Предлагаю обсудить интересную тему, начало здесь
https://foto.ru/forums/topics/216474&mode=l&page=16
Можно ли и при каких условиях считать модель соавтором фотографа в создании фотографии. Больше, безусловно интресует юридический аспект проблемы. Приветствуются любые мнения, а примеры и судебная практика особенно.
Лично я придерживаюсь той точки зрения, что позирование творческой деятельностью не является и уж тем более не творчеством создания фотографии, и поэтому модель соавтором не является.
Фотограф и Модель - Соавторы???
Всего 99 сообщ.
|
Показаны 1 - 20
Фотограф и Модель - Соавторы???
Re[Мария Плешкова]:
Статья 1258. Соавторство
2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
ИМХО-так как ни каких соглашений между сторонами не было заключено, то соавторства нет. Возможно я и заблуждаюсь.
2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
ИМХО-так как ни каких соглашений между сторонами не было заключено, то соавторства нет. Возможно я и заблуждаюсь.
Re[Dmitry Lyalin]:
Статья 1258. Соавторство
1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
"Cоглашение о соавторстве отнюдь не является центральной предпосылкой возникновения самих правоотношений соавторства, так как соавторство возникает в результате непосредственного фактического участия двух или более лиц в создании произведения. Таким образом, договор о соавторстве является второстепенным, в некотором роде даже факультативным признаком соавторства".
АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИЗДАТЕЛЬСКОМ БИЗНЕСЕ И СМИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
М.А. НЕВСКАЯ, Е.Е. СУХАРЕВ, Е.Н. ТАРАСОВА
1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
"Cоглашение о соавторстве отнюдь не является центральной предпосылкой возникновения самих правоотношений соавторства, так как соавторство возникает в результате непосредственного фактического участия двух или более лиц в создании произведения. Таким образом, договор о соавторстве является второстепенным, в некотором роде даже факультативным признаком соавторства".
АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИЗДАТЕЛЬСКОМ БИЗНЕСЕ И СМИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
М.А. НЕВСКАЯ, Е.Е. СУХАРЕВ, Е.Н. ТАРАСОВА
Re[Мария Плешкова]:
Тогда каким другим образом признать, что произведение создано совместным трудом, если нет ничего кроме изображения которое сделано фотографом?
Re[Dmitry Lyalin]:
Отсутствие договора в письменной форме не означает, что соглашения не было, просто затрудняет доказывание в спорной ситуации.
Возьмем, например, Ильфа и Петрова, братьев Стругацких, вряд ли свое соавторство они оформили письменным соглашением, однако, соавторство налицо. Хотя они совместно подписывали свои произведения, тем самым декларируя соавторство.
Возьмем, например, Ильфа и Петрова, братьев Стругацких, вряд ли свое соавторство они оформили письменным соглашением, однако, соавторство налицо. Хотя они совместно подписывали свои произведения, тем самым декларируя соавторство.
Re[Мария Плешкова]:
Ильф и Петров, братья Стругацкие- они же подписывали свои произведения декларируя соавторство т.е. заявляли, объявляли об этом.
Re[Мария Плешкова]:
от: Мария Плешкова
Лично я придерживаюсь той точки зрения, что позирование творческой деятельностью не является и уж тем более не творчеством создания фотографии, и поэтому модель соавтором не является.
Я тоже так думаю, по крайней мере как неюрист :)
Но при отсутствии письменного соглашения и фотограф, и модель могут (с любой стороны) заблокировать публикацию результатов совместной работы.
Или вопрос уже, строго про авторство, вне зависимости от дельнейшего использования/неиспользования?
Re[Мария Плешкова]:
от: Мария Плешкова
Лично я придерживаюсь той точки зрения, что позирование творческой деятельностью не является и уж тем более не творчеством создания фотографии, и поэтому модель соавтором не является.
А это уж как посмотреть
Если речь идет о каком то супер-пупер боди-арте, то фактически автор и не фотограф (он всего лишь зафиксировал) и не модель (она всего лишь малярный холст), а художник по боди-арту.
И т.д. - таких ситуаций можно много найти в жизни.
Re[Мария Плешкова]:
от: Мария Плешкова
Можно ли и при каких условиях считать модель соавтором фотографа в создании фотографии. Больше, безусловно интресует юридический аспект проблемы.
Было немного в декабре:
https://foto.ru/forums/general/obshhie-voprosy-fotografii/383626
Re[Дык]:
Боди-арт, мэйкап, стилист... с этим все понятно, здесь речь идет о том, вносит ли процесс позирования модели творческий вклад именно в создание фотографии. Я думаю, нет. Она оказывает фотографу услугу, как натурщик художнику, получая за это плату в некоторых случаях.
Re[Мария Плешкова]:
от:Мария Плешкова
речь идет о том, вносит ли процесс позирования модели творческий вклад именно в создание фотографии. Я думаю, нет. Она оказывает фотографу услугу, как натурщик художнику, получая за это плату в некоторых случаях.Подробнее
Зависит от формальных взаимоотношений. Если, как натурщик, то модель - работник, а фотограф (или его фирма) - работодатель. В этом случае авторства у модели нет, а автором является фотограф и/или его фирма, и/или они вдвоем. Копирайт должен быть указан явно или идентифицирован по подписи на снимке.
На самом деле эту словесную бодягу с правами и деньгами придумали лоеры, чтобы в колхоз или на конвейер не идти. С авторским правом геморрой еще тот, потому что, например, в изобретениях ни фига ничего уже не найдешь в куче макулатуры. Поэтому любой человек и любая организация сплошь и рядом это право нарушают просто по незнанию и по нехватке времени на поиск. А то в пределе за насвистывание мелодии какого-нибудь хита на улице нам надо будет отстегивать авторские за публичное исполнение.
Re[Мария Плешкова]:
от: Мария Плешкова
.....
Лично я придерживаюсь той точки зрения, что позирование творческой деятельностью не является и уж тем более не творчеством создания фотографии, и поэтому модель соавтором не является.
Не буду касаться юридических аспектов, ибо законы не совершенны. (и крепостное право и рабовладение были юрдически оформлены :D)
Что касается творчества и не творчества. При позировании у моделя вряд ли много больше творчества чем у актеров, выполняющих волю режиссера (я утрирую). Актеры повторяют одну и ту же сцену пока режиссер не посчитает, что они играют так как ему представляется правильным, а его вИдение может отличаться от вИдения автора. Взять хотя бы "Сталкер" Тарковского снятого по сценарию Стругацких (именно по сценарию, а не по книге).
При этом мало кто считает работу актеров нетворческой.
Re[Мария Плешкова]:
от:Мария Плешкова
Боди-арт, мэйкап, стилист... с этим все понятно, здесь речь идет о том, вносит ли процесс позирования модели творческий вклад именно в создание фотографии. Я думаю, нет. Она оказывает фотографу услугу, как натурщик художнику, получая за это плату в некоторых случаях.Подробнее
Опять же смотря как посмотреть
Представьте себе - девушка напялила на себя всякие старинные шмотки и просит своего парня сфотографировать ее на фоне старинных зданий.
В этом случае - автор именно модель, а фотограф - кнопконажиматель.
Если же парень говорит ей "подвинься, повернись", то он из кнопконажимателя превращается в фотографа-соавтора.
Я к тому что существуют очень и очень разные случаи
Re[Ondatr]:
от:Ondatr
Что касается творчества и не творчества. При позировании у моделя вряд ли много больше творчества чем у актеров, выполняющих волю режиссера (я утрирую). Актеры повторяют одну и ту же сцену пока режиссер не посчитает, что они играют так как ему представляется правильным, а его вИдение может отличаться от вИдения автора. Взять хотя бы "Сталкер" Тарковского снятого по сценарию Стругацких (именно по сценарию, а не по книге).
При этом мало кто считает работу актеров нетворческой.Подробнее
Нередки ситуации, когда актеры являются активными творцами - предлагая свои модификации в сценарий.
Опять таки, если бы от актеров ничего не зависело, то их бы брали просто с улицы - отбирая по внешним данным - и многочасовые прогоны под командой режиссера делали бы свое дело. Обходилось бы дешевле, чем приглашать профессиональных актеров.
Re[Дык]:
от:Дык
Опять же смотря как посмотреть
Представьте себе - девушка напялила на себя всякие старинные шмотки и просит своего парня сфотографировать ее на фоне старинных зданий.
В этом случае - автор именно модель, а фотограф - кнопконажиматель.
Я к тому что существуют очень и очень разные случаиПодробнее
Тут мне подарили настенный календарь. Сфотографирована японская девушка в классическом ихнем костюме (ну, там, кимоно парчовое, пояски...). В правом нижнем углу мелко подписано:
Model: NAO MATSUSHITA. Photographer: YOKUJI EJIRI
Впервые вижу фотографию живого Панасоника. :D :D :D
Re[Дык]:
Давайте не путать понятия и не смешивать разные объекты авторских прав.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Таким образом, в приведенном Вами случае, девушка будет обладать авторскими, например, на дизайн или произведение декоративно-прикладного искусства, если она сама все это сшила, но никак ни на авторские права на фотографическое произведение. Видите в законе оно стоит отдельно. Это частый случай, когда в фотографическом произведении содержатся объекты других авторских прав, например фото памятника архитектуры, картины, дизайнерской мебели и т.п. Соответственно, нужно иметь их разрешение на съемку, если съемка предполагает коммерческие цели. 1276 ГК РФ. А идея сфотографировать девушку на фоне старинных зданий вообще не охраняется авторским правом. Человек, нажимающий на кнопку, так или иначе вносит в снимок очень много, как известно, в фотографии миллиметры имеют значение, нескольго шагов вперед или в строну и тень на объект съемки легла по-другому, именно из такие мелочи и детали играют роль в фотографии.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Таким образом, в приведенном Вами случае, девушка будет обладать авторскими, например, на дизайн или произведение декоративно-прикладного искусства, если она сама все это сшила, но никак ни на авторские права на фотографическое произведение. Видите в законе оно стоит отдельно. Это частый случай, когда в фотографическом произведении содержатся объекты других авторских прав, например фото памятника архитектуры, картины, дизайнерской мебели и т.п. Соответственно, нужно иметь их разрешение на съемку, если съемка предполагает коммерческие цели. 1276 ГК РФ. А идея сфотографировать девушку на фоне старинных зданий вообще не охраняется авторским правом. Человек, нажимающий на кнопку, так или иначе вносит в снимок очень много, как известно, в фотографии миллиметры имеют значение, нескольго шагов вперед или в строну и тень на объект съемки легла по-другому, именно из такие мелочи и детали играют роль в фотографии.
Re[Дык]:
от:Дык
Нередки ситуации, когда актеры являются активными творцами - предлагая свои модификации в сценарий.
Опять таки, если бы от актеров ничего не зависело, то их бы брали просто с улицы - отбирая по внешним данным - и многочасовые прогоны под командой режиссера делали бы свое дело. Обходилось бы дешевле, чем приглашать профессиональных актеров.Подробнее
А это уже права, смежные с авторскими
Статья 1313. Исполнитель
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
Как-то мне сомнительно, что фотографию можно исполнять. :?:
очищено Модератором
очищено Модератором
Re[Мария Плешкова]:
от:Мария Плешкова
А это уже права, смежные с авторскими
Статья 1313. Исполнитель
Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
Как-то мне сомнительно, что фотографию можно исполнять. :?:Подробнее
Да уж, несовершенны еще законы... Уже(ударение на первом слоге) жизни они :D
Вот и актер кино долго повторяет дубли, пока РЕЖИССЕР не решит что все сделано правильно, как он, режиссер этого хочет. После этого актер уже ничего изменить не может. Кино снято. Актер появляетс я в кадре только в таком , утвержденном режиссером варианте. В этом смысле движущиеся картинки кино принципиально не отличаются от фотографии. Актер уж не может внести новые нюансы. При этом актер считается исполнителем, а модель?
Re[Мария Плешкова]:
Кто формирует сцену и принимает конечный снимок, тот и автор.
Соавторство - "продукт непротивления сторон" %)
Соавторство - "продукт непротивления сторон" %)