Предлагаю вашему вниманию выдержку из книги знаменитого немецкого фотографа, автора многих книг о природе, Фрица Пелкинга о судьбе фотографии.
Фриц Пелкинг (Fritz Pölking)
http://en.wikipedia.org/wiki/Fritz_P%C3%B6lking
Сайт:
http://www.poelking.com



Перевод мой, поэтому к выражениям прошу не придираться.
***
Честность ничем не заменить.
Пестреющий яркими красками зимородок с рыбкой в клюве сидит на пне, торчащем из воды. Вокруг него семь маленьких зимородков, с ожиданием глядящие на мать. Все семеро великолепно отражаются в темной воде.
Самка снежного барса взобралась на старое сучковатое дерево на фоне покрытых снегом Гималаев, рядом с ней на векте два маленьких детеныша.
В качестве нарисованных картинок меня такие сюжеты вовсе не тронули бы и я счел бы их кичем, потому что я точно знаю, что художник их видел не так, они лишь продукт его фантазии. А вот в качестве фотографий они были бы сенсацией, а не кичем, потому что они достоверны, а достоверное не может быть кичем.
Когда я в первый раз увидел фото, на котором рысь по глубокому снегу преследует зайца, всего в метре за ним, я был под сильным впечатлением. Сегодня, когда я знаю, что такие снимки делаются в питомниках, с содержавшейся в неволе рысью, я вовсе не впечатлен, а скорее расстроен и обескуражен.
Заниматься подтасовкой для некоторых фотографов и редакторов вполне обычное дело. Фотографируют дрессированных животных, делают «сэндвичи» (очень популярен одно время был мотив «Охотник с ружьем и разлетающиеся перед ним утки и гуси». Такие фотомонтажи можно было видеть в любом охотничем журнале в различных вариациях, к сожалению, в большинстве случаев, без упоминания о фотомонтаже.
Но сегодня, при множестве зверопитомников и одновременно с возможностью оцифровки фотографий, это явление входит в совсем другое измерение. Сегодня я спокойно могу зацифровать вместе восемь зимородков или четыре снежных барса и никто не заметит, что это не оригинальное фото. Это означает – фотография теряет свою достоверность, а это губительно. Снимок, которому нельзя верить, никого не интересует, он совершенно бесполезен и несущественен, как нарисованный зверь. Он может быть очень симпатичным, но никто не воспримет это серьезно. Мощное, недостижимое никакими другими изобразительными средствами воздействие природной фотографии базируется на том, что она правдива и отражает действительность. Именно это делает фотографию уникальной. Если мы отнимем у нее это, она потеряет всю значимость. Поэтому чрезвычайно выжно, чтобы фотографы обозначали свои работы, на какой применен композинг, а где шла работа с прирученными или пойманными животными, то есть, в конроллируемых условиях. Прежде всего журналы должны относиться к этому очень серьезно, иначе они подорвут основу своего существования. GEO, Kosmos, Animal и т.д. живы, покуда читатель верит им. Поэтому такие журналы должны опубликовывать только настоящие фотографии, а если это клоны, то непременно должно содержаться и указание на это рядом с изображением.
Характерный пример был опубликован на обложке журнала GEO за 8/94. Там был изображен дрессированный в США тигр, находящийся под надзором дрессировщика, который несется прямо на лежащего на земле фотографа. GEO опубликовал снимок безо всякого указания на этот факт, в контексте статьи о лесном массиве Сундарбан в Индии и ни один читатель, глядя на эту и еще некоторые фотографии не подумает, что они сделаны не в Индии, а в США.
Ничего невозможного нет: оцифровка.

На примере этого снимка водяного козла в кратере Нгоронгоро в Африке, показано, что возможно с новой техникой. На левом снимке удачное положени рогов и ушей, положение хвоста тоже удачное и нормальное положение ног. На правом снимке все хуже: одно ухо полусогнуто, положение ног не столь удачно, а хвоста вообще не видно. Однако, выставленная вбок левая нога придает изображению интересный характер. Оператор сканера оцифровал оба изображения и свел их вместе, совместив лучшее из двух кадров.
Я уверен, что любое серьезное издательство отвергнет такой фотокомпозинг, ведь оно, я надеюсь, понимает, что такие приемы смертельны для самого жанра природной фотографии. Я также уверен, что в будущем будут приниматься только натуральные изображения (природные документы), а от фотографий с дрессированными животными откажутся, потому что сама идея нашей деятельности в том, чтобы показать природу в ее действительном виде. В любом случае, фотокомпозинг должен быть указан при любом опубликовании изображения, а иначе «Один клик мыши - и правда превратится в ложь.»
1995
***
