Цитата:от:Омельченко Юрий
Подозреваю, что сейчас вызову на себя "бурю негодования!" почитателей К.Б. Вопрос был, почему это круто? Так вот, я не вижу в его работах ничего, что можно было бы описать именно этим определением. Известный репортер Капа ( снимок убитого солдата Испанской войны в падении ) действительно удивительный. Поскольку он снят под реальным огнем и уловил "момент", который сам по себе своей правдой события заслуживает любых уважительных эпитетов. Там ничего не придумано... Как есть... А лужа с прыгающим человеком - результат "полупостановки". Человек нашел тему и стал методично долбить ролик за роликом, пока не решил, что, наверное, хватит. Будет из чего выбрать... Чувствуете разницу в подходе у репортеров? Капа погиб, подорвавшись на противопехотной мине, поскольку реально ловил "момент истины", а К.Б. создавал момент, талантливо, уникально, красиво (на мой вкус не всегда красиво по изображению), но получается осмысленно. Мне такой подход в фотографии не кажется ценным. Если фотограф занимается "лицедейством", т.е. средствами фотографии создает изобразительные манифесты (идейные посылы), то и оценивать это надо не на тех же весах, что и прямых фотографов. Человек, который всю жизнь снимал одним объективом, ни разу не печатал свои изображения и, судя по тому, что я видел у нас в Манеже (его персональная выставка), позволял свои картины демонстрировать по миру в таком удручающем техническом воплощении, в моем понимании не фотограф, а культовый персонаж. В Культовый персонаж "принято" верить, а не обсуждать. Поэтому нас обязывают, из претензий на, вроде бы, понимание общепринятых и понятных ценностей, называть это - Круто! Всем поклон.Подробнее
"Круто" - это не "хорошо", а "модно".
Действительно, на интернетовский фототусовках Анти Картье-Брессона вспоминают чаще, чем других репортажников. Это не значит, что его работы просты, их понимают, и что они нравятся. Брессон - сложный автор и философствующий наблюдатель жизни, его работы многослойны: часто зрители обращают внимание только на одну их сторону, например, на забавный или странный сюжет, - это нравится. В это время эстеты наслаждаются тонкой и продуманной композицией фотографий, силой пластической метафоры, лаконичностью средств, сюрностью образа и т.п. Поэтому почти каждый зритель может найти у Картье-Брессона что-то "по вкусу". Брессон как бы сочетал в себе качества многих фотографов, каждый из которых обладал лишь одним из них. Тем не менее, он никому не подражал. В сущности он не был репортажником, он - философ жизни, визуальный мыслитель.
У фототусовщиков есть две засаленные козырные карты: "Черный квадрат" Малевича и "Прыгающий мужик" Картье-Брессона (настоящее название фотографии совсем другое), которые достаются из манжет всякий раз, когда вспоминают живопись и фотографию. Наверное, это круто. Но по-моему, это больше характеризуют уровень дискутирующих, чем говорит о популярности Малевича и Брессона.
Что касается "Смерти республиканца" Капы, то этот кадр был сделан случайно: под огнем Роберт вытянул руку из окопа и, не глядя в видоискатель Лейки, отщелкал всю пленку. Один кадр оказался удачным. Талант Капы тут не при чем.
И последнее, я не слышал, что "Прыгающий мужик" - постановка. Картье-Брессон признался, что у него 2-3 постановленных кадра: проститутки, пикник и еще что-то, но не мужик.