Так вот, к сути!
Сформулирую, наконец, те мысли, к которым пытался подвести вопросами во время "задорной" дискусии! (: ДМБ- ценю Вашу остроумность!) :)
Мысль первая: композиция и фокусировка - это разные задачи, и решать их можно как одновременно, так и раздельно. Одним инструментом или разными.
Проблемы с визированием целого кадра 6x9 возникают тогда, когда мы при построении композиции на 6x9 пользуемся теми же инструментарием, что и на 4x5. Т.е. - собственными глазами и больше ничем! Да, кадр 6x9 трудно разглядеть без лупы, аккомодация глаз не позволяет приблизится. Так что нам мешает воспользоваться лупой при построении кадра?
Мысль вторая: Смею утверждать, что широкая лупа кратностью 4-6х с определенного расстояния позволит охватить весь кадр 6x9. Очки не годятся! Лупа должна быть фиксирована по оси визирования, иначе наши глаза будут находиться в состоянии постоянной "подстройки", будет "неудобно". Т.е. нужно примерно воспроизвести условия просмотра 6x7 через шахту. Только лупа должна быть подвижна вдоль оси кадра. 2-3 см достаточно, что бы рассмотреть углы.
Почему так не делается в формате 4x5?
Во-первых делается - существуют угловые видоискатели, правда, без подвижки лупы.
Но лупа там очень небольшая по кратности, иначе не охватишь весь кадр.
Именно это обстоятельство, а также его громоздкость, делает применение этого девайса неудобным:
Цитата:от: ДМБ
Ну вот нахрена мне в студии тратить время на установку этой хрени, а потом использовать накидку для ползания по углам с лупой? ...
А зачем ползать с лупой? Да просто потому, что кадрирование и наводка на резкость - это разные задачи, и последняя в любом случае, в любом формате требует лупы!
В малых форматах - это одна и та же лупа большой кратности, позволяющая как охватить все поле, так и навестись на резкость.
В формате 4x5 не существует такой лупы, которая бы позволяла и охватить все поле, и увидеть детали. Поэтому кадрируют невооруженными глазами, а наводятся с помощью 6-8 кратной лупы.
А как же 6x9?
Мысль третья: На основании своих экспериментов, утверждаю, что в формате 6x9 широкая 5-6-и кратная лупа, фиксированная с помощью подобия шахты по оси визирования, но подвижная по длинной оси кадра позволит не только охватить весь кадр для построения композиции, в том числе, с умеренными подвижками, но и удовлетворительно навестись на резкость.
К сожалению, такие устройства не производятся промышленно. Угловой видоискатель Хорсмана 6x9 никуда не годится. Лупа маленькой светосилы, маленькой кратности, неподвижна. Зеркало- совершенно лишняя деталь.
Т.е. вышеописанную шахту с подвижной лупой нужно делать самостоятельно.
Ps. Если кто захочет приколоться, по поводу "изобретения велосипеда", пусть покажет подобный велосипед в действии.
Ps2 Пользователи камер Fuji 680 с подвижками - там такой видоискатель реализован - прошу высказаться по поводу реального опыта и удобства применения.