Теперь тестовые снимки великой троицы. Уменьшено в 4 раза по стороне. Исо 50, фф, без обрезки на макс. открытой. без обработки.
Заметьте, что Г-40 (третий снимок) показывает некоторую "лошадиность" лица из-за самых малых 85мм. 150мм (по центру) уменьшил черты лица, сместив их к центру (эффект "анти-лошадь" из-за 150мм), а 100мм (первый) - показывает золотую середину.
100/2, 150/2.8 и Г-40 85/1.4.

Сначала может показаться, что Гелиос проиграл вчистую и по резкости, и вообще как-то мутно. Но правую бровь модели он передал гораздо более утонченно и мягко одновременно, а его муть - это просто меньшая грип при 1.5 и центовое пятно резкости. Еще Гелиос передал более мягко дефекты кожи, вот почему он так нравится моделям и не нравится фотографам, уставшим уже удалять нерезкие кадры.
Вот посмотрите на 100% кропы: 100, 150, 85

Но если вам нужен полностью резкий кадр на полностью открытой - 100/2 вам поможет. Как аналог Кэнон 100/2.0
Но этот кинообъектив - маленький, легкий, идеально без зазоров встает в переходник EOS-Б и очень дешев.
Конечно, и он, как и Гелиос - не панацея для всех портретов. Не забываем про оптимальное расстояние для портрета 1.3-1.7м. А для других масштабов (только лицо, например) есть Юпитер-6.
Кстати, по этой теории (о портретной дистанции только 1,3-1.7м) вытекает, что групповые снимки для максимальной похожести следует делать шириками с той же дистанции. Удивительно, но в фото литературе встречал только рекомендуемую дистанцию для портретов не менее 1-1.5м, но нигде не видел упоминания о гораздо более неприятных и менее заметных искажениях при больших дистанциях - сплющивании лица, уменьшении черт, их центровке, увеличении ширины скул, короче то, что я называю "эффектом анти-лощади".