюжетность? Креатив сегодня - это наше всё. Миллионы мегабайт мегамусора гуляет по инету: плоские как блины, выженные вспышкой лица, прости господи, портретируемых, ставшие уже классикой перекосы и завалы горизонтов, кислотные цвета, отсутствие мало-мальского смысла в демонстрируемом на общее обозрение (матершиной ведь тоже можно общаться). Даже выражение укоренилось "фоты на позыр". Удобная психология, между прочим: мол, и спрос с меня невелик. Повсеместная "лепиловка горбатого", и причём если на фоТЯГЕ пыха стоит, - круть неимоверная: перед нами настоящий хфатограф, блин.
Вспышка очень тонкий инструмент. Необходимо, как и в любом деле, научиться основным, базовым вещам (в первую очередь контролировать ЕСТЕСТВЕННЫЙ светотеневой рисунок), а потом покупай её себе на здоровье, но, как и про-технику, с пониманием, для чего, где и когда.
Поэтому вспышка нужна, но никак не на начальном уровне обучения, или же, если она есть, то использовать её по минимуму, когда без неё действительно не обойтись. Светосильный классический полтинник, или его аналоги, не вносят (в неумелых руках) таких непоправимых цветовых и световых искажений как вспышка, а заодно более грамотно обучает делить наблюдаемое пространство на планы. По жизни мы ведь очень редко подсвечиваем себе фонариком, да и художники вспышку не используют :D .
Немного сумбурно написал, но ничего личного, и всё, что выше, это сугубо МЛМ.