от:Genn
Ты когда то интересовался темой китча и даже сформулировал афоризм «эпоха победившего китча». Нашёл тут любопытное описание процесса победы китча — Дж.Сибрук Nobraw: культура маркетинга, маркетинг культуры. Хороший язык, любопытные примеры, цепляет, хотя и вышла в оригинале в 2000 году. Ощущение тоскливой безнадежности после прочтения. Жизнь печальная штука - в конце все умирают.
Про фотографию почти ничего нет. Подробнее
Прочитал.
Выделю несколько тезисов, которые, НМВ, универсальны для нашей современной культуры, в т.ч. и в области фотографии:
"Опросы, фокус-группы и другие формы маркетинговых исследований заменили старую систему ценностей, основанную на интуиции...Теперь всё свелось к цифрам:рейтинги присваивались даже культуре..."
Чем не погоня за лайками на Фликре и т.п.
"Гегемония" о популярное сейчас слово в различных дискуссиях - означает, что власть естественным образом внедряется в культурные предпочтения. Вкус - это идеология того, что этот вкус формирует, замаскированное под беспристрастное суждение"
Гегемония вкусовщины в общем.
"Она видела американскую культурную иерархию такой, как она есть, - вовсе не иерархией вкуса, а иерархией власти, использовавшей вкус, чтобы замаскировать свою подлинную сущность"
В современном культурном пространстве России, НМВ, подобные тенденции имеют место быть, даже на уровне всяких фотохудожественных организаций (и отдельных их представителей)
"В последние годы в стране появилось больше художников, поэтов., музыкантов, актёров, танцоров и писателей, чем когда-либо раньше"
...и фотографов.
"Современный художник стал парадигмой процесса раскрытия в себе творческих способностей для всех жителей планеты"
Да.
"Одна из базовых истин "большой сети" состояла в том, что культурный проект, основанный на художественной ценности, был более рискованным, чем основанный на анализе рынка. Последний мог принести прибыль, даже если был плохим, за счёт хорошего маркетинга, правильного выбора целевой аудитории..."
Прямо как про фотохудожников пишет)
"Благодаря МТВ авангард мог становиться мейнстримом так быстро, что старая антитеза - или авангард, или мейнстрим, - на которой строились теории многочисленных культурологов от Климента Гринберга до Дуайта Макдоналда, потеряла всякий смысл"
Потому что авангард, как неконтролируемая, неприручаемая и непредсказуемая сила, сегодня никому не нужен и не интересен в "большой сети". Поэтому его и нет сегодня.
"И поскольку многие теперь имели возможность заниматься искусством, то они этой возможностью воспользовались...Настоящим артистам пришлось конкурировать с бесталанными ремесленниками. Художник оказался рабом маркетолога в той же, если не большей степени, в какой раньше был рабом продюсера"
Как выразилась одна спикер из фотохудожников: "Посредственность атакует". Но в то же время продвигала "маркетинг культуры".
"Бренд - это плата за вступление в субкультуру. Это и не маркетинг, и не культура. Это катализатор, платиновая нить, которая связывает культуру и маркетинг"
Сегодня и в области творчества всё начинается с создания бренда. Это дошло, наконец, и до фотохудожников. Чтобы полудохлая корова стала дойной.
"Люди сейчас гораздо больше озабочены статусом...Многие из этих людей небогаты: у них нет сбережений, их кредитные карты заблокированы, у них тысячи долларов долгов под 18 процентов годовых. Но отсутствие средств не только не расхолаживает их в стремлении к статусу, но напротив, подстёгивает"
Про последний айфон и дошик - уже стереотип.
"Её инсталляция на самом деле - не продукт, хоть и сделана на основе продукта. Рист, возможно, и не смогла бы продать свой фильм. Как и большинство авторов инсталляций, Рист живёт скорее за счёт музеев и компаний вроде Хуго Босс (как спонсоров премии в области искусства), чем за счёт продажи своих работ"
Премий на всех не хватит, поэтому сегодня подобных деятелей выручает "преподавание".
"Смотреть на публику почти также интересно, как и на выставленные работы...большинство людей пришли лишь для того, чтобы развлечься и посмотреть друг на друга, твёрдо уверенные в том, что они и есть культура"
Поэтому современному зрителю в большинстве вообще пофиг, на что и куда идти. Этим пользуются наиболее продуманные деятели, чтобы набирать личные очки (см. статус).
"Тот, кто ищет свою индивидуальность через культуру, должен спешить ухватиться за очередную субкультуру, чтобы не стать жертвой всеобщего усреднения"
Тезису 20 лет, поэтому, к сожалению, уже не актуально, НМВ. Сегодня "поиск индивидуальности через культуру" - уже мейнстрим, повсеместно распространён и "усреднён".
"Вы хотите выглядеть оригинально. Но не настолько оригинально, чтобы оказаться за пределами рынка общественного мнения"
Много кто сегодня занимается творчеством с оглядкой на "мнение окружающих", даже фотохудожники.
"Подобно тому, как клипы МТВ - это реклама музыки, фильм Рист (см выше про инсталляцию) - реклама автора, и как раз это и делает его искусством по законам ноубрау"
К сожалению, надо признать, что - да.
"Я не знаю, является ли "Пей мой океан" высоким искусством и принадлежит ли "Каирский сундук" к хорошему вкусу, но я могу, по крайней мере, выбрать хорошие помидоры. Помидоры - это моя аутентичная культура, часть культурного наследия...Потом я разрезаю помидор...и понимаю, что меня надули"
Без комментариев...
"Маркетинг - это культура, а культура - это маркетинг"
В этом мире мы живём.