Цитата:от:sevastopol-foto
"возвращаясь к нашим баранам":
[quot]Ракурс (фр. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.
Слово «ракурс» также (несколько неточно) употребляется для описания точки съёмки в фотографии и киносъёмке.
Например, точки съёмки портрета фас, анфас, профиль — часто называют общим словом «ракурс».[/quot]
из этого я делаю вывод, что приведённые вами "три четверти", "анфас", "фас" - это не ракурсы, а точки съёмки... и что снимая, например, в фас, но перемещаясь вдоль одной линии вперёд-назад (или наезжая/отъезжая зумом), я получу фото с разными ракурсами (т.е. с разными перспективными формами)... :)Подробнее
Да, вы правы. В фотографии термин ракурс применяется, как и следует из этимологии этого слова в связи с подчеркнутыми сокращениями связанными с направлением съемки. Как правило, верхней или нижней.
Вот здесь есть неплохой разбор.
http://fafa.su/fcom/14.htm Поискать по слову ракурс ( CTRL + F ракурс)
"...
Таким образом, при съемке под некоторым углом различные части объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут различными. Очевидно, части объекта, расположенные ближе к объективу, будут иметь больший масштаб изображения, чем части объекта, находящиеся дальше от объектива. И так как соотношение масштабов изображений предметов, различно удаленных от глаза наблюдателя, определяет собой перспективу изображения, при съемке под углом возникает характерный и часто непривычный для глаза перспективный рисунок изображения. На нем ясно видны подчеркнутые, утрированные перспективные сокращения, резкие сходы вертикальных линий снизу вверх (при нижней точке съемки) или сверху вниз (при съемке сверху).
Действительность в таком фотографическом изображении приобретает особую изобразительную трактовку и предстает перед зрителем в измененном художником виде.
Про такие снимки говорят, что они сделаны в ракурсе. Этот термин происходит от французского слова raccourci, что в буквальном переводе значит укороченный, сокращенный. Ракурсные снимки, следовательно, всегда имеют подчеркнутые перспективные сокращения, укорочение линий, идущих по направлению от объектива фотоаппарата в глубину.
...
Ракурс может быть использован и в некоторых случаях портретных съемок. Например, нижний ракурс масштабно преувеличивает нижнюю часть лица и преуменьшает верхнюю, сокращает длину носа на снимке. Верхний ракурс, напротив, преувеличивает масштаб верхней части лица, сокращает масштаб нижней, удлиняет нос. Следовательно, ракурсная съемка может способствовать выправлению некоторых дефектов лица, однако пользование этими приемами требует особого мастерства, так как подобные "исправления" легко могут перейти в искажение пропорций лица.
...
Здесь же следует оговорить, что не всякая верхняя или нижняя точка съемки обусловливает ракурсное изображение объекта и не всякий снимок, сделанный, например, сверху, является ракурсным снимком.
Образование ракурсного фотографического изображения обычно бывает связано не только с высотой точки съемки, но и с расстоянием от точки съемки до объекта.
...
Каким образом влияет на перспективу изображения фокусное расстояние съемочного объектива и оказывает ли этот фактор непосредственное влияние на характер перспективного рисунка фотографического изображения?
...
Таким образом, величина фокусного расстояния объектива непосредственно связана лишь с расстоянием от точки съемки до объекта съемки, которое обычно изменяется при смене оптики. Влияние же фокусного расстояния объектива на перспективу фотографического изображения сказывается лишь при перемене точки съемки, при изменении величины расстояния, с которого ведется съемка, при ракурсных съемках или при введении в кадр предметов, расположенных близко к объективу.
..."
И в других фоткнигах, учебниках слово ракурс связано с подчеркнутыми перспективными сокращениями. (Глава 7, Точка съемки)
Анфас, профиль и тп не относятся в фотографии к понятию ракурс.
Взять, например Я. Д. Фельдман, Л. Д. Курский "Техника и технология фотосъёмки" (
http://www.photographerslib.ru/books.php?book_id=0016.0001 ). Там о ракурсе говорится в том же, классическом понимании, связанным с искажениями из-за верхней или нижней точки съемки и вовсе нет такого в части разбора положения портретируемого (глава 6, Антропологические признаки в фотопортрете).
"...
Все многообразие положений лица перед фотоаппаратом (рис. 20) можно свести к пяти основным видам:
1) фас – симметричное изображение лица (рис. 21, а);
2) легкий полуоборот – отклонение от фаса, при котором на матовом стекле исчезает изображение второго уха (рис. 21, б);
3) классический полуоборот – такая проекция лица, когда кончик носа проецируется в центре щеки (рис. 21, в);
4) критический полуоборот – поворот, при котором кончик носа проецируется на контурную линию щеки (рис. 21, г);
5) профиль – проекция одной стороны лица (рис. 21, д).
..." Отмечу, кстати, что и в этой книге и в других, в том числе и зарубежных говрорится о недопустимости поворота головы в портрете, когда нос пересекает линию щеки - это ломает форму лица.
Вот такая картина наблюдается. Насколько я вижу эти объяснения вполне себе логично вытекают из этимологоии слова ракурс.
Впрочем, я встретил упоминание о ракурсе как о точке съемке вообще, правда не в учебниках, я там не искал. Вроде бы как о ракурсе как о точке съемки говорят в кинематографе. Поэтому вполне вероятно, что люди, пришедшие в фотографию из кино могут о таком рассказывать, но вряд ли это правильная терминология в фотографии.
Впрочем, если будут какие-нибудь документальные подтверждения этому (что фас, профиль и тп - это ракурсы), то с удовольствием прочитаю.