Тема закрыта

(не пятничное) Про вчерашнее "к барьеру"

Всего 157 сообщ. | Показаны 1 - 20
(не пятничное) Про вчерашнее "к барьеру"
Посмотрел вчера "к барьеру". Никита Михалков и Виктор Ерофеев спорили по вопросу введения "основ православной культуры" в школе. (ну, кто какую точку зрения отстаивал, по-моему ясно). Я в паринципе люблю поглядеть на данное теледейство, но тут прямо исключительный случай: оба противника адекватны (что там отнюдь не правило), почти не орут, друг друга почти не перебивают, не тычат друг в друга пальцами. Соловьев весь первый раунд молча слушал, что вообще удивительно.
На мой взгляд, оба говорят довольно правильные вещи.
Забавно вот.
____________________
Помнится мне, на фотору этот вопрос обсуждался уже, но раз такой повод - побаяню. Для начала кратко свою точку зрения изложу.
1)За время передачи несколько раз звучало утверждение "Россия - православная страна". Однако никто так и не попытался уточнить, что имеет ввиду. Вот на мой взгляд - это не так. Сербия там, Греция, Кипр - возможно, да, а вот Россия - нет. Не определяет Православие жизнь современной России.
Тем не менее, определенный резон у этого утверждения есть. По разным опросам у нас от 50 до 80 % населения причисляет себя к православным. Однако тут часто получается как в анекдоте: "80% опрошенных назвали себя православными. при этом верит в Бога - 75%". Реально же участвует в церковной жизни около 20%. А остальные, получается, как в поговорке - "не Богу свечка, не черту кочерга"?
2)В моем понимании главная польза, которую могут дать уроки "основ православной культуры" в школе - помочь людям самоопределиться, занять осмысленную позицию в жизни. При этом, безусловно, человек получит необходимые знания для понимания русской культуры и т.д., но это и без меня говорено много раз.
3)Основное препятствие для введения предмета - то, на что Ерофеев упор и делал - отсутствие кадров и система преподавания (обязаловка) в целом. Увы, проблема имеет место быть - мне доводилось общаться с учащимися православных школ и сестринских училищ, я достаточно убедился в её реальности. (я не говорю, что плохо всё, но отдельные случаи, когда Православию начинают учить люди, которые о нем сами узнали пару лет назад из брошюрок "первые шаги в храме" - это ужас). Увы, я не представляю, как это проблему можно быстро и качественно решить.
Впрочем, как верно заметил Легойда, похожая проблема существует и с преподаванием литературы, однако никто не предлагает её отменять.
4)Есть еще один спорный момент. Про то, что именно будет преподаваться. А именно "опк" или "закон Божий". Так вот, второй вариант, конечно, никто вводить не будут, это будет именно культурологический предмет. Но если его будут преподавать вчерашние, скажем, исторички, которые сами вчера только пришли в Церковь - получится именно "закон Божий".

В общем, хочу послушать ваши мнения

_____________________________
Сообщения с матом, стебом и наездами буду удалять.
Re[CTPAHHuK]:
Лучше бы шла речь об "Основах культуры" или, лучше об "Основах культур разных народов России", где наряду с другими, давались бы и азы религиозных учений. Но всех, а не какого-то одного.

Re[CTPAHHuK]:
Цитата:

от:CTPAHHuK
Посмотрел вчера "к барьеру". Никита Михалков и Виктор Ерофеев спорили по вопросу введения "основ православной культуры" в школе. (ну, кто какую точку зрения отстаивал, по-моему ясно). Я в паринципе люблю поглядеть на данное теледейство, но тут прямо исключительный случай: оба противника адекватны (что там отнюдь не правило), почти не орут, друг друга почти не перебивают, не тычат друг в друга пальцами. Соловьев весь первый раунд молча слушал, что вообще удивительно.
На мой взгляд, оба говорят довольно правильные вещи.
Забавно вот.
____________________
Помнится мне, на фотору этот вопрос обсуждался уже, но раз такой повод - побаяню. Для начала кратко свою точку зрения изложу.
1)За время передачи несколько раз звучало утверждение "Россия - православная страна". Однако никто так и не попытался уточнить, что имеет ввиду. Вот на мой взгляд - это не так. Сербия там, Греция, Кипр - возможно, да, а вот Россия - нет. Не определяет Православие жизнь современной России.
Тем не менее, определенный резон у этого утверждения есть. По разным опросам у нас от 50 до 80 % населения причисляет себя к православным. Однако тут часто получается как в анекдоте: "80% опрошенных назвали себя православными. при этом верит в Бога - 75%". Реально же участвует в церковной жизни около 20%. А остальные, получается, как в поговорке - "не Богу свечка, не черту кочерга"?

Подробнее

Да, это так. Совершенно верное утверждение. Множество людей, называющих себя православными, понятие о том, что же это такое имеют весьма и весьма приблизительное. Более того, мне встречались "православные" (ну, то есть уверенные в том, что они таковыми являются), заявляющие, что в Бога они не верят. Неоднократно. Абсурд? Нет, реальность. Сколько тех, кто не в состоянии произнести дословно "Отче наш", не говоря уже о "Символе веры" - по моим наблюдением, их действительно около 80%. Так что не о участии в церковной жизни даже речь, а об элементарном соответствии понятию речь.
Цитата:

от:CTPAHHuK

2)В моем понимании главная польза, которую могут дать уроки "основ православной культуры" в школе - помочь людям самоопределиться, занять осмысленную позицию в жизни. При этом, безусловно, человек получит необходимые знания для понимания русской культуры и т.д., но это и без меня говорено много раз.

Подробнее

Тут надо определиться. Скажите, Зимний дворец - это русская культура? А московский Кремль? Медленно и неуклонно подходим к пониманию того, что культур русских - много. И потом, приблизиться к пониманию русской культуры можно а) воспитываясь в рамках этой культуры б) знакомясь с литературой, живописью, архитектурой, народным творчеством. В которых элемент православия будет, несомненно, проявляться. Но вот доминировать - далеко не всегда.
Другой аспект - либо помочь определиться, либо самоопределиться. Противоречие ибо.
Цитата:

от:CTPAHHuK

3)Основное препятствие для введения предмета - то, на что Ерофеев упор и делал - отсутствие кадров и система преподавания (обязаловка) в целом. Увы, проблема имеет место быть - мне доводилось общаться с учащимися православных школ и сестринских училищ, я достаточно убедился в её реальности. (я не говорю, что плохо всё, но отдельные случаи, когда Православию начинают учить люди, которые о нем сами узнали пару лет назад из брошюрок "первые шаги в храме" - это ужас). Увы, я не представляю, как это проблему можно быстро и качественно решить.
4)Впрочем, как верно заметил Легойда, похожая проблема существует и с преподаванием литературы, однако никто не предлагает её отменять.

Подробнее

Кафедр религиоведения вне церковных учебных заведений - раз-два и обчелся. Православием же на этих кафедрах занимаются не то, чтобы усердно и пристально. В моде у них тоталитарные секты, культы и т.п.
Если подходить к этому делу серьезно, то потребуется минимум 10-15 лет, чтобы получить штат вузовских преподавателей, способных учить студентов по этой программе. Еще 5 лет - первые выпуски специалистов, или, по минимуму - бакалавров.
Иначе - вести эти уроки будут переподготовленные на трехмесячных курсах учителя ботаники и физкультуры.
Цитата:
от: CTPAHHuK

В общем, хочу послушать ваши мнения

_____________________________
Сообщения с матом, стебом и наездами буду удалять.

Высказался.
Re[CTPAHHuK]:
фигня это все будет еще один предмет типа этики и психологии семейной жизни кому надо-существуют воскресные школы это должно из семьи в первую очередь идти а не по указке сверху
Re[CSB]:
В "Законе о свободе совести", принятом Советом Федераций единогласно, сказано, что Закон принимается, "признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" и что "христианство... составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России".

И что это за образование, в котором нет места "неотъемлемой части"?
Re[Митрич16]:
Цитата:

от:Митрич16
В "Законе о свободе совести", принятом Советом Федераций единогласно, сказано, что Закон принимается, "признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" и что "христианство... составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России".

И что это за образование, в котором нет места "неотъемлемой части"?

Подробнее

Вы себя считаете необразованным человеком?
Re[CSB]:
Цитата:

от:CSB
Лучше бы шла речь об "Основах культуры" или, лучше об "Основах культур разных народов России", где наряду с другими, давались бы и азы религиозных учений. Но всех, а не какого-то одного.

Подробнее

Чем лучше?
Я оговорюсь, я считаю что надо обязательно
1) В регионах компактного... вводит не основы православной, а, скажем, основы исламской культуры.
2) Введение "опк" не исключает курса религиоведения, где были бы аны знания по остальным религиям (традиционным)
Re[Jester]:
Цитата:
от: Jester
Вы себя считаете необразованным человеком?

Я всего лишь говорил о том, что мне не до конца понятна позиция противников введения в государственных школах "основ Православной культуры". Школа, де, государственная, государство - светское… Ну да… А вот - Закон

Кроме того, никто из сторонников введения этого предмета никогда не говорил об его обзательности, да? Факультатив…
Re[CTPAHHuK]:
Цитата:

от:CTPAHHuK
Чем лучше?
Я оговорюсь, я считаю что надо обязательно
1) В регионах компактного... вводит не основы православной, а, скажем, основы исламской культуры.
2) Введение "опк" не исключает курса религиоведения, где были бы аны знания по остальным религиям (традиционным)

Подробнее

Если речь идет об изучении чисто религиозных вопросов - этому не место в светской школе. Этом должна заниматься церковь.
Если речь идет о культуре - то православие, безусловно, лежит в основе, но только как один из многих столпов. Поэтому изучать северную часть фундамента, не изучая южную, восточную и западную - глупо.
Re[CSB]:
Цитата:

от:CSB
Если речь идет об изучении чисто религиозных вопросов - этому не место в светской школе. Этом должна заниматься церковь.
Если речь идет о культуре - то православие, безусловно, лежит в основе, но только как один из многих столпов. Поэтому изучать северную часть фундамента, не изучая южную, восточную и западную - глупо.

Подробнее

+1
Re[Jester]:
Цитата:
от: Jester
Высказался.

Спасибо :)
Цитата:
от: Jester

Абсурд? Нет, реальность....
Так что не о участии в церковной жизни даже речь, а об элементарном соответствии понятию речь.

А в реальности такие абсурды отнюдь не редкость : )

Что касается соответствия понятию... Тут очень сложно установить грань. Если человек может Символ Веры прочитать, он что - сразу православный? Нет.
Вообще в апостольских правилах было что-то вроде того, что христианин, не бывший на Литургии месяц без существенных причин (тюремное заключение, например), считаетс утратившим связь с Церковью. Не уверен, что это применимо в наше время.


Цитата:
от: Jester
Тут надо определиться. Скажите, Зимний дворец - это русская культура? А московский Кремль? Медленно и неуклонно подходим к пониманию того, что культур русских - много.

В моем понимании - она одна, многогранная и развивавшаяся во времени.
Но не культуролог, извините.

Цитата:

от:Jester
И потом, приблизиться к пониманию русской культуры можно а) воспитываясь в рамках этой культуры б) знакомясь с литературой, живописью, архитектурой, народным творчеством. В которых элемент православия будет, несомненно, проявляться. Но вот доминировать - далеко не всегда.

Подробнее

Приблизиться - можно. но: с (а) уже сейчас проблемы, многие из ваших студентов способны воспитать детей в рамках этой культуры? А из технарей? (я в техническом вузе работаю). (Б) Много ли людей, способных к самообразованию? Или школьного курса достаточно?

Цитата:
от: Jester
Другой аспект - либо помочь определиться, либо самоопределиться. Противоречие ибо.

Не вижу, извините. Помочь самоопределиться, дать пищу к размышлениям. Христианство - неудобная религия, узнав её лучше не все хотят её принять.

Цитата:

от:Jester
Кафедр религиоведения вне церковных учебных заведений - раз-два и обчелся. Православием же на этих кафедрах занимаются не то, чтобы усердно и пристально. В моде у них тоталитарные секты, культы и т.п.
Если подходить к этому делу серьезно, то потребуется минимум 10-15 лет, чтобы получить штат вузовских преподавателей, способных учить студентов по этой программе. Еще 5 лет - первые выпуски специалистов, или, по минимуму - бакалавров.

Подробнее

В Москве не первый год действует 2 православных богословских вуза с гос. акредитацией и очень неплохим уровнем подготовки и отделениями по всей России. Не всё так уж катастрофически плохо, хотя проблема есть.
Цитата:
от: Jester
Иначе - вести эти уроки будут переподготовленные на трехмесячных курсах учителя ботаники и физкультуры.

Увы, будут.
Re[Митрич16]:
Цитата:

от:Митрич16
Я всего лишь говорил о том, что мне не до конца понятна позиция противников введения в государственных школах "основ Православной культуры". Школа, де, государственная, государство - светское… Ну да… А вот - Закон

Подробнее

А закон что-то говорит о том, что православие является не только неотъемлемой, но и обязательной для исповедания религии?
Цитата:
от: Митрич16

Кроме того, никто из сторонников введения этого предмета никогда не говорил об его обзательности, да? Факультатив…

Говорили-говорили.
Еще как говорили.
Re[CSB]:
Цитата:
от: CSB
Если речь идет об изучении чисто религиозных вопросов - этому не место в светской школе. Этом должна заниматься церковь.

Давайте так. В принципе, я с этим утвержднием согласен, только бы вот хотелось бы убедиться, что под "чисто религиозными" мы одно и то же понимаем?

Цитата:
от: CSB
Если речь идет о культуре - то православие, безусловно, лежит в основе, но только как один из многих столпов. Поэтому изучать северную часть фундамента, не изучая южную, восточную и западную - глупо.

Остальные назовите пожалуйста. мне правда интересно.
Re[Jester]:
Цитата:
от: Jester
А закон что-то говорит о том, что православие является не только неотъемлемой, но и обязательной для исповедания религии?

а кто говорит о том, что присутствие православного учителя в школе исключает посещения этой же школы мусульманским проповедником или иудейским?

Чтобы говорили об обязательности - не слышал, правда… Напротив, всегда подчеркивается обратное. Деятелями. Церкви. Обсуждении при.
Re[CTPAHHuK]:
да нафиг это в школе не надо. В рамках какого-либо предмета- возможно, но не забивать ерундой детские головы. С точными науками проблема, читать-писать многие не умеют, а тут прям нашли основу.
Re[stoler]:
Цитата:
от: stoler
да нафиг это в школе не надо.

Опля. А я вот считаю, что надо. Для моего ребенка, в частности.
Цитата:
от: stoler
В рамках какого-либо предмета- возможно, но не забивать ерундой детские головы.

Опля. а что тогда не ерунда? примеры можно, чем нужно головы забивать?
Цитата:
от: stoler
С точными науками проблема, читать-писать многие не умеют, а тут прям нашли основу.

Согласен, проблема. Корень проблемы в чем? По моему мнению - ухудшением воспитания в семье, что важнее школного воспитания и базис для него закладывает. Плюс общее падение культуры. Так что, по-моему, этот предмет никак ситуацию не ухудшит.
Re[CTPAHHuK]:
Цитата:
от: CTPAHHuK
что тогда не ерунда?

Митричь, давай без стеба, а то в флейм уйдем.
Re[CTPAHHuK]:
Цитата:
от: CTPAHHuK
Давайте так. В принципе, я с этим утвержднием согласен, только бы вот хотелось бы убедиться, что под "чисто религиозными" мы одно и то же понимаем?

Я имею в виду церковные обряды в отличие от теоретических вопросов веры как таковой.
Цитата:
от: CTPAHHuK
Остальные назовите пожалуйста. мне правда интересно.

Если в плане религиозном - основы других ведущих вероучений. В более широком плане - литература, музыка, архитектура, живопись, история искусств - но не так, как это было в мое время - в основном был разбор технических приемов создания художественных произведений, а как история развития культуры. Главным образом ПОЧЕМУ были созданы те или иные произведения, а не КАК. Кроме того, Культура - это и традиции и обряды разных народов. Их отличия и сходство. Корни их зарождения и способы примирить несхожести при совместном проживании.

Как-то так. Это был экспромт, конечно, надо бы подумать на эту тему еще.
Re[CTPAHHuK]:
обучайте дома или в воскресной школе.
физика-химия-биология-спорт-языки-.... Иначе будем пробовать лететь на марс путем истового моления.
Если будут вводить какой-то новый предмет, то в ущерб чему-то другому. Из пары "молитва-таблица умножения" я бы выбрал второе. Когда ребенок вырастет и станет совершеннослетним, пускай сам себе определяет, справа налево креститься или наоборот.
Re[CTPAHHuK]:
православные гимназии и воскресные школы еще никто не отменял
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта