Вообще меня очень удивило, что клиент придрался именно к зерну. Первый раз такое слышу. Как правило, я о своих фотографиях слышал: "какие чистые снимки". D90 продал только месяц назад, сделав на него 39000 снимков за 8 месяцев. При этом коммерческие съемки снимал и на ISO 1600 и не шумодавил. Систематически снимал с автоИСО, и светочувствительность бывала и 2500, и 3200. Никто не жаловался. При этом лично меня уровень шумов не устраивал в принципе, сейчас снимаю на D700. На коммерческих съемках использую и 6400. То есть лично для меня просто удивительная претензия у Вашего клиента!
Теперь по существу. Нельзя свадебные снимки рассматривать в отрыве от цены - об этом уже писали. Конечно, очень прикольно кого-то критиковать, изображая из себя умника :) Поэтому не удивлен, что на Ваши снимки сразу набросились. Как я понял, Вы берете достаточно небольшие деньги за съемку, значит, клиент просто не может от Вас ожидать, что Вы используете аппаратуру топ-класса. Про то, что клиент может ожидать всего, я дальше скажу.
У человека свадьба. А он просит, чтобы Вы ему сняли банкет бесплатно (при том, что Вы и так берете не дорого). По-моему, желание сэкономить на всем и вся в такой день - это уже признак неадекватности. Меня тут клиент шантажировал, намекая, что "уйдет" к другому фотографу, если я не скину ему примерно 500 рублей :D Смех да и только.
Фотографии через три дня? Бред. Я тут снимал свадьбу знакомого мне человека. Попросили в течение пары дней скинуть хоть сколько-нибудь обработанных и отретушированных фотографий для уезжающих родственников. А у меня на следующий день все забито встречами, а через день - свадьбу почти на весь день снимать. Ладно, для знакомых не жалко, лег в 02:30 ночи, но сделал. Но вот так вот: ни с чего вынь им, да положь
Я просто хочу сказать, что нечего обижаться на такого клиента. Недавно вспомнилось выражение из детства "простим убогого". В этот раз оно как нельзя кстати.
Только я хочу Вам посоветовать не оскорблять клиента по поводу его проблем с одеждой и личной гигиеной. Не опускайтесь до этого. Бюджетная свадьба => полный пэ: шампусик рекой, беззубые родственники, просьбы снять невест на ладошке и т.п. Так что будьте спокойнее. Так серьезно к этому относится просто нервов не хватит!
Разумная мысль насчет повышения цен, чтобы избавиться от сомнительных клиентов. Несколько раз меня выбирали люди, которые искали фотографа на большую сумму. Никаких проблем, результатом были все довольны. При этом работать было гораздо проще, чем на бюджетных свадьбах: меня слушали и слышали :D
Также по поводу свадьбы моей знакомой, про которую я сказал выше. Люди могли нанять любого фотографа, выбрали меня. Думаю, что на такую свадьбу я бы попал бы очень не скоро... и тут такой шанс. И знаете, без преувеличений, прыгнул на две головы выше своего уровня. Потому что и люди красивые, и место нормальные выбрали (совместными усилиями, заранее туда сходили и посомтрели), и слушали меня, и свидетель помогал с отражателей (а не ходил с бутылкой шампусика, как частенько бывает на бюджетных свадьбах). В результате, все прошло просто замечательно. И на следующей свадьбе снял тоже гораздо лучше, чем было до этого, потому что сразу на предварительной встрече проинструктировал молодых по поводу гостей, чтобы не мешали снимать, и т.п. Люди меня услышали.
Конфликты были. Один похожий на Ваш, только куда меньшего масштаба. Люди остались не очень довольны снимками. Так уж получилось, что это заказ мне отдал другой фотограф вечером (фактически за 16 часов до регистрации) перед свадьбой. Сумма была смешная, чтобы выручить человека, я ничего по поводу цены не сказал. Вымотан был до ужаса, такого неуважения к себя еще не встречал. А у людей претензии (правда они сказали, что всем другим снимки понравились)... ну им фотографа тысяч за 200 нужно было нанять... нет, ни одного, а пятерых лучше сразу :D По поводу их претензий я правду-матку рубить не стал, сдержался, хотя и рассказал им чуть больше, чем по-хорошему надо. Хотя в целом они мне благодарны были, но ряд претензий меня убил. Что-то я смог сделать, чтобы это сгладить (отобрал еще кадры, которые можно отдать). Но зато благодаря фотографиям, сделанным на этой съемке, у меня появилось еще достаточное число новых клиентов. Вывод просто - всем не понравишься, да оно и не надо!
А на критику у меня теперь один ответ - послать критикующего на три буквы, но про себя - чтобы не забанили :D Очень облегчает жизнь такой подход.
Много написал про себя. Хотелось собственным опытом поделиться ))
А то, что клиент платит мало, а требует много... таких клиентов полно, но далеко не все такие, как мне кажется. Для многих фотограф - это как нотариус или сантехник (просто об балды придумал, с чем сравнить): подходит любой - лишь бы подешевле )) Их уровень требований невозможно понять заранее ))
