Текст Бруно МЕРСЬЕ
Довольно сложно рассказать о причинах, заставляющих меня делать именно черно-белые фотографии. Я начинал работать как художник-иллюстратор для журналов и издательских домов в середине 80-х гг. Позже я занимал должность креативного директора в одной из крупнейших во Франции телекоммуникационных компаний. Однако в итоге в 2005 г. решил продолжать карьеру художника.
Поначалу я хотел вернуться к рисункам и иллюстрациям, но в 2006 г. купил цифровую зеркалку и нашел в фотографии, особенно в черно-белой, все, что всегда хотел показать людям. Когда я только начинал фотографировать, то толком не представлял себе, что должен делать. Но отпечатав свою первую монохромную фотографию, я все понял! Это было прозрение, рождение заново.
Понемногу, шаг за шагом я развивал и совершенствовал свой стиль. Теперь мне кажется, что, на самом деле, я вернулся к истокам своего творчества. Действительно, будучи иллюстратором, я работал в стиле черно-белой гравюры. Мои рисунки изображали просторные побережья, с особым вниманием к деталям. Движение, свет и тень были особенно важны в тех работах. Нет сомнений, что они были слишком романтичны. Но я всегда испытывал особую страсть к трудам рисовальщиков, граверов и, конечно, писателей XIX в. Мое сознание прекрасно себя чувствует в окружении их работ и помогает создавать собственные изображения.
Когда меня спрашивают, почему все мои работы напечатаны квадратным форматом, я шучу, что привычный нам прямоугольник кадра — это всего-навсего обрезанный квадрат. Квадрат прекрасен! В отличие от прямоугольника он дает полное, стопроцентное поле зрения.
Если же говорить серьезно, квадратный формат наиболее привычен нашему зрению. Конечно, это всего лишь мое личное мнение, не подкрепленное никакими научными фактами и исследованиями, но изображение, заключенное в квадрат, наиболее достоверно воспроизводит то, что вы видите двумя глазами. Когда вы смотрите на любой сюжет или пейзаж, он не «прямоуголен», а скорее заключен в окружность, хотя вы и не отдаете себе отчет в этом. То, что вы видите на самом деле, совсем не растянуто в ширину, а прекрасно вписывается в квадрат.
Квадратный формат хорошо известен по пленочным среднеформатным камерам, рассчитанным на пленку «тип 120». Когда я был ребенком, мой отец снимал на Hasselblad и многому меня научил. Может быть, именно здесь лежат корни моего увлечения квадратным форматом сегодня, даже когда я снимаю цифровыми камерами. Но, в конце концов, я люблю квадрат за его идеальную и элегантную геометрию и напряжение, которое он придает изображению.
Я использую цифровые технологии на протяжении всего процесса получения изображения. Цифра навсегда изменила фотографию, а дебаты о том, что лучше — традиционные или цифровые технологии, попросту лишены смысла.
Компьютеры, графические редакторы, такие как Adobe Photoshop, и струйные принтеры предоставляют более точный контроль над изображением. При этом цифровой процесс получения фотографии почти не отличается по сути от работы с негативом. В настоящее время я полностью удовлетворен работой с цифрой. А инструменты сами по себе не так важны для меня, как то, что я пытаюсь передать своими фотографиями.
Во всех моих работах превалирует, как правило, тема взаимодействия освещения, движения и окружения. Я люблю играть с ритмом, светом и линиями. Довольно часто я помещаю сюжетно важную часть пейзажа далеко на заднем плане, внутри света, и организую оставшееся пространство с помощью бегущих линий. Это некая игра тенями и отражениями, когда свет пробивается сквозь темноту.
Фотография показывает мое видение, передает чувства и личное отношение к окружающему миру. Я не занимаюсь репродукцией реальности и не заинтересован в изготовлении аккуратных копий увиденного. Я предпочитаю силу внушения, а не описания. То, что вы видите на снимках, проходит через мои собственные фильтры. Конечно, все детали на моих фотографиях существуют на самом деле, и увидеть их может каждый. Но моя задача состоит в том, чтобы художественно и эмоционально интерпретировать их. Показывая найденные элементы пейзажа, такие как деревья и ограды, я использую их как катализатор собственного и, надеюсь, зрительского воображения.
Я очень привязан к тем местам, где создаю свои истории и где воображение начинает работать с особой силой. Проживая на полуострове Котантен (Верхняя Нормандия), я могу наблюдать восхитительные пейзажи и морское побережье севера Франции.
Однако эстетика и красота не должны превращаться в простую декорацию. Я вижу своей целью не изготовление декоративных работ, а передачу поэтического настроения пейзажа, с акцентом на воображении. Мои фотографии — это истории, о которых рассказывает свет в потоках ветра.
Я снимаю исключительно на цифровые камеры. За последние несколько лет я пробовал разные. Начав со старого Canon EOS D60, довольно быстро перешел к комплекту Canon EOS 350D с двумя легкими объективами (18-55 и 55-200). Мне очень нравится эта маленькая и простая в использовании камера. Большое количество моих фотографий сделано именно этим комплектом. Позже я расширил свой набор объективов, приобретя штатный фикс 50 мм и зум 17-85. Некоторое время я пробовал снимать аппаратом Pentax K10, одолженным у друга, но в итоге остановился на камере Canon EOS 5D с объективами 24-105 и 16-35. По-моему, это совершенный комплект, почти бескомпромиссный по качеству получаемого изображения.
Фактически я снимаю в цвете и лишь затем превращаю фотографию в монохромную. Для «проявки» RAW-файлов я использую программу Capture One.
Полученное изображение в формате TIFF далее обрабатывается с помощью Adobe Photoshop Lightroom. С моей точки зрения, это лучшая программа для творческого превращения цветной фотографии в черно-белую.
Lightroom предоставляет множество замечательных возможностей убрать цвет. Но поскольку моя задача — добавить глубины, драмы или интриги в фотографию, чаще всего я пользуюсь миксером цветов в палитре HSL/Color/Grayscale.
Выбрав закладку Grayscale Mix, для начала я щелкаю по маленькой круглой кнопке в левом верхнем углу панели. Этот незаметный с первого взгляда инструмент позволяет отрегулировать монохромное изображение, просто перемещая курсор по фотографии. Так, чтобы сделать небо более темным, я щелкаю в небо над горизонтом и сдвигаю курсор вниз. Добиваясь лучших результатов в конвертации изображения, приходится двигать сначала один ползунок, затем другой и часто возвращаться к первому варианту.
Для точной настройки контраста я перемещаюсь в панель Tone Curve и модифицирую тональную кривую нужным мне образом. Степень контрастности зависит от того, каким форматом и на какую бумагу я буду выводить отпечаток.
На следующем этапе обработки я перехожу в панель Lens Corrections и добавляю щепотку драматических тонов к фотографии. Обычно инструмент Lens Vignetting в этой панели используется для того, чтобы скорректировать виньетирование, возникающее при съемке широкоугольными объективами. Я же, наоборот, добавляю довольно сильное затемнение от углов к центру изображения.
Как правило, после добавления виньетирования приходится возвращаться к простым инструментам и увеличивать экспозицию или яркость.
Для печати я пользуюсь старой версией Adobe Photoshop. Мне не очень нравятся новые программы из пакетов Creative Suite, и я предпочитаю старый добрый Photoshop версии 6.0. Прежде чем приступить к печати, я усиливаю контраст и резкость изображения, в зависимости от выбранного формата отпечатка.
Я работаю с лучшими доступными на рынке материалами для художественной печати. Это помогает поддерживать постоянно высокое качество.
Все мои фотографии отпечатаны с высоким разрешением пигментными чернилами Fine-Art Ultrachrome K3 на фантастически качественной бумаге Hahnemuhle Photo Rag 308 г/см с помощью принтера Epson серии Stylus Pro. Получаемыми результатами я очень доволен.
Давать советы всегда сложно, но я попробую. Фотография для меня — это не техника сама по себе, а средство выражения эмоций. Как уже говорилось, я пришел к фотографии через живопись. Опыт рисования очень помогает мне создавать фотографические изображения. Я не особенно слежу за тем, что делают другие фотографы, а предпочитаю обращать внимание на работы иллюстраторов и граверов. Думаю, так я учусь большему. Композиция и освещение часто заметно интереснее именно в графических иллюстрациях, просто потому, что они должны быть эффективны. Ведь иллюстратор должен в одном рисунке рассказать всю историю. А это именно то, что я пытаюсь сделать в своих работах.
Мой совет таков: не сосредотачивайтесь только на фотографии — старайтесь также внимательно изучать живописные полотна, рисунки, кинофильмы, анимацию и даже комиксы, чтобы удовлетворить зрительный голод и обогатить душу творчеством.