Цитата:от:Alexey Shadrin
Подписываюсь под каждым словом. Этологи говорят ровно то же.
Но причем тут фотография? Она же не оперирует образами, только стимулами. Следовательно, она не может транслировать образыПодробнее
1. Нет, не следовательно.
Вы оперируете тезисом о том, что происходит стимуляция зрения, а на самом деле - происходит стимуляция психики.
У Вас глазомозг - не более чем техническое устройство. И опираетесь Вы при этом - на научные труды по изучению зрения, обмысливаемое как техническое устройство. Это конечно так... было "милльон" лет назад. Когда у облизяны - было два правых полушария. Тогда да - зрение было важно в процессе эволюции для выживания вида и бла-бла-бла...
Но
Потом зрение, как и другие органы чувств - перестало развиваться, а развитие человека - пошло в сторону левого полушария мозга. Много десятков тысяч лет назад.
Если же сегодня - рассматривать наш глазомозг, только как техническое устройство, то оно действительно не отличается от человекообразной облизяны,
однако,
это не значит - что человек больше ничему с тех пор не научился, больше не развивался.
2. Если на секундочку представить себе, что человек по прежнему обладает двумя правыми полушариями, то Вы будете
почти правы.
Почти все Ваши выкладки - сойдутся.
Ибо для первобытного человека - нет ещё искусства. Есть только творчество (за него отвечает правое полушарие), как деятельность, направленная на выживание.
Поэтому человеки сначала начали подглядывать за природой и копировать её - не ради искусства, а ради создания полезных штук, похожих на такие же штуки в природе, с помощью которых природа достигала таких вкусных целей, которые хотелось достичь и человеку. Проще говоря - палка не была предметом искусства, но инструментом для удлиннения руки.
Таким образом - чем точнее копия окружающей природы - тем лучше для такого первобытного человека. С точки зрения практической пользы.
Т.е. если предоставить такому человеку - несколько Ваших фотографий (очень точных, неискажённых копий реальности) дикой природы вокруг его пещеры, то вечером у костра, когда челоек не видит ландшафта - он сможет лучше спланировать, куда завтра идти за ягодами.
3. Я сказал "почти" - не зря. Ибо всплывает косячок.
Немножко той же самой копипасты:
Органы чувств — и этот их недостаток проявился уже в самом начале возникновения человека как социального существа — дают гомогенный, хотя и единый, образ отражаемого предмета или ситуации. Чувственная картина мира, которую дают нам органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга.
Если Вы такому первобытному человеку - предоставите очень точную копию реальности в виде глобуса, то он не сможет поверить, что его плоская земля - круглая. У него есть только органы чувств в двух правых полушариях - и согласно этим чувствам - земля плоская. У него нет ещё развитого левого полушария и абстрактного мышления.
Кстати, в нашей весьма закостенелой речи - остался атавизм под названием "край земли". Так вот Алексей, оперировать понятиеми "арт", "художество" мыслимые как "умение делания руками" потому что этимология восходит к "деланию руками", т.е. в его значении тысячелетней давности - это всё равно что оперировать понятием "край земли" в том же тысячелетнем значении "край плоской земли, с которого можно упасть вниз".
Нынче - искусство - это "умелый мозг", а не "кружок умелые руки"...
Если Вы такому первобытному человеку - предоставите очень точную копию реальности в виде модели из двух глобусов - большого Солнца и маленькой Земли, то он не сможет поверить, что его Земля - вращается вокруг Солнца. У него есть только органы чувств в двух правых полушариях - и согласно этим чувствам - маленькое Солнце вращается вокруг большой Земли. У него нет ещё развитого левого полушария и абстрактного мышления.
И каких нибудь пятсот лет назад - Вас за такие точные копии реальности - на костре сожгли бы. Да и за реалистичные фотоотпечатки - тоже :)
4. Так что стимулируете Вы современному человеку - мозг, а не зрительную систему из палочек и колбочек. А точнее - стимулируете левое полушарие мозга, которое у нормально развитого современного Homo Sapiens - так и норовит интерпретировать Ваши фотографии не прямо в лоб (как это сделал бы первобытный юзер), а именно как некий смысл, заложенный в фотокарточку.
То есть даже если Вы и не закладываете в фотографию образ - его норовят считывать, причём каждый зритель - по своему.
Кроме того, забавно, но за невмешательство в процесс трансляции образов - во времена верчения столов Вас бы ещё и медиумом обозвали; во времена книжки "Двери восприятия" - обозвали бы Моррисоном :)
Т.е. то что Вы декларируете, будто не закладываете в фотографию никаких образов - не значит, что их там нет. И частью современной публики это может быть объяснено так: Автор - просто не знает, что он "проводник", и на самом деле - образы у него заложены (неосознанно).
Алексей, а Вы уверены, что именно осознанно выбираете конечный вариант кадрирования перед нажатием на спуск? Учитывая обилие Русского Севера на Ваших фотографиях - может быть Вы подспудно всё-таки "составляете композицию"? Ну вылезает архетип какой-нибудь наш... "Родина-мать зовёт"... или "хрупкая старушка в ветхом шушуне"... или "слеза комсомолки"... да мало ли...
Я например не уверен ни в себе ни в Вас, что в момент нажатия на спуск - мы полностью контролируем творческий акт. Более того - точно знаю, что и творчество и искусство, как процессы познания окружающего мира - это эксперимент; с не всегда осознаваемым началом и не всегда осознаваемым концом. Ибо:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется (с) Тютчев
5. Ну и разумеется, если Автор всё-таки заложил (осознанно) в своё искусство - некий образ, то образ может быть считан зрителями как в соответствии с задумкой Автора, так и произвольно. Т.е. как в анекдотах про тест Роршаха.
"На конкурсе фотографий, раскрывающих тему голода - победила фотография задницы, затянутой паутиной."
На вышеозначенной фотке - пубертатный подросток увидел бы позитивную прекрасную женскую попку в кружевном белье. А американский биржевой брокер - идентифицировал бы не образ, а вообще - СИМВОЛ. Негативный символ надвигающегося мирового финансового кризиса, потому что в его стране - всё плохое символически норовят связать с задницей. Т.е. мнения были бы ПОЛЯРНЫ по эмоциональной оценке.
Наш мозг давно ушёл вперёд в своём развитии абстрактного мышления - от тех времён, когда у симметрично-полушарной облизяны - зрение играло главенствующую роль в развитии. Опираться на науки о зрительной системе - разумеется можно и нужно - в разрезе технического качества фотографии,
но очевидно, что стимулируем мы вовсе не зрительную систему, поэтому и можем транслировать образы. И в фотографии, и вообще.