Туристическая снаряга, пленочная фототехника в горном фотопоходе

Всего 1639 сообщ. | Показаны 801 - 820
Re[NicolasArg]:
Любопытные мысли - надо обмозговать... Мне ваш самодельный холдер для фильтров, кстати, очень понравился :)
А я вот подумал про хитрый хомут, который бы зажимал трекинговые палки (кстати, мои Fizan'ы довольно жестки при весе в 260г., плюс на них уже имеются шипы и съемные "юбки") в подобие трипода или двупода с дополнительной опорой. Хотелось бы и от головы избавиться как самостоятельного элемента - достаточно базового выравнивающего функционала...
Re[dofmaster]:
Мне понравилось, что Dim.ka напомнил про рекомендации ДМБ.
И я посмотрел на ситуацию с другой стороны.
Для обеспечения максимальной продуктивности съёмочного процесса, а также и максимального качества результата - выбор объектов съёмки и ракурсов необходимо провести заранее.
Это как раз то - что мы можем назвать - сходить на разведку.
Я бы это сделал с помощью цифрозеркалки и фиксов с ЭФР максимально близких тем, что собираюсь использовать на БФ.
Расскажу, как я это представляю на практике:
Я получил сведения о том, что в такой-то местности есть красивый пейзаж - я хочу его снять на БФ.
Допустим, я имею 2 БФ объектива: один 125 мм фуджинон + второй 90 мм НИКОН, оба подходят для съёмок на пленере.
Я хочу снять пейзаж примерно с такой-то точки. Но мне надо пойти на место и всё уточнить до предела - в этом и будет состоять цель моей разведки - а правильнее в этом случае будет сказать рекогносцировки.
Потому что "разведка" свою работу уже выполнила - доложив мне о том, что пейзаж я могу увидеть в таком-то месте.
Мне нужно максимально точно определить:
несколько возможных точек съёмки
ракурсы
время суток с учётом погоды и времени года в этой местности.
Наилучшее решение по оптике из 2-х возможных линз.

Я беру с собою на рекогносцировку:
камеру полноматричную ЦЗ и два объектива примерно подходящих по ЭФР к тем двум БФ-линзам.
Беру 24 и 35 мм два фикса.
Прихожу на место без всякого штатива вообще - с рук на высоких ИСО снимаю предполагаемые кадры с нескольких ракурсов двумя линзами по очереди.
Отмечаю на карте - или в блокноте точки съёмки и делаю необходимые дополнительные записи.
Дома - просмотрев на РС результаты рекогносцировки и пробные кадры, я решаю, что теперь из тяжёлой артиллерии мне действительно необходимо.
Задача максимально конретизирована: снять такой-то кокретный пейзаж таким-то конкретным ракурсом или максимально 2-мя-3-мя ракурсами с близкорасположенных точек - не более того.
Объектив такой-то + БФ-камера + мощный штатив + компендиум и необходимый набор фильтров.
Мне не нужно будет тащить с собою все мои объективы - потому что я ОДИН, более подходящий для этого кадра, уже выбрал.
Иду снимать ТОЛЬКО ОДИН пейзаж в 2-3 ракурсах и более ничего - при этом даже если встречаю что-то там "супер-интересненькое" - то просто не обращаю на него никакого внимания - потому что заранее определил себе съёмочную задачу на этот выход.
Примерно так можно распланировать действия ...
Re[dofmaster]:
Интересно, а какой хомут? Я в свое время очень хотел доработать палки для 35мм но мне ничего такого путного так и не пришло. Может быть не хватало 3ей палки прикрученой к рюкзаку....
Re[Igor AK]:
Я примерно так всегда и работаю, даже не надо дорогого цифро ФФ. Любой зеркалки или цифрокомпакта хватает, надо просто отметить экивалентные ФР. Я для этих цлей использую Никон Д40 с китом 18-55
Re[NicolasArg]:
Вполне разумно.
Просто у меня всего одна ц/зеркалка - поэтому выбора нет. :))
Re[dofmaster]:
Ребята, хочу с вами посоветоваться. Собрался в разведку, но с пистолетом или автоматом идти в разведку беспонтово. Хочу идти с гаубицей 152мм и одним-двумя снарядами или хотя бы махоньким миномётиком миллиметров эдак на 120. Понимаю, что это оружие обязательно требует хорошей и точной опоры, но можно ли упереть его на какие-нибудь палки или костыли и шмальнуть в сторону противника?

Зачем идти на разведку с БФ? Зачем тратить листы без надежды на действительно хороший результат? Зачем тащить с собой дополнительные маленькие штативчик и рюкзачок, у Вас сильный недогруз? Какая проблема с нормальным весом при ближней вылазке? Как можно отправляться в горах в дальную вылазку без рюкзака с водой, светом, аптечкой, связью, водо-, тепло- и ветрозащитой, какой-нибудь верёвочкой, кошечками и пр.? Основная задача фотографа - вернуть тушки (свою и камеры) на базу и без особых потерь.
С каких пор штатив в качественной пейзажной фотографии (а БФ - это несомненно качественная фотография) стал второстепенной частью оборудования, допускающей компромиссы? Штатив - это главная и основная часть чисто фотографического оборудования, всё остальное глубоко второстепенно. Тоже важно, но второстепенно.
Цитата:
от: dofmaster
Ох, как не хватает экспертной оценки ДМБ - уж он то наверняка перепробовал много чего такого...

Да, много всего. Как в качестве основной опоры, так и в качестве вспомогательной (трекинговые палки и пр. совместно со штативом). Даже Манфротто 190 пробовал. Пришёл к выводу, что в качестве экстралёгкого штатива для экстремальных случаев с БФ можно использовать систематик третьей серии (мой весит 2.0кг вместе с "головой"). В этом году несколько раз таскал его, но ни одного кадра так и не сделал. Камера может быть хоть 1кг, объектив 100гр, но штатив должен быть нормальным и нормальной высоты для нормальных фокусов. Для длинных фокусов, как это ни покажется странным, в горах можно использовать и более лёгкие средства, но там можно устанавливать на камни и прочие возвышения не точно в конкретной точке, а в некотором радиусе от оптимальной точки съёмки на две низкие опоры. Правда, камера должна быть соответствующей, приспособленной для крепления в рабочем режиме на двух опорах.

Предвидя некоторые ехидные вопросы форумчан о такой уж необходимости именно "дорогого" Гитзо или чего-нибудь аналогичного, отвечаю сразу: учитывая стоимость абсолютно всех ингридиентов пейзажной фотографии в горах на СФ и особенно БФ, стоимость самого хорошего штатива, опять же учитывая его значимость для качественной съёмки, крайне мала и более чем адекватна. Это совсем не тот компонент оборудования, на котором можно экономить, как по деньгам, так и по весу. Наверное, это единственный такой "неэкономный" компонент. Всё-таки, съёмка БФ в горах - это не съёмка по остаточному принципу, здесь во главе похода именно фотографический результат, а не сам факт путешествия.
Re[dofmaster]:
Цитата:
от: dofmaster
Вот кстати, почему никогда не видел кассет более тонких чем стандартные?

Кстати, а почему этот вопрос Вы задаёте нам, мы то откуда это знаем? Вот если бы Вы спросили о существовании таких кассете, то можно было бы ответить, что такие кассеты есть и все кому они действительно нужны, ими снимают. Самые известные и популярные Mido II, толщина их порядка 4мм. Вот только что прошли торги по кассетам 8х10":
http://cgi.ebay.com/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&rt=nc&nma=true&item=120657270621&si=mMXfQ5sTjwOmIHmU6ceXwMtZ%252BB0%253D&viewitem=&sspagename=ADME%3AB%3AEOIBUAA%3AUS%3A1123
Re[ДМБ]:
Дмитрий спасибо за информативный и как всегда обстоятельный ответ! Ваши советы помогли мне в свое время сделать правильный выбор и не не уйти в "изобретение велосипеда" в самом начале пути :) Поэтому заранее хочу предупредить тех, кто только собирается приобщиться к БФ - мои теоретические выкладки не стоит воспринимать всеръез. У меня своя специфика и запросы не подходящие под общие правила.

Хотя, при всем уважении к вашему опыту, позволю себе не согласиться в категоричности некоторых суждений. Практика (моя, по крайней мере) показывает, что получать качественный результат можно и на легком штативе - правда со многими оговорками и в ущерб комфорту работы. При разумном подходе и осознании слабых мест такого решения съемка на формат вполне реальна.

Почему я вообще завел разговор о сверхлегком комплекте? Во-первых, я практикую довольно частые выходы в горную местность налегке (т.н. походы "выходного дня"), перемещаясь с максимально возможной для себя скоростью. Группы, отягощенные даже нетяжелыми рюкзаками (речь о 10-15кг), не проходят и половины моего маршрута - не говоря о доступе в места, где карабкаться в одиночку с тяжелым "горбом" попросту опасно для жизни. Провиант - только вода и горсть сухофруктов. Вспомогательная снаряга тоже по минимуму: легкий ножик, налобный фонарь, треккинговые палки. При таком раскладе дополнительные 3-4кг существенно не замедлят меня.

Вообще для такого рода вылазок себя очень хорошо себя зарекомендовали дальномерки Fuji 6х9. Но они также требуют устойчивой опоры (т.е. на данный момент приходится брать штатив) и все-таки картинка сильно другая по сравнению с 4х5'. Если не предполагается постоянного сильного ветра и жестких погодных условий (а все это вполне реально заранее) - почему бы не взять с собой легкий формат?

Что касается холдеров Mido - спасибо за наводку. Мой вопрос был риторическим, я и вправду не встречал ничего подобного. Я почесал в гугле, но не нашел где их можно купить новыми. Правильно ли я понял, что их сейчас не производят и можно найти только б/у?
Re[ДМБ]:
Цитата:
от: ДМБ

Предвидя некоторые ехидные вопросы форумчан...

Есть у меня таковой.
Дмитрий, объясните пожалуйста. Есть-ли и какой смысл в пятом Систематике для начинающего БФ фотографа, если выход выше верхней границы леса не планируется (в кадре всегда есть растительность) ? Тут, конечно, надо рассматривать относительно чего-то, пусть арсенал фотографа включает еще Систематик3.
Re[dofmaster]:
Цитата:

от:dofmaster
Практика (моя, по крайней мере) показывает, что получать качественный результат можно и на легком штативе - правда со многими оговорками и в ущерб комфорту работы. При разумном подходе и осознании слабых мест такого решения съемка на формат вполне реальна.[/quot]
Реальна, но неразумна. Повторюсь, съёмка БФ с рук или лёгкого штатива очень напоминает на стрельбу из примерно направленного в сторону противника миномёта. Не исключено, что куда-нибудь попадёте. А время, силы, плёнка будут потрачены практически такие же, как и на нормальную съёмку.
[quot]При таком раскладе дополнительные 3-4кг существенно не замедлят меня.[/quot]
Не верю, что при таком раскладе дополнительный килограмм за нормальный штатив вместо хренового существенно замедлит. Вот не верю и всё. Кроме того, можно выиграть полкило на камере (Нагаока вместо Висты) + на кассетах (та же Нагаока) и ещё чем-нибудь и отыграть этот паршивый килограмм, но игры со штативом - это профанация БФ.
[quot]Если не предполагается постоянного сильного ветра и жестких погодных условий (а все это вполне реально заранее) - почему бы не взять с собой легкий формат?[/quot]
Берите, но помните, что кадрирование/фокусировка на БФ и меньших сильно отличаются. Поза ЗЮ фотографа малоприятна и очень неоперативна, а низкая точка съёмки зачастую сильно снижает потенциал использования БФ.
[quot]Правильно ли я понял, что их сейчас не производят и можно найти только б/у?

Подробнее

Правильно. Мужик давно помер, а дело его так и не продолжили. Собирались, когда он ещё болел, но дело оказалось весьма хлопотным. Там немало не везде валяющихся комплектующих.
Re[Segizmund]:
Цитата:

от:Segizmund
Дмитрий, объясните пожалуйста. Есть-ли и какой смысл в пятом Систематике для начинающего БФ фотографа, если выход выше верхней границы леса не планируется (в кадре всегда есть растительность) ? Тут, конечно, надо рассматривать относительно чего-то, пусть арсенал фотографа включает еще Систематик3.

Подробнее

Не совсем понял, третий систематик уже имеется?
А вообще вопрос интересный и своевременный, ибо все зациклились только на ветре. Для меня же смысл использования пятой серии очень часто совсем не в хорошем сопротивлении ветру.
При выходе за границу леса всё становится даже проще, появляется возможность найти здоровый кирпич и расплющить на нём штатив не выдвигая ног. При съёмке далёких объектов вполне возможна флуктуация по склону или вершине горы. Совсем другое дело в лесу, смещение на несколько сантиметров от нужной точки может полностью убить кадр. Нужно расположить камеру точно на требуемом месте, невзирая на то, какая гадость находится там под ногами.
Второй аспект - это максимально возможная длина фокуса для данного штатива. При полном безветрии, нормальной твёрдой поверхности и применении всех ухищрений третьим систематиком можно снимать маленькими объективами 300мм и телевиками типа Никкора Т 360мм или Конго Т 400мм. С пятой серией уже можно пользоваться Фуджиноном С 450мм и даже в некоторых случаях Никкором М 450мм. У меня на 8х10" самый популярный фокус - это именно 450мм. Каждый может прикинуть, какими фокусами он будет пользоваться на своём формате.
Третий аспект - это используемые выдержки при съёмке в горном лесу. Если облачности нет, то синее небо + кроны деревьев дают очень мало света на снимаемую сцену. Цветовая температура также весьма далека от идеальной, сейчас на съёмках я очень часто имел сдвиг в 150 Майред. Тут хоть лопни, но хотя бы 90 Майредовый фильтр поставь, а это ещё потери света + потери на полярик. Лесные сцены чаще всего имеют большую глубину, а это весьма закрыты дырки. Итого имеем стандартную выдержку в 4-5 минут на 100 плёнку. Про Велвию 50 в таких условиях можно сразу забыть. При таких длинных выдержках и зачастую мягких кавказских лесных грунтах появляется проблема погружения какой-нибудь ноги штатива под нагрузкой (стремя или груз) или выпирания обратно без оной. Для борьбы с этим явлением приходится усердно заглубляться в грунт до достижения там чего-нибудь твёрдого, а заглубление обычно требует значительных прикладываемых усилий к ноге и штативу, то есть, нога должна быть не очень тонкой и хилой. Кроме того, периодически ноги заглубляются почти на полметра, а это здорово уменьшает высоту штатива. Получается, что удлинённая версия четырёхколенного третьего систематика могла бы подойти по длине, но не подходит по толщине нижних секций. С другой стороны, трёх- и четырёхсекционные пятые систематики подходят по крепкости ног, но не обладают достаточной для заглубления и установке на кривой горнолесной местности высотой (для моего роста).
Какие из всего этого можно сделать выводы?
1. Съездить на съёмку с имеющимся штативом и оценить параметры грунта, диапазон используемых объективов, качество полученных слайдов и пр.
2. Если уже там были, то просто вспомните возникшие съмочные ситуации и опять же почву/рельеф посещённой местности.
3. Если рост невелик, а формат и соответственно используемые длины фокусов невелики, то можно сразу выбирать трёхколенную третью серию.
4. Если рост и длины фокусов велики, грунт мягок/кривоват, то особого смысла в стандартных штативах пятой серии в горном лесу типа кавказского не будет, будет лучше взять шестиколенный Гитзо. Использовать целиком или ампутировать одно-два колена.
Re[photograff]:
Цитата:
от: photograff
Дмитрий, хочу поинтересоваться, какое в Вашей съемке самое ходовое ФР

Для 4х5" чаще всего использую пару 180+240мм. Если учитывать и софты, то на чистое первое место выйдет фокус 180мм. Забавно, но оказывается, в этом году я что-то шире 180мм так ни разу и не использовал (но таскал с собой).
Re[ДМБ]:
Скажите пожалуйста Дмитрий, в каких ситуациях при сьемке пейзажа Вы пользуетесь отражателями? Я довольно часто пользуюсь маленьким экземпляром для флоры но только один раз был случай когда снимал из довольно глубокого грота на рассвете и была реальная возможность подсветить стены внутри, но не было большого отражателя.
Пользуетесь Вы вспышками для ситуаций когда например градиентый фильтр затемняет верхушку камня или дерева а отражателем не подсветить?
Re[ДМБ]:
[quot] Итого имеем стандартную выдержку в 4-5 минут[/quot]

Дмитрий, а как Вы стремя нагружаете на длинных выдержках? Все эти пять минут стоите возле штатива? Или на длинных стремя не обязательно?
Re[A_Makarov]:
Странный получается вопрос ...
С точки зрения механики и логики суждений - при более длинных выдержках стремя ещё более обязательно.
Ведь количество возможных вибраций за более длинный период более велико.
Или даже шансов, получить такие вибрации ...
Re[ДМБ]:
У меня тоже вопрос по стремени.
Вот, к примеру: каменистый грунт (т.е., не асфальт и не паркет) поставлена камера, штатив, стремя натянуто -- держим ногой. Кадрируемся. Скадрировались. Теперь нужно закрыть дырку. Как быть? Отпустить стремя, зайти к камере спереди, закрыть дырку, взвести копал и пр., вернуться и... вновь натянуть стремя? Тогда на 99% вероятности кадр съедет. То есть, дважды натягивать стремя (сугубо по моему опыту) нельзя -- только единожды.

Как решить такой вопрос?

Спасибо.

P.S. Кадрироваться, не натянув стремя -- тоже нельзя.
Re[ДМБ]:
Проблема даже не в лишнем кг, а в габаритах "нормального штатива" - его сложно приткнуть к небольшому рюкзачку, так чтобы не мешался и не создавал травмоопасных ситуаций.
Цитата:
от: ДМБ
Для 4х5" чаще всего использую пару 180+240мм.
Надо думать это Фуджиноны-А?

По поводу стремени тоже никак не пойму - натянутый шнур ведь прямой источник вибраций, разве нет? Если почва ненадежная и топкая, почему бы не подложить под шипы, к примеру, какие-нибудь диски (пусть самодельные) с отверстием посередине и жать на спуск пневмотросиком с определенной дистанции, покуда все не успокоится? Я, конечно, теоретизирую (таких ситуаций у меня пока не было) - но все-таки?

Re[Igor AK]:
Насколько я понимаю, Дмитрий имел в виду съёмки в лесу, т.е. в отсутствии ветра при выдержке 5 минут топтание по мягкому грунту в непосредственной близости от штатива с большей вероятностью ухудшит результат нежели потенциальный микросмаз от спуска затвора камеры на свободностоящем штативе в начале экспозиции. Ну, или надо усидчивость, т.е. устойчивость вырабатывать, чтобы по пять минут не шелохнувшись стоять, навалившись всем весом на стремя.
Re[A_Makarov]:
Я вот чего подумал и предлагаю:
(кстати, можете критиковать - потому что мысли мои пока теоретические - у меня нет в БФ и близко такого опыта, как у многих здесь)

В качестве натяжителя троса вместо стремени, на которое опираться приходится ногою, которая пульсирует между прочим - можно взять бурав с колечком наверху.
Бурав заворачивается в землю под проекцией центральной точки опоры штатива, далее от бурава можно натянуть трос к крюку под платформой штатива. Если это сделать через демпферную пружину нужной силы растяжения - то вибрации на тросу в натянутом положении вообще будут настолько минимальны, что ими можно будет пренебречь ...
Как-то так, кажется ...
Re[dofmaster]:
Цитата:
от: dofmaster
... По поводу стремени тоже никак не пойму - натянутый шнур ведь прямой источник вибраций, разве нет? ...


Мне кажется, источником вибраций будут удары пульса от ноги, которая удерживает в достаточно неудобном положении стремя нажатием его на землю (иную опорную поверхность) ...
Написал об этом выше.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта