от: vga50
Сцены типа лесной летней полянки в предзакатном солнце (золотой час), осенних листьев на просвет, спелых ягод довольно значительные участки легко выходят за sRGB.
Господа, коль уж мы стали постепенно усложнять материал, то позволю себе озвучить еще одну деталь.
Все мы знаем, что цветовое ощущение человека (то есть, цвет) трехмерно и имеет три т.н. перцепционных (чувственных) атрибута – светлоту, цветовой тон и насыщенность (Lightness – L, hue – h и chroma – c). Наши с вами программы этими атрибутами и оперируют, но чаще в виде их декартового отображения (Lab), а не цилиндрического (Lch). Хотя существуют программы, в которых Lab представлен в виде Lch (NewColor, например).
Мы помним, что насыщенность (chroma) – это степень НЕсерости цветового ощущения. Молодая июньская листва, освещенная полуденным солнцем, «зеленее» предосенней августовской в пасмурный день – то есть насыщенность первой выше.
Теперь представим себе, что у нас имеется примитивное изображение, состоящее из двух квадратиков: серо-зеленого и зеленого. Мы рассматриваем это изображение дома при свете хорошей люминесцентной лампы с 5000К. Освещенность низкая, полумрак. Мы видим, что насыщенность зеленого выше, чем насыщенность серо-зеленого. Теперь представим себе, что мы вынесли это изображение на яркое солнце. Что произошло? Произошло то, что изображение «запело» и «зазвенело»: серо-зеленый стал просто зеленым, а бывший зеленый стал интенсивно-горяще-зеленым. НО! Чувственная разница между бывшим серо-зеленым (ныне просто зеленым) и бывшим зеленым (ныне интенсивно-зеленым) осталась прежней… Что это значит?
Это значит, что насыщенность у обоих зеленых осталась неизменной, коли отличаются они друг от друга на прежнюю величину, но при этом что-то изменилось… Что? Изменился такой чувственный показатель, как т.н. полнота цвета (colorfulness), о котором в наших программах ни слова.
Плюс к тому, оба квадратика стали явно ярче, однако же разница по яркости между ними осталась прежней. Что это значит?
Это значит, что светлота квадратиков осталась прежней, коли один во столько же раз ярче другого, но при этом все же что-то изменилось… Что? Изменился такой чувственный показатель как субъективная яркость (brightness), с которой мы знакомы по инструменту Hue/Saturation (Ctrl+U).
Итак, мы с удивлением обнаруживаем, что у цветового ощущения человека не три атрибута, как мы привыкли думать, а пять: субъективная яркость (brightness), светлота (lightness), полнота цвета (colorfulness), насыщенность (chroma) и цветовой тон (hue). Цвет пятимерен, как это ни печально.
Однако программы наши оперируют только тремя показателями: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью (не считая упомянутого инструмента Hue/Saturation, о котором можно поговорить отдельно и не здесь). Почему? Потому что заморачиваться субъективной яркостью и полнотой цвета бесполезно – никто не знает, при какой освещенности будут рассматриваться наши отпечатки: то ли при свете свечи, то ли на ярком полуденном солнце. Сие непрогнозируемо и предсказать величины этих показателей невозможно (на самом деле возможно, но это уж очень сложный и долгий разговор). Поэтому программы наши оперируют только относительными показателями цветового ощущения – показателями, неизменными при смене интенсивности освещения, то есть: светлотой, насыщенностью и цветовым тоном.
Однако же мироздание плевать хотело на наши возможности, удобства и неудобства – цвет остается пятимерным, нравится нам это или нет, удобно или нет. И субъективная яркость с полнотой цвета (абсолютные показатели цветового ощущения) растут по мере роста освещенности изображения – растет, соответственно, и цветовой охват этого изображения. И наоборот. Сие
эффект Ханта.
Плюс к тому, по мере роста освещенности отпечатка растет и его визуальный контраст (не путать с визуальной контрастностью). И наоборот. Сие
эффект Стивенса.
А теперь вернемся к нашим пространствам. Все они предполагают стандартную освещенность изображений – 1000 lux. Фактическую ли, условную ли – неважно. Это общепринятый стандарт. Это довольно высокая освещенность. К примеру, освещенность в офисах порядка 400 lux, а дома порядка 100-200 lux.
А теперь представим себе ситуацию, что мы сняли сцену, охват которой превышает sRGB, но не превышает охват хорошего принтера. Мы послушно конвертировали RAW-данные в Adobe RGB, подкорректировали картинку, конвертировали по профайлу принтера и отправили на печать. Что это значит?
Это значит, что полнота цвета элементов принтерного отпечатка будет передана достоверно при условии, что освещенность изображения 1000 lux. Сие спец. условия просмотра. В быту, напомню, освещенность порядка 100-200 lux – в пять раз ниже. Что произойдет?
Произойдет то, что при неизменных светлотах и насыщенностях элементов этого изображения, субъективные яркости и полноты цвета этих же элементов -- упадут (эффект Ханта), и цветовой охват изображения съежится в несколько раз. Упадет и его визуальный контраст (эффект Стивенса).
Обратная ситуация легко прогнозируема: изображение сцены, охват которой едва заполнил sRGB, отпечатанное на скромном струйничке, на ярком свету выглядит эффектно и красочно: светлоты и насыщенности остались неизменными, но выросли субъективные яркости и полноты цвета элементов этого изображения. Вырос и его визуальный контраст (что важнее всего предыдущего).
Вот что пишет сам Хант по этому поводу: «Сказанное в свое время было показано на “Всемирной выставке технических достижений” в Нью-Йорке (1964-65 гг.), где отпечатки демонстрировались на очень высоких уровнях направленного освещения, благодаря чему воспринимались не хуже слайдов (Bartleson, Reese, Macbeth и James, 1964).»
ВЫВОД: все сказанное вносит такой разброс в результаты нашей работы, что скромные преимущества Adobe RGB становятся еще скромнее. А вот опасность ошибиться по голубым и синим остается прежней. Поэтому при всей правоте уважаемого vga50, считаю своим долгом предупредить о малых выгодах Adobe RGB и потенциальных проблемах.
* * *
У зрительного восприятия еще множество разных эффектов, учет которых сложен и, чаще всего, выполняется нами на интуитивном уровне при цветокоррекции. Но знать феномены зрительного восприятия и помнить о пятимерности цветовых ощущений нужно. Познакомиться с ними можно в книге М.Д. Фершильда «Модели цветового восприятия» http://shadrin.rudtp.ru/Personal/Shadrin_articles8.htm