Цитата:от:no ifs no buts
Помимо фото- существует еще, например, калиграфия. Оценивая росчерки калиграфа совершенно не обязательно обращать внимание на то, что ими написано – Майн Кампф или Преступление и Наказание. Иногда текст может привносить требования или возможности, но конечный результат не он сам. С другой стороны – тому же Преступлению или Майн Кампфу без разницы каким шрифтом быть напечатаным (пока текст читабелен). Когда-то это было не так – до Гуттенберга примерно. С фотографией, мне кажется, что-то подобное. У Картье-Брессона собственно фотография – вторична. Она – носитель, как и шрифт. Нисколько его заслуг это не умаляет, но в отрыве от сюжета очень немногие его фотографии (грубо говоря – на уровне светлых и темных пятен) интересны для меня. А вот темный склон с вертикальными белыми стволами деревьев у Адамса – интересен. Ступеньки у Родченко интересны. Тут во многом вопрос терминологии, конечно.Подробнее
В целом с этим можно согласиться. Иначе говоря, есть смысл, а есть и средства. Если в литературе они не очень связаны (та же каллиграфия - лишь бы рукопись была разборчивой. Хотя к средствам относятся и более сложные структуры - тропы там разные, богатство лексики, ритмика и пр.), то во всякой живописи они практически неразрывны. Любой кадр или картина могут быть запороты технически неграмотным исполнением.
Так что, если речь идет о разного рода оценках чьего-то творчества, существуют два несвязанных подхода:
-профессиональный. Насколько точно автор владеет своими изобразительными средствами. Насколько обширен известный ему инструментарий. Сколько у автора самокритики, чтобы не пихать технически плохие вещи зрителям. И т.д.
-потребительский. Каков социальный или эстетический смысл произведения. Какие жанры предпочитает автор и почему. Чем отличается его творчество (в целом или отдельные произведения) от других похожих. Каковы последствия его творчества. И т.п.
Иными словами, существует две различных роли для критика, условно: "эксперта" и "искусствоведа" (пример, кстати, второго подхода приведен в ссылке по реплике Lesha Artemov). Конечно, нелепо требовать от лиц, выступающих в этих ролях, собственного такого же творчества, как и у обсуждаемого какого-либо автора; в конфе же это идет сплошь и рядом, даже немного попадается в этом топике. Творчество и творческая критика очень разные вещи, и искусствоведов значительно больше, чем художников. Трактовок потому что много. Довольно часто творцы оказываются вполне дрянными критиками, потому как критиковать тоже надо уметь. Смешивать обе эти роли ( "эксперта" и "искусствоведа" ) нельзя, потому что тогда возникают бесконечные бессмысленные неинформативные рассуждения, типа кого что за что цепляет. Если уж люди собрались дать оценку чему-нибудь, то не надо ахать и/или охать, как в целом в этом топике (и не только в этом), а внятно представить собственную аргументированную развернутую оценку.