Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов

Всего 570 сообщ. | Показаны 361 - 380
Re[fotofil]:
Цитата:

от:fotofil
Цитата:

от:Aleksiy
Получил какое-то письмо с совершенно слетевшей кодировкой. Сергей, если это Вы, то попробуйте ещё раз, я из этого письма адрес вычленить ни как не могу :( .

Что касается Видермана - то не забыл, просто готовлюсь к ответу. Я не люблю писАть не проработав вопроса. Кстати, а каким именно вариантом Вы пользовались, ПБ-1к?
Или каким другим, в своё время (в конце Союза) многие кооперативы проявителями пробавлялись, и могут быть и разночтения. В частности, каков был объём бутылька и какие разбавления (20 млл до 200 млл-бумага, и 700 млл-плёнка?)?

Подробнее

Ну, что касаемо моей скромной персоны, пользую Видермана составленного самостоятельно. В рецепт добавлял Калия Иодид в небольшом количестве- на пробу. Влияет немного на контраст,и на уровень вуали(проработка теней).Обычно разбавляю для "Фомы100" - 25-28мл на 300мл воды.Правда,есть одно "но"- в рецепте уйма соды,каковая плохо расходится в литре,потому разбавляю не до литра раб.р-ра а до двух при приготовлении.Попутно уменьшается погрешность ;) Кстати, руки чешутся сравнить картинку с негатива проявленного Видерманом и AFC... проба ждет проявки. Если кому-то интересно- выложу сканы.
С почтением- Fotofil.

Подробнее

Конечно выкладывйте. Очень интересно
Так кто есть кто!?(РИАП == Вейдерман!?)
Что меня все запутали.:)

Выбирая себе проявитель для пленки перевернул все свои книжки по фото, и выбрал проявитель РИАП. Рецепт из "Фотографического Калейдоскопа" Шеклеина

Сульфит натрия бв - 125г.
Гидрохинон - 16г.
Карбонат натрия бв - 60г.
Бромид калия - 9г.
Бензотриазол - 3г.
Фенидон - 1г.
Вода - до 1л
Развеление 1+50.

Потом, просматривая подшивку СФ, узнал что он называется RCS.
Для печати использую проявитель Вейдермана(второй)

Сульфит натрия бв - 60г.
Гидрохинон - 10г.
Карбонат натрия бв - 60г.
Бромид калия - 0.5г.
Бензотриазол - 0.6г.
Фенидон - 1г.
Вода - до 1л
Разбавление 1+3

Как то у меня не получается вывод о том что РИАП(RCS) и Вейдерман одно и тоже.
Или под маркой РИАП что то еще выпускалось?
Re[Mirdita Havlar]:
В одном из справочников так и есть - РИАП(пр-ль Видермана).
Re[fotofil]:
РИАП - это по всей видимости название предприятия. По крайней мере на этикетке спроявителями так и написано - "Киевский завод РИАП".
Похоже он действительно выпускал несколько проявителей. У меня справочников по хим. рецептуре нет, но есть два вида пузырьков с двумя проявителями - выпущенных этим заводом. Причем первый - это действительно ПБ1к - как и говорил Aleksiy - им я и пользовался - он и является получается проявителем Видермана. По инструкции он разводится из 20 мл на разный объем для пленки и бумаги - все в точности как упоминал выше Aleksiy. А я несколько ошибся указав 20-30 вместо 36 листов 9х12 - емкость проявителя для бумаги.
Но есть у меня еще один проявитель завода "РИАП" - именуется он на этикетке как "Концентрированный" - объем концентрата у него тоже кажется 20 мл. Но хватает его лишь на 4 ролика пленки, вместо 10 у ПБ1К. И разводится он на 500 мл. Про возможность проявления бумаги в инструкции ничего не сказано. Выпущены они были на конечный срок использования 1992 года. Но им я еще не пользовался. Может это и есть проявитель "Шеклина"?
Re[Сергей Федоринов]:
Цитата:
от: Сергей Федоринов
РИАП - это по всей видимости название предприятия. По крайней мере на этикетке спроявителями так и написано - "Киевский завод РИАП".


именно таки есть

Цитата:

от:Сергей Федоринов

Похоже он действительно выпускал несколько проявителей. У меня справочников по хим. рецептуре нет, но есть два вида пузырьков с двумя проявителями - выпущенных этим заводом. Причем первый - это действительно ПБ1к - как и говорил Aleksiy - им я и пользовался - он и является получается проявителем Видермана. По инструкции он разводится из 20 мл на разный объем для пленки и бумаги - все в точности как упоминал выше Aleksiy.

Подробнее


Надо будет попробовать

Цитата:

от:Сергей Федоринов

А я несколько ошибся указав 20-30 вместо 36 листов 9х12 - емкость проявителя для бумаги.
Но есть у меня еще один проявитель завода "РИАП" - именуется он на этикетке как "Концентрированный" - объем концентрата у него тоже кажется 20 мл. Но хватает его лишь на 4 ролика пленки, вместо 10 у ПБ1К. И разводится он на 500 мл. Про возможность проявления бумаги в инструкции ничего не сказано. Выпущены они были на конечный срок использования 1992 года. Но им я еще не пользовался. Может это и есть проявитель "Шеклина"?

Подробнее


Скорее RCS:) У Шеклина он идет под кодовым названием -"Концентрированный проявитель, выпускаемый киевским заводом РИАП". И какие то безумные рекомендации по разведению даны, что б не 20мл на 500 воды. С СФ приведен тот же рецепт, и про разведение сказано 1:50, то есть 7 мл на 350 воды. Собственно за это он мне и приглянулся. Время проявления 12-14 минут.... примерно. Пробовал 1:100 и проявлять 25 минут - маловато по времени, слишком тонкий негатив...

Ну слава Богу, разобрался!:) А то сижу и смотрю на два рецепта ну ниразу не одно и тоже.
Всем спасибо!
Re[wladk]:
Всем привет!
К сожалению, пока ещё не обещанный пост по Видерману :( ;).

Был занят написанием текстов новых статей на Фотоаптеке, но подумал, что неплохо поместить их и здесь ;) :

Обращение фотоматериалов



Часть 1. Общие принципы



Получение позитивного (прямого, повторяющего распределение яркостей объекта, а не негативного – инвертирующего его) изображения на том же материале, на котором и проводилась съёмка (экспонирование) известно давно. При этом, как правило, удаётся получать изображения такого технического качества, которое недостижимо другими методами. Это и значительно бОльшая общая резкость (принципиально отсутствует операция промежуточного копирования, существенно «съедающая» резкость). И, главное, несравнимо бОльшее богатство полутонов и точность их взаимной передачи (куда меньше нелинейность передаточной характеристики, отсутствие её «излома», часто возникающего при перепечатывании) и бОльший диапазон тонального охвата (легко достигается динамический диапазон 3D и более, а не 2D, как у фотобумаги; впрочем, такой же диапазон принципиально возможно получить и при копировании на позитивной плёнке). Принципиально другой характер при обращении имеет и зернистость изображения – наиболее крупные зёрна (самые светочувствительные) в первую очередь «вычитаются» из окончательного изображения; вообще изображение визуально воспринимается по другому – зернистость «вычитается» из МАКСИМАЛЬНОЙ плотности (а не из светового потока); а в самых светАх изображение строится самой мелкозернистой частью эмульсии. В результате даже при одинаковых (с каким-либо негативным материалом) инструментально измеренных значениях RMS у обращаемых материалов визуальная зернистость значительно меньше. У цветных же изображений, полученных по методу обращения, чрезвычайно велика точность цветовоспроизведения, проработка цветов и цветовой охват. В общем, полученные методом обращения изображения нередко выглядят потрясающе «живыми»; при просмотре на проекторе нередко кажется, что они могут вот-вот «сойти» с экрана!

В качестве же недостатков можно отметить: трудность копирования позитивных изображений, бОльшую сложность и «капризность» процесса обработки с обращением, несколько меньшую получаемую фотошироту материалов, обрабатываемых по методу обращения.



Разберёмся теперь, как же практически получают обращённые изображения.



Предназначенные для обращения фотоматериалы мало отличаются по строению от обычных негативных фотоматериалов общего назначения. Лишь их основу стараются сделать максимально прозрачной (иначе при использовании полученных на них изображений в качестве проекционных диапозитивов будут неоправданные потери света), и нередко применяется очень качественный по характеристикам противоореольный слой на основе мелкодисперсного коллоидного серебра (при обработке с обращением он легко может быть удалён (в отличие от негативных материалов)). Светочувствительный же слой эмульсии достаточно обычный, он, как и у большинства современных негативных фотоматериалов, как правило, состоит из нескольких подслоев различной чувствительности, что позволяет улучшать общую фотошироту и тональную проработку. Цветные фотоматериалы для обращения имеют строение, близкое к традиционным современным негативным цветным фотоматериалам; по сравнению с обычной цветной негативной плёнкой отсутствует только маскирующий слой (старые немаскированные негативные цветные плёнки, например, ДС-4 удавалось с успехом обрабатывать по методу обращения). Иногда ещё может различаться порядок следования эмульсионных и вспомогательных слоёв.

Суть процесса обращения состоит именно в обработке. Нам необходимо получить пропорционально количеству поглощённого света «вычитание» плотностей изображения из той максимальной плотности почернения, на которую только способен фотоматериал. Для этого поступают следующим образом. Экспонированный фотоматериал проявляют в ЧБ проявителе (первое проявление, эта стадия обязательна и для цветных фотоматериалов! ;) ), проявитель похож на обычные рецепты, но имеет и некоторые существенные особенности. Он должен обеспечивать на максимально экспонированных участках изображения восстановление практически всего серебра эмульсии, то есть иметь высокую кроющую способность; должен хорошо выявлять светочувствительность, давать линейную характеристическую кривую при обработке многослойных фотоматериалов (а, как уже говорилось, практически все современные фотоматериалы, включая ЧБ общего назначения, многослойные), обеспечивать равномерность кинетики проявления разных подслоев. Этот проявитель должен также давать довольно высокий (по сравнению с обычными негативными проявителями) контраст, оптимальный для последующего прямого рассмотрения изображения; а в случае обработки цветных фотоматериалов должно полностью отсутствовать образование красителей (для чего приходится подбирать соответствующие проявляющие вещества). В наибольшей степени всем этим требованиям (особенно для ЦВ материалов, при условии довольно высокого содержания сульфита) соответствовали амидоловые проявители. Однако срок их службы и хранения невысок, как и ресурс работы. Они несколько «капризны», результаты обработки не отличаются стабильностью. И сейчас для первого проявления применяют фенидон-гидрохиноновые (или реже метол-гидрохиноновые) композиции.

После первого проявления полученное негативное изображение является «лишним» для окончательного позитивного изображения, и его необходимо удалить – в этом суть. При обработке цветных фотоматериалов всё серебро и его соединения удаляются общей отбелкой и фиксированием (остаётся только изображение, состоящие из красителей, а их пока нет ;) ), а вот при обращении ЧБ материалов необходимо удалить только восстановленное металлическое серебро, а оставшийся галогенид серебра и будет потом строить окончательное позитивное изображение: из общей максимальной плотности первым проявлением «вычли» негатив, и остался позитив. Для этого применяется (после следующих за первым проявлением вспомогательных операций: стоп-ванны и промежуточной промывки) специальное отбеливание. В процессе этой отбелки металлическое серебро надо не просто окислить, а сразу перевести в растворимую соль и удалить из эмульсии (без применения фиксирования!), совершенно не затронув оставшийся галогенид серебра. На практике для этого применяют раствор, содержащий значительные количества серной кислоты и бихромат калия (иногда, что менее качественно, марганцевокислый калий). Сильный окислитель окисляет серебро полученного при первом проявлении изображения (а также и мелкодисперсное серебро специального противоореольного слоя, если он есть!), потом оно переводится в сульфат, который ограниченно-растворим, и вымывается. Таким образом, серебро удаляется, а в эмульсии остаётся только незатронутый первым проявлением галогенид серебра. И количество этого галогенида обратно пропорционально количеству света, попавшего на участок фотоматериала при экспонировании – получается «заготовка» позитива (уже после отбелки на плёнке бывает видно бледное позитивное изображение ;) ). Чтобы получить окончательное позитивное изображение, этот галогенид теперь нужно превратить в металлическое серебро. Для этого сначала фотоматериал промывают от отбеливающей ванны (желатина эмульсии сильно удерживает бихромат или марганцовку, связывая их и частично реагируя с ними). Но даже длительная промывка не позволяет полностью избавиться от остатков веществ отбеливающей ванны, удерживаемых эмульсией, эмульсия бывает сильно окрашенной. А, попав во второй проявитель, они могут вызвать сильное окисление его проявляющих веществ (несмотря на защитное действие сульфита) и недопустимую подкраску эмульсии продуктами этого окисления. И приходится применять специальную осветляющую ванну, содержащую просто большое количество сульфита, который восстанавливает и нейтрализует оставшиеся после отбелки окислители, уничтожает окраску эмульсии. После этого уже можно восстанавливать галогенид. Традиционно оставшийся галогенид подвергают сильной засветке и проявляют энергичным быстроработающим проявителем (второе проявление), обеспечивающим достижение высоких максимальных плотностей изображения (похожим на проявители для фотобумаг; в стандартном процессе использовался рецепт, практически повторяющий УП-2). После этого по традиционной методике фотоматериал фиксируют (не совсем понятно зачем, ведь в процессе обработки обычно ВСЕ соединения серебра переводятся в металлическое серебро, причём «лишнее» удаляется J ), и далее следует окончательная промывка.

Существуют и различные вариации этой методики, позволяющие упростить процесс и сократить количество стадий обработки. Так, вместо засветки (при использовании второго проявления) может быть применена обращающая ванна – обработка сильным неизбирательным восстановителем, который восстанавливает небольшую часть галогенида серебра и создаёт этим на всех кристаллах активные центры будущего проявления. Обычно используются рецептуры на основе двухлористого олова. Применяя похожие рецептуры, можно и совсем отказаться не только от засветки, но и от второго проявления, заменив его общим восстановлением из соединений оставшегося серебра – ЧЕРНЕНИЕМ. А можно сразу даже не восстанавливать галогенид до металлического серебра, а переводить его в сульфиД серебра, применяя рецептуры с тиомочевиной. Существуют такие рецептуры на основе тиомочевины, которые заменяют одной ванной всю обработку после отбелки: осветляюще-черняще-фиксирующие. При применении тиомочевины и переводе серебра в сульфиД окончательное позитивное изображение может быть сразу тонировано в коричневый цвет, иметь бОльшую максимальную плотность, чем после классического варианта с проявлением; такое изображение нередко даже более устойчиво при длительном хранении, чем традиционное серебряное. При различных вариациях обработки после отбеливания может несколько отличаться максимальная достижимая плотность изображения, а также передача полутонов в средней части (а вот светА изображения от этого обычно мало зависят); и это стОит помнить и при необходимости компенсировать, несколько изменяя обработку в первом проявителе.

При обработке же традиционных цветных фотоматериалов после первого проявления выделившееся серебро удалять не надо, далее производят стоп-ванну и промывку, а потом общую засветку фотоматериала (или химическое обращение с применением того же двухлористого олова). А вот затем следует обработка уже в ЦВЕТНОМ проявителе. При этом после первого проявления в светочувствительных слоях осталось такое количество галогенида серебра, которое обратно пропорционально количеству поглощённого при экспозиции света. И при втором цветном проявлении выделяется не только серебро из оставшегося галогенида, но и образуются красители, количество которых тоже обратно пропорционально количеству поглощённого при экспозиции света, и разделено по цветам. Таким образом, после цветного проявления в фотослоях образуется позитивное цветное изображение, состоящие из цветных красителей, а также имеется почти всё серебро, что содержалось в эмульсии, в восстановленном металлическом виде. От этого серебра теперь необходимо избавиться. Его можно отбелить опять в галогениды (или цианиды) отбеливающим раствором на основе красной кровяной соли (и галогенидов щелочных металлов) и отфиксировать. Может применяться и совмещённая отбеливающе-фиксирующая ванна (на основе железной соли трилона Б или других окислителей и тиосульфата). Существуют и вариации этого процесса: непосредственно в цветной проявитель может быть добавлен сильный вуалент, что полностью исключает стадию засветки или отдельного химического обращения (в пределе, в таком случае всю обработку можно свести всего к трем рабочим растворам!), и т.п. Более подробно об обработке современных цветных обращаемых плёнок сказано здесь:

http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=1

А на основе этого процесса сейчас выпущены наборы для ручной обработки слайдов по Е-6:
http://d-76.ru/dir.php?id=157

Продолжение следует ;) !
Re[Mirdita Havlar]:
Алексей,пишите еще!
С почтением - Fotofil.
Re[fotofil]:
Ну что же, пишу ещё ;) .


Часть 2. Обращение ЧБ плёнок и бумаг. Рецептуры и режимы.



Разберём теперь подробнее: а как же на практике производят обращение ЧБ плёнок? Как уже было отмечено в первой части, наиболее ответственной и важной для конечного результата является операция первого проявления – именно в этот момент потенциально закладываются все характеристики (светочувствительность, контрастность, тональное распределение и т.д.) окончательного изображения; а все остальные стадии только «выявляют» их. Рассмотрим подробнее нюансы рецептуры и работы первого проявителя для обращения.

Традиционный первый проявитель для обработки отечественных ЧБ обращаемых фотоматериалов типа ОЧ был на основе метол-гидрохиноновой композиции проявляющих веществ. Такая смесь обладает заметными супераддитивными свойствами (суммарная работа веществ намного сильнее, чем просто сумма работы веществ по отдельности), работает достаточно «мощно», неплохо выявляет светочувствительность. При использовании такой композиции нетрудно достигать высокой максимальной плотности изображения и немалого контраста, что и нужно от первого проявителя. Для улучшения сохранности раствора, мелкозернистости, а также гарантированного отсутствия подкраски сульфит натрия вводится в этот проявитель в значительном количестве. Чтобы обеспечить достаточную активность работы проявляющих веществ, используется значительное количество углекислой щёлочи (иногда вместе и с едкой щёлочью), это же даёт высокую буферность и способствует хорошей проработке сильно экспонированных участков и требуемому повышенному общему контрасту. Количество антивуалирующих веществ также весьма значительное, что снижает вуаль, тоже поднимает контраст, в некоторой степени «линеаризует» передаточную характеристику. Но всё вышесказанное – это отнюдь не все важные особенности рецептур первого проявителя для обращения! В этом проявителе практически всегда присутствуют ещё два очень важных для его работы вещества.

Первое из них – роданид (обычно калия, реже натрия или аммония). Это вещество известно в фотографии и традиционно входит в состав особомелкозернистых проявителей. Роданид является активным растворителем галогенида серебра, и при проявлении он уменьшает размер зерен, не даёт им слипаться в агломераты и сильно снижает визуальную зернистость изображения. В данном случае он тоже частично выполняет эту функцию, но не её одну;) ! Как уже говорилось, большинство современных фотоматериалов многослойные. И различные подслои эмульсии могут проявляться с различной активностью и скоростью, могут отличаться светочувствительностью и содержать кристаллы разного размера. В частности, у крупных кристаллов галогенида серебра центры скрытого изображения могут лежать не на поверхности кристалла (как это обычно бывает при длительных выдержках и малых освещённостях, тогда этот кристалл может проявиться относительно быстро – это эффект Кабанна-Гофмана) а и в толще кристалла (что обычно бывает при коротких выдержках и больших освещённостях). И если центр скрытого изображения лежит в толще кристалла, то проявителю нужно существенное время, чтобы до него добраться, и чтобы этот кристалл был проявлен. И если мы будем задавать большое время проявления, то в одном подслое может быть уже перепроявление, а другой только-только начнёт проявляться. И как раз здесь роданид существенно помогает делу – он подрастворяет крупные кристаллы и «вскрывает» центры скрытого изображения, делая их доступными проявляющим веществам. Таким образом, в значительной мере уравнивается кинетика проявления различных подслоев эмульсии, а также уравнивается скорость проявления различных кадров на плёнке, которые получили одинаковую ЭКСПОЗИЦИЮ при существенно различных (экстремально коротких или длинных) ВЫДЕРЖКАХ (а на цветных обращаемых фотоматериалах увеличение концентрации роданида в первом проявителе приводит к сдвижке цветового баланса в синюю гамму, сторону «холодных» оттенков; а из-за эффекта К-Г первые цветные фотоматериалы сохраняли цветовую сбалансированность всего на нескольких значениях выдержек.) Характерные количества родинида калия в первом проявителе 1,5-2,5 г/л, вполне допустима его замена роданидом натрия по прямому пересчёту молярной массы; а вот замена роданидом аммония тоже допустима, но тут не всё так просто: ион аммония тоже растворяет галогенид серебра, и для адекватной замены роданида аммония надо брать ещё несколько меньше (по сравнению с роданидом калия), чем следовало бы по прямому молярному пересчёту. При применении роданида аммония чуть изменяется и характер работы проявителя – чуть лучше выявляется светочувствительность. Но растворы проявителей с роданидом аммония могут быть менее стабильны при хранении – аммиак будет постепенно улетучиваться из щелочного раствора, если тара негерметична. Наличие роданида также вызывает сильное физическое проявление и нередко осаждение тонких слоёв мелкодисперсного металлического серебра на эмульсии (что нередко сдерживает применение особомелкозернистых проявителей с роданидом, это – их серьёзная «болезнь»), но при обращении вреда это не приносит, дальнейшая обработка легко удаляет это серебро.

Второе из этих веществ – йодистый калий. Это специфический по действию антивуалент, химически ближайший «родственник» бромистого калия. Но содержание бромистого калия в проявителе и так достаточно велико, и йодистый калий нужен не для уменьшения вуали. А нужен он опять же для уравнивания кинетики проявления подслоев эмульсии. В отличие от бромистого калия йодистый калий значительно сильнее тормозит проявление, сильнее и связывается с эмульсией. А как уже было сказано, в проявителе применяется энергичная композиция проявляющих веществ, высока щёлочность и буферность, используется сильная агитация (об этом ниже) – проявление в первом проявителе очень активное! И самые верхние подслои эмульсии могут существенно перепроявиться, зайти уже в «насыщение», когда нижние слои ещё недостаточно проявлены. И именно здесь хорошо помогает йодистый калий, который заметно тормозит проявление верхних подслоев, мало влияя на нижние (а на цветных обращаемых фотоматериалах йодистый калий в первом проявителе практически необходим для обеспечения правильного баланса светочувствительности слоёв. Поскольку верхний светочувствительный слой цветных обращаемых плёнок синечувствительный, то увеличение концентрации йодистого калия в первом проявителе приводит к сдвижке цветового баланса в красную гамму, сторону «тёплых» оттенков. И при обработке цветных негативных фотоматериалов в состав цветного проявителя нередко тоже входит йодистый калий, присутствует он и в проявителе по процессу С-41). Применение йодистого калия позволяет сделать процесс обработки менее чувствительным к режимам агитации в первом проявителе; а агитация тут нужна достаточно сильная для обеспечения получения высокого контраста и хорошей проработки светОв (в идеале: в «белой ТОЧКЕ» изображения ВСЁ серебро эмульсии должно быть восстановлено первым проявителем; а до этой самой точки характеристика должна иметь одинаковый наклон). Количества вводимого в состав первого проявителя йодистого калия весьма невелики, но должны быть достаточно точно выдержаны (уже понятно, что это важный компонент и сильнодействующее средство), обычно порядка 0,01-0,03 г/л.

Иногда в первый проявитель также вводят сильные органические антивуаленты – бензотриазол и т.п. Но их применение ограничено тем, что они излишне поднимают контраст (и второй градиент, ухудшая проработку полутонов; на цветных фотоматериалах существенно может упасть насыщенность цветов при общем повышенном контрасте), а также замедляют проявление, ухудшают светочувствительность (особенно для метол-гидрохиноновой композиции проявляющих веществ, для фенидон-гидрохиноновой несколько меньше). Вводимое количество бензотриазола обычно невелико, в пределах 0,01-0,05 г/л (другое дело, когда необходимо обработать устаревшую плёнку).

Исходя из всего сказанного, понятной становится рецептура первого проявителя, стандартно применявшегося для обработки отечественных любительских ЧБ обращаемых плёнок типа ОЧ:



Метол 2,0 г

Сульфит натрия безводный 25,0 г

Гидрохинон 14,0 г

Поташ (калий углекислый) 40,0 г

Едкий натр 2,0 г

Калий бромистый 2,0 г

Калий роданистый 2,5 г

Сульфат натрия 10,0 г

Вода до 1 л



Но этот состав нельзя принять оптимальным и соответствующим всем требованиям. Применяемая метол-гидрохиноновая композиция хоть и активна (особенно по проработке «белой точки»), но не обеспечивает максимального выявления светочувствительности фотоматериала. Работа сочетания фенидона с гидрохиноном в этом плане значительно лучше. Есть неудобства и с применением весьма большого количества углекислой щёлочи, необходимого для требуемого уровня активации метол-гидрохиноновой композиции. А совокупность едкой и углекислой щелочей хоть и очень сильно активизирует проявляющие вещества, но буферность может быть недостаточной. Сравним этот рецепт с рецептом первого (ЧБ) проявителя, который применялся для отечественных цветных обращаемых плёнок ЦО (ОРВО):



Трилон Б 2,0 г

Сульфит натрия безводный 40,0 г

Гидрохинон 4,5 г

Поташ 20,0 г (25 г)

Бура 15,0 г

Фенидон 0,25 г

Калий бромистый 2,5 г

Калий роданистый 2,0 г

Калий йодистый 0,01 г (0,007 г)

Вода до 1 л



В скобках приведены значения количеств реактивов для ОРВО; с отечественным проявителем рецептура ОРВО была полностью взаимозаменяема, только чуть отличались времена обработки. Эта рецептура представляется значительно более прогрессивной и качественной, чем стандартная рецептура для плёнок ОЧ. Во-первых, фенидон-гидрохиноновая композиция существенно повышает достижимую светочувствительность при заданном значении контрастности; введение йодистого калия значительно улучшает сбалансированность обработки многослойных (например, для «пользования» с обращением современных негативных ЧБ материалов общего назначения ;) ) материалов, что позволяет использовать такую рецептуру для обработки с обращением почти ЛЮБЫХ материалов. Отдельного внимания заслуживает применение двойной буферной смеси. «Энергичный» поташ обеспечивает общую высокую активность проявителя, и зачем же тогда добавляется ещё слабая бура? А вот зачем. На сильно экспонированных участках происходит местное закисление и поташ «продавливается» - буферность может оказаться недостаточной, и рН заметно снижается, активность проявителя может тут сильно падать, этот эффект хорошо известен из механизмов выравнивающего проявления. А вот куда более слабая по щелочным свойствам бура значительно более буферная, и она в меньшей степени «продавливается». В результате на сильно экспонированных участках проявление тормозится куда в меньшей степени, чем при наличии в рецептуре одного только поташа, характеристика в области больших экспозиций существенно линеаризуется, значительно улучшается точность взаимной проработки полутонов вблизи «белой точки» (например, облака на небе, блики на воде и т.п.); а «энергичный» поташ способствует хорошей проработке в области малых экспозиций – деталей в тенях.



И на основе этой рецептуры, с минимальными изменениями, мною был опробован проявитель для первого проявления ЧБ фотоматериалов по методу обращения. Опыты проводились в конце 80- начале 90-х годов на материалах «Фото», «ФН» и других типах. К сожалению, не все записи уцелели L . Разработанные рецептуры сохранились, а вот режимы – нет. При этом удавалось в некоторых случаях добиться почти 10-кратного увеличения номинальной светочувствительности при нормальном для прямого рассмотрения контрасте изображения, достаточно высокой широте и малой зернистости. Плёнки «Фото-65» и «ФН-64» выходили как 400-800 единиц! Приблизительные времена обработки составляли около 10 минут при 25оС. Рецепт предлагаемого первого проявителя таков:



Трилон Б 2,0 г

Сульфит натрия безводный 40,0 г

Гидрохинон 6,0 г

Поташ 25,0 г

Бура 15,0 г

Фенидон 0,25 г

Калий бромистый 2,5 г

Аммоний роданистый 1,7 г

Калий йодистый 0,02 г

Вода до 1 л



Агитация всю первую минуту непрерывно, потом по 5-7 секунд каждую минуту.



Потом применялась стоп-дубящая ванна следующего состава:



Квасцы алюмокалиевые 20,0 г

Борная кислота 8,0 г

Уксусная кислота 70% 10,0 мл

Вода до 1 л



Продолжительность обработки – 2 минуты при 23-26оС; далее была интенсивная промывка в проточной воде 3-6 минут при 23-26оС (меньшее время соответствует бОльшей температуре). После промывки плёнка обрабатывалась в отбеливающей ванне следующего состава:



Вода 0,7-0,8 л

Кадий двухромовокислый 10,0 г

Кислота серная (1,8-1,9) 10 мл

Вода до 1 л



Обработка производилась при 23-26оС с визуальным контролем, после полной отбелки для гарантии плёнка выдерживалась в растворе ещё примерно треть времени отбелки; общее время операции для разных плёнок составляло 2-8 минут. Далее опять была интенсивная промывка в проточной воде 5-10 минут при 23-26оС, после чего – осветляющая ванна, её состав:



Сульфит натрия безводный 40,0 г

Вода до 1 л



Обработка ведётся при визуальном контроле до полного исчезновения оранжеватой окраски, её длительность – 2-6 минут.



После осветления плёнка подвергалась промывке-засветке: прозрачные спирали бачка «полимерфото» помещались на 5-7 минут в белый эмалированный тазик с проточной водой (с температурой 23-26оС). На расстоянии около 0,5 м над тазиком всё это время горела лампа 100-150 Вт с отражателем; плёнка на спиралях в течение промывки-засветки поворачивалась разными сторонами к источнику света.

После засветки плёнка проявлялась в каком-либо энергичном проявителе (например, для фотобумаги), хорошие результаты давал СТ-1 при обработке 5-8 минут и УП-2 при обработке 2-6 минут. Это второе проявление ведётся при визуальном контроле; после того как визуально плотности изображения перестают расти, плёнка ещё выдерживается в проявителе 1-2 минуты для гарантии.

Можно использовать для второго проявления и «штатный» рецепт, похожий на УП-2:



Метол 5,0 г

Сульфит натрия безводный 40,0 г

Гидрохинон 6,0 г

Натрий углекислый безводный 31,0 г

или

Поташ (калий углекислый) 40,0 г

Калий бромистый 2,0 г

Вода до 1 л



После второго проявления следует заключительная промывка длительностью не менее 10 минут (при 23-26оС), потом стабилизация (обработка ополаскивателем-смачивателем) и сушка.

Полностью режимы обработки приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Режимы обработки

Стадия обработки


х) Продолжительность обработки, мин.


Температура стадии, оС


Примечание

1) Первое проявление


7-15


25+-0,5С


Используется предложенный рецепт

2) Стоп-ДУБЯЩАЯ

ванна


1-3


23-26


После неё можно работать на свету

3) Промывка


3-6


23-26


См. в тексте

4) Отбелка


2-8


23-26


Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом

5) Промывка


5-10


23-26


Аналогично пункту 3)

6) Осветление


2-6


23-26


См. в тексте

7) Промывка - засветка


5-7


23-26


См. в тексте

8) Второе проявление


2-6


23-26


Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом

9) Промывка оконча-тельная


10-30


23-26




10) Стабилизация


1-2


23-26


Какой-либо обычно применяю-щийся смачиватель для плёнок

Внимание!

Следует обратить отдельное внимание, что для ускорения обработки в предлагаемом процессе температура обработки существенно повышена по сравнению с традиционными 20оС!!! (удобно для ВСЕХ операций держать 25оС). Для предотвращения повреждения эмульсии плёнок после первого проявления используется стоп-ДУБЯЩАЯ ванна, что практически предотвращает возможные повреждения эмульсии большинства плёнок. Но всё равно, при обработке слабозадубленных эмульсий следует соблюдать осторожность, и в сомнительных случаях снижать температуру всех вспомогательных стадий (т.е. кроме первого проявления) до 20оС. В таком случае время операций желательно увеличивать примерно на 30%.



Обыкновенная ЧБ фотобумага также может быть с успехом обработана по методу обращения. Эмульсия фотобумаг по свойствам существенно отличается от эмульсий негативных материалов, она ЗНАЧИТЕЛЬНО более мелкозерниста, контрастна, и обрабатывается быстрее. Поэтому состав первого проявителя для обращения фотобумаг существенно проще, отсутствуют роданид и йодистый калий:



Метол 2,0 г

Сульфит Натрия безводный 50,0 г

Гидрохинон 5,0 г

Натрий Углекислый безводный 20,0 г

или

Поташ (Калий Углекислый) 26,0 г

Вода до 1 л



Обработку ведут при 20оС или 25оС (при наличии проявочной машины можно и при 30оС) в течение 2-5 минут. Время первого проявления для конкретной бумаги подбирается экспериментально. В результате первого проявления на бумаге должны получиться весьма плотные и достаточно контрастные негативы. Могут быть намёки на вуалирование, но это не слишком страшно.

Эмульсия фотобумаг достаточно сильно задублена, и применять стоп-ДУБЯЩУЮ ванну нет необходимости, можно обойтись стоп-ванной весьма простого состава (хотя и ранее приведённая вполне подойдёт ;) ):



Кислота уксусная 70% 30 мл

Вода до 1 л



Время обработки в стоп ванне 0,5-2 минуты, температура 18-30оС (желательно, чтобы температура стоп-ванны не сильно отличалась от температуры проявителя и промывной воды). После этого – промывка в сильно проточной воде при 18-30оС длительностью 3-8 минут (меньшее значение для пластиковой бумаги и бОльшей температуры, бОльшее значение для баритовой бумаги и меньшей температуры; так же и для других операций).



После промывки дальнейшая обработка как и для обращаемых плёночных материалов; можно использовать отбелку, осветляющую ванну, второй проявитель того же состава, как и для плёнок. Режимы обработки бумаги с обращением приведены в таблице 2.





Таблица 2

Режимы обработки бумаги с обращением

х) Стадия обработки


Продолжитель-ность обработки, мин.


Температура стадии, оС


Примечание

1) Первое проявление


2-5


от 20 до 30

(20 или 25 или 30)


См. о температуре в тексте

2) Стоп-ванна


0,5-2


18-30


После неё можно работать на свету

3) Промывка


3-8


18-30


См. в тексте

4) Отбелка


1-5


18-30


Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом

5) Промывка


3-8


18-30


Аналогично пункту 3)

6) Осветление


2-6


18-30




7) Промывка - засветка


1-4


18-30


В кювете с проточной водой под лампой 100-150 Вт на расстоянии 0,3-0,5 м

8) Второе проявление


1-4


18-30


Визуальный контроль, время выбирается с некоторым запасом

9) Промывка оконча-тельная


10-60


18-30






Во всех ваннах обработка идёт при непрерывном умеренном помешивании.



Как правило, наилучшие результаты получаются на полумягкой и мягкой бумаге постоянного контраста (на бумаге с переменным контрастом опыты пока не производились). Чувствительность фотобумаги при такой обработке обычно несколько падает. В случае чрезмерно высокого контраста изображения можно увеличить экспозицию и уменьшить время первого проявления; при слишком низком же контрасте наоборот уменьшить экспозицию и увеличить время первого проявления.

В случае если желательно получать достаточно высокую чувствительность фотобумаги (например, непосредственно для фотосъёмки), можно применять и первый проявитель как для плёночных материалов. Время проявления в таком случае составляет около 5 минут при 25оС.



Возможно, приведённые рецептуры для уточнения их свойств будут представлены наборами в Программе испытаний Фотоаптеки.

Таблицы слетели напрочь :( , но можно прочитать в более удобоваримом виде здесь:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=15
Re[Aleksiy]:
Обработка просроченной ОРВО UT...

Проблемы с обработкой лежалой плёнки ОРВО возникают часто.
Вопрос о обработке плёнок ОРВО\ЦО в химии Е-6 возникал не раз, и у многих. В своей статье по обработке фотоматериалов, предназначенных под Е-6, в самодельной химии, я рассматривал и этапы возникновения своего процесса Е-6. Смотри:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...view&iden=1
По началу, приходилось ведь решать обратную задачу – обработку Е-6 материалов в наборах ОРВО\ЦО. И это удавалось вполне успешно осуществлять, даже и без доработки химии ОРВО\ЦО. Этот успех во многом и сподвигнул меня тогда на разработку собственного варианта процесса для Е-6. Когда мой процесс был разработан и отлажен, то не раз возникала задача обработать ОРВО (некоторое количество этой плёнки до сих пор лежит у меня в холодильнике ;) ). А при разведённом наборе для Е-6 как то уже не хотелось ради 1-2 плёнок возиться и разводить комплект для ОРВО\ЦО; тем более что и набор посуды, предназначенной для «слайдовых» растворов, у меня один ;). Так что идея попробовать обработать плёнки ОРВО в химии для Е-6 возникла у меня давно и органично. Так как решая обратную задачу было установлено, что активности проявителей довольно близки, для начала были выбраны времена проявления в обоих проявителях по 12 минут при температуре 25С. При такой же температуре велись и все вспомогательные операции и промывки. Хотя лежалые плёнки обычно заметно «самозадубливаются», но опасения повреждения эмульсии из-за несколько повышенной температуры обработки были. Поэтому стоп-ванна применялась непосредственно после обоих проявителей одинаковая ДУБЯЩАЯ, но и с содержанием сульфит-иона; для очистки совести обработка в ней была не менее 2-3 минут.
Вообще, с лежалыми слайдами (в частности ОРВО) происходили следующие изменения. Снижалась светочувствительность и контраст, у экспонированных плёнок регрессировало скрытое изображение. Падала и максимальная достижимая плотность изображения. Цветовой баланс отчётливо сдвигался в «тёплую» гамму, некоторую характерную красноватость-рыжеватость. Увеличивалась и вуаль, которая на слайдах выглядела очень специфически – как заметное увеличение визуальной зернистости, и эта «вуалевая» зернистость имеет довольно специфический, какой-то «рваный» вид (возможно, снижение максимальных плотностей частично связано с вуалированием, а частично с разрушением от перехранения применяемых в этих плёнках гидрофильных недиффундирующих красителеобразующих компонент).
Первые же результаты обработки ОРВО в химии моего «самодельного» Е-6 оказались вполне обнадёживающими (это было в середине-конце 90-х годов, плёнки в холодильнике были ещё довольно хорошо сохранившиеся…). Неплохо выявлялась чувствительность как для свежеэкспонированных плёнок, так и для экспонированных много лет назад; цветовые искажения практически не наблюдались (кроме характерных вышеописанных). А вот при попытках тогда же обрабатывать лежалую ОРВО в её «родных» наборах, результаты были как бы и не хуже (по сравнению с моим «самодельным» Е-6) – был чуть выше контраст, но хуже выявлялась светочувствительность, меньше были максимальные плотности изображения, сильнее была выражена красноватость-рыжеватость. И в дальнейшем при необходимости обработки лежалой ОРВО я пользовался обычно только «самодельным» Е-6, подбирая режимы и иногда модифицируя составы.
Для начала, чтобы по возможности скомпенсировать падение светочувствительности и контраста необходимо несколько активизировать первое (ЧБ) проявление. И здесь вариант первого (ЧБ) проявителя для Е-6 оказался как раз тем, что надо ;). Несколько бОльшая концентрация проявляющих веществ, и Фенидона в частности, позволяет эффективнее «вытягивать» светочувствительность. А бОльшая концентрация Гидрохинона может позволить и несколько поднимать контраст; но и режим агитации в первом проявителе желательно несколько активизировать, удачным оказался тот же самый режим агитации, что и применяемый мной обычно для Е-6. Несколько другие концентрации Йодида и роданида (чем в «родном» проявителе для ОРВО), а также их соотношения, не оказали существенного влияния на цветовой баланс (это же было и при обработке плёнок для Е-6 в наборах ОРВО). Вообще, по процессу обращения и особенностям рецептур в частности мною написаны ещё две статьи:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...iew&iden=14
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&...iew&iden=15
(они же ранее опубликованы здесь)
Заметно бОльшая активность цветного проявителя тоже оказалась очень полезной, она позволяет несколько поднять максимальную плотность изображения и частично скомпенсировать её падение при перехранении. Что касается применения различных ЦПВ, то это не настолько критично, чтобы результаты существенно различались. Так, ещё в конце 80-х годов я нередко применял для обработки слайдов (где рекомендовалось применение ЦПВ-1) ЦВ проявитель из наборов для фотобумаг (где использовалось ЦПВ-2). Такая замена вызывала только почти неуловимую сдвижку цветового баланса в тёплые тона и чуть «грязноватым» становился пурпур, но эффекты было можно заметить только параллельно одновременно обрабатывая 2 одинаковых плёнки, но в разных ЦВ проявителях. А разница цветового баланса от партии к партии плёнки бывала безусловно больше, чем этот эффект. Следовательно, если делать ЦВ проявитель для моего варианта Е-6 на основе ЦПВ-1, и применять его для ОРВО, то ни каких изменений вообще не происходит; если применяется CD-3 (а свойства образуемых им красителей совершенно одинаковые с ЦПВ-2, только восстановительная активность CD-3 несколько повыше) то разница минимальна, и всё тоже должно хорошо работать.
Можно сказать, что твои варианты химии – это твои варианты химии, а наборы от ведущих производителей – то несколько другое. Всё в общем то так, но именно проявители я старался разработать с максимальным повторением свойств, а все прочие операции не имеют принципиального значения, важно только их производить до конца и доброкачественно. Следовательно, и при применении стандартных наборов все положения остаются в силе. Температура всех операций 25С. Время обработки в проявителях около 12-13 минут и уточняется экспериментально, режим агитации достаточно активный; лучше применять тот, что я рекомендовал в статье по своему Е-6. Настоятельно рекомендуется применение непосредственно после проявителей стоп-дубящей ванны следующего состава:

Квасцы Алюмокалиевые 20,0гр
Борная Кислота 8,0гр
Сульфит Натрия безводн. 10-15гр
Уксусная кислота 70% 5-10млл
Вода до 1 Л

Длительность промывок увеличивается в 1,5-3 раза (по сравнению с приведённвми длительностями для "моего" Е-6), как и вспомогательных операций. При вспомогательных операциях используется визуальный контроль (как рекомендовано в статье по моему варианту Е-6).
Но возможно и заметно улучшить результаты обработки несколько изменяя состав растворов специально для такого случая. Это возможно как используя наборы ОРВО\ЦО, так и химию для Е-6.

Вначале по доработке наборов ОРВО для лежалых плёнок. Если плёнки свежеэкспонированные, то для набора на 0,5 литра растворов к первому (ЧБ) проявителю надо добавить 1,0 гр Гидрохинона и 0,4 гр Роданистого Калия (либо 0,27 гр Роданистого Аммония). Добавление Гидрохинона позволяет несколько поднять контраст, добавление Роданида усиливает механизм ГЛУБИННОГО проявления (и лучше выявляются центры именно скрытого изображения, а не вуаль, центры которой обычно расположены на поверхноси кристаллов Галагенида Серебра) и несколько сдвигает цветовой баланс в «холодную» гамму, частично компенсируя изменения, происходящие при хранении. Также к первому проявителю стОит добавить по 0,05гр Фенидона и Бензотриазола – несколько улучшиться выявление светочувствительности и уменьшиться вуаль. При обработке свежеэкспонированных перележавших плёнок лучше всё равно заранее смириться с тем, что часть светочувствительности придётся «разменять» на снижение вуали, желательно переэкспонировать в 1,5-2 раза. В случае же обработки давно экспонированных плёнок шансы хуже. Тогда кроме вышеописанных добавок проявляющих веществ лучше Бензотриазола добавлять меньшее количество, порядка 0,01-0,02гр, но добавить ещё дополнительно 0,5гр Бромистого Калия. Если добавлен этот полный «комплект», то время обработки остаётся примерно тем же, около 12-13 минут и уточняется по результатам проб. А пробы стОит делать обязательно! Для свежеэкспонированной плёнки желательно делать ступенчатую экспопробу с шагом 0,5 ступени, начиная с чувствительности в 4 раза меньше номинатьной и до номинальной. Так например, для ОРВО UT-18 это будет следующий ряд: 12, 16, 25, 32, 50 единиц. А дальше подбирая время проявления находят ту максимальную чувствительность, при которой качество изображения ещё приемлемо. При обработке же давно экспонированных плёнок, если есть возможность часть отснятого материала использовать как пробы, то точно также подбирают время проявления в ЧБ, при котором оптимально соотношение выявленного изображения и вуали. Но о результатах судят только после полного цикла обработки!
Второй проявитель от набора ОРВО тоже при возможности стОит доработать. Желательно добавить для 0,5литра раствора 0,5 – 1,0 гр ЦПВ-1 и около 0,02гр Йодистого Калия. Это поможет несколько увеличить максимальные достижимые плотности и сдвинуть цветовой баланс в «холодную» гамму. Раствор лучше приготовить заранее, и дать ему постоять не менее суток (особенно при использования лежалого ЦПВ), перед употреблением профильтровать. Время проявления всё равно лучше брать несколько с запасом, обычно оно составляет те же 11-13 минут при 25С.
Стоп-ванну от набора на ОРВО 0,5 литра надо применять непосредственно после каждого проявителя, к имеющейся стОит добавить 5гр Сульфита Натрия безводного и 7-10 млл 70% Уксусной Кислоты (эссенции).
К фиксажу от набора ОРВО на 0,5 литра можно добавить 20-30гр Сульфата Аммония.
Засветку рекомендуется производить максимально полно и качественно. Наиболее приемлемый вариант – это промывка-засветка под слоем воды, она проводиться в светлой большой посудине (типа белого эмалированного тазика) лампой не менее 200-300Вт с расстояния не более 0,5 метра. Подробнее смотри в описании моего самодельного процесса Е-6.

Тогда, весь процесс обработки принимает вид:
Стадия обработки; Продолжительность обработки, мин.; Температура стадии, С; Примечание
1) Первое проявление 11-15; 25+-0,5С; Используется доработка ОРВО или исходный ОРВО рецепт
2) Стоп-ДУБЯЩАЯ ванна 2-3; 23-26С; После неё можно работать на свету
3) Промывка - засветка 4-6; 23-26С; См. в тексте
4) Второе (ЦВ) проявление 10-16; 24-26С; Время выбирается с некоторым запасом
5) Стоп-ДУБЯЩАЯ ванна 2-3; 23-26С
6) Промывка 8-10; 23-26С; Интенсивная
7) Отбелка 2-4; 23-26С; Визуальн. контроль, время выбирается с некоторым запасом
8) Промывка 2-4; 23-26С; Интенсивная
9) Фиксирование 2-4; 23-26С; Длительность выбирается как утроенное время осветления
10) Промывка окончательная 10-20; 23-26С;
11) Стабилизация 1-2; 23-26С; Какой-либо обычно применяющийся смачиватель для плёнок



По доработке рецептов и режимов комплектов для Е-6:
Сравнение составов и особенностей работы ЧБ проявителей от ОРВО\ЦО и альтернативного Е-6 приводится в статье:
http://d-76.ru/main/index.php?ind=reviews&op=entry_view&iden=15 (или ранее опубликованной здесь же ;) – предыдущий пост)
При этом уже отмечено и сказано, что ЧБ проявитель от набора ОРВО\ЦО даёт несколько бОльший контраст и (потенциально) бОльшую линейность передаточной характеристики. А ЧБ проявитель от альтернативного Е-6 лучше выявляет светочувствительность и «жестче» удерживает цветовой баланс (выше концентрации и Йодида и Роданида); при этом и вуалирует несколько меньше – в его состав «штатно» исходно входит Бензотриазол, исходно довольно высока и концентрация Бромида. Следовательно, ЧБ проявитель от альтернативного Е-6 потенциально межет быть даже более предпочтительным (и без «доработок!») для обработки лежалых ОРВО\ЦО, чем их «родной» ЧБ проявитель ;) . Практически же, желательно даже несколько уменьшить его активность; в этом случае оптимальные результаты получаются при применении частично использованного ЧБ проявитель от альтернативного Е-6. Так, когда в порции 0,3-0,5 литра ЧБ проявитель от альтернативного Е-6 обработано 2-3 плёнки, предназначенные для процесса Е-6, то после этого как раз хорошо пойдут лежалые плёнки ОРВО\ЦО. Необходимо только, чтобы ЧБ проявитель от альтернативного Е-6 успел после обработки в нём первых плёнок (если они Фуджи, и особенно Кодак!) до обработки ОРВО/ЦО потерять возможную сильную окраску (иначе ОРВО\ЦО может элементарно подкраситься вымытыми проявителем из Фуджи\Кодака красителями; этот же момент важен и для обработки в ЦВ проявителе). После ЧБ проявителя обязательно применение стоп-ДУБЯЩЕЙ ванны. И тут тоже желательно использовать эту ванну частично использованную, а время обработки в ней не затягивать более 2 минут. Тут дело в том, что СЛИШКОМ кислые обрабатывающие растворы при обработке могут со временем вызывать разрушение красителей и гидрофильных недиффундирующих компонент, которые применяются в плёнках ОРВО/ЦО (особенно синего, который и так может быть ослаблен хранением). А у частично использованной стоп-ДУБЯЩЕЙ ванны рН уже несколько повышен, и возможный вред будет слабее.
После ЧБ проявления, его остановки и промывки производится засветка или химическое обращение. Эту стадию необходимо произвести гарантированно полностью, чтобы «выжать» потом из плёнки цветным проявлением все возможные красители. По этому, рекомендуется увеличить время засветки или химического обращения в 1,5 раза от обычно рекомендуемого. С точки зрения безопасности эмульсии от механических повреждений предпочтительна засветка под слоем воды.
Потом производится цветное проявление. Цветной проявитель для альтернативного Е-6 заметно активнее, чем «родной» от ОРВО\ЦО, что нам опять на руку. Ни каких дополнительных доработок ЦВ проявителя от альтернативного Е-6 для обработки ОРВО\ЦО не требуется. Обработка должна быть произведена гарантированно до конца, поэтому время обработки при 25С должно быть не менее 12 минут с рекомендованной по альтернативному Е-6 агитацией.
После обработки в ЦВ проявителе при применении частично использованных наборов:
http://d-76.ru/dir.php?id=157 также рекомендуется сначала стоп-кондиционирующая ванна (1 минута) а потом стоп-дубящая (2 минуты), после интенсивная промывка не менее 8 минут (всё при 25С).
Далее отбелка с визуальным контролем, промежуточная промывка (около 3 минут), фиксирование (тоже с визуальным контролем, но время фиксирования должно быть строго равно утроенному времени осветления, затягивать фиксирование нельзя – это чревато опять же разрушением красителей), потом окончательная промывка (10-15 минут), стабилизация (около 2 минут) и сушка.
В случае же применения СВЕЖИХ наборов для альтернативной обработки Е-6, рекомендуются их следующие модификации:
В ЧБ проявитель добавляется 0,03 гр\литр Бензотриазола при обработке свежеэкспонированной лежалой плёнки, или 0,6 гр\литр Бромистого Калия при обработке давно экспонированной лежалой плёнки, можно также добавить 0,3 гр\литр Роданида Аммония;
В стоп-кондиционирующий и стоп-дубящий растворы Уксусная кислота не добавляется;
В фиксаж добавляется Сульфит Натрия Безводный из расчета 10,0 гр\литр.

Тогда общий режим обработки ОРВО\ЦО в наборе для альтернативной обработки по Е-6 http://d-76.ru/dir.php?id=157 (как в частично истощённом, так и в свежем доработанном) принимает вид:

1. Ч/б проявление - 11-14(10-13 для свежего) мин, 25 +-0,2 С
2. Стоп-дубящая ванна – 2 мин, 23-26С
3. Промывка-засветка - 4-6 мин (или 3-4 мин. промывки + 3 мин. хим. обращение; или 4-5 мин. промывка, а далее засветка-сушка), 23-26С
4. Цветное проявление - 12-15(11-14 для свежего) мин, 24-26С
5. Стоп – кондиционирующая ванна – 1,0 мин, 23-26С
6. Стоп-дубящая ванна - 2 мин (та же, что и после ч/б), 23-26С
7. Промывка - 8-10 мин, 22-26С
8. Отбелка - 2-6 мин (на красн. кров. соли, визуальнный контроль), 22-26С
9. Промывка - 2-4 мин, 22-26С
10. Фиксирование - 4-8 мин (утроенное время осветления), 22-26С
11. Промывка - 12-15 мин, 21-26С
12. Стабилизация - 2 мин, 21-26С

Теперь что касается конкретно обработки лежалых ОРВО\ЦО в «фирменных» наборах для Е-6. Если свойства проявителей не слишком сильно отличаются от альтернативных, то свойства и состав вспомогательных ванн могут быть и сильно другими.

Так штатный режим обработки FujiHunt E-6

Рабочая температура 38С

Прогрев 5:00
Первый проявитель 7:30
Промывка 2:00 (4x0:30)
Обратимая ванна 2:00
Цветной проявитель 4:00
Преотбелка 2:00 (кондиционер)
Отбелка 6:00
Фиксаж 4:00
Промывка 5:00 (10x0:30)
Стабилизатор 1:00

При этом отбелка здесь на основе Железо-Аммонийной соли Трилона Б, стабилизатор и преотбелка обязательно должны употребляться вместе. Среди растворов сильно кислотных (могущих разрушать красители ОРВО\ЦО) нет. Тогда, частично использованные, «рабочие» растворы от этого набора можно осторожно порекомендовать для ручной обработки в бачках лежалой ОРВО\ЦО (с самодельными дополнениями) по следующему режиму:

1. Ч/б проявление - 12-15(10-13 для свежего) мин, 25 +-0,2 С – от FujiHunt
2. Стоп-дубящая ванна – 2 мин, 23-26С – та самодельная, что рекомендовалась ранее
3. Промывка - 3-5 мин, 23-26С
4. Обратимая ванна 3 мин, 23-26С – от FujiHunt
5. Цветное проявление - 10-13(9-12 для свежего) мин, 24-26С - от FujiHunt
6. Стоп – кондиционирующая ванна – 1,0 мин, 23-26С– та самодельная, что рекомендовалась ранее
7. Стоп-дубящая ванна - 2 мин (та же, что и после ч/б), 23-26С– та самодельная, что рекомендовалась ранее
8. Промывка - 4-6 мин, 22-26С
9. Преотбелка 2 мин, (кондиционер) – от FujiHunt
10. Отбелка - 4-8 мин (визуальнный контроль), 22-26С– от FujiHunt
11. Промывка - 2-4 мин, 22-26С
12. Фиксирование - 4-8 мин (утроенное время осветления), 22-26С– от FujiHunt
13. Промывка - 12-15 мин, 21-26С
14. Стабилизация - 2 мин, 21-26С– от FujiHunt

- «лишние» стадии появились поскольку составы и работа «фирменных» растворов точно не известны, и приходиться действовать по принципу «не навреди», подстраховываться.
- Удачи!

Re[Mirdita Havlar]:
А кто из уважаемых проявлял Tmax-100 в Видермана (RSC)? Поделитесь сколько времени и как развели...
Re[Gesha]:
сделаем ап
Re[Уэф]:
Собственно, ни кто не против ;) .
Re[Aleksiy]:
А я так ваще "за"!
Re[Aleksiy]:
Цитата:
от: Aleksiy
Ну что же, пишу ещё ;) .

Едкий натр 2,0 г



Урааааа......!!!!!!!!
Re[Aleksiy]:
Ну, давайте почитаем: Прошу прощения, что авторский текст буду выделять кавычками и цветом, а не квотами - геморройно потому что... :(

"И, главное, несравнимо бОльшее богатство полутонов и точность их взаимной передачи (куда меньше нелинейность передаточной характеристики, отсутствие её «излома», часто возникающего при перепечатывании)"

При втором проявлении используется остаток галогенида серебра от первого проявления. Поэтому номинальная чувствительность пленки устанавливается, по крайней мере, наполовину меньше, чем у нее фактическая. Чтобы серебра на все хватило. При этом у пленки почти автоматически получается подкрученная контрастность, а то диапазон передаваемых плотностей будет маленьким, поэтому тональная и цветотональная передача у нее такая, которой в природе никто не видит. Разумеется, уменьшается фотоширота.

" и бОльший диапазон тонального охвата (легко достигается динамический диапазон 3D и более, а не 2D, как у фотобумаги; впрочем, такой же диапазон принципиально возможно получить и при копировании на позитивной плёнке)."

Динамический диапазон передатчика/ сигнала не имеет ничего общего с передаточной функцией (для пленки - это характеристическая кривая), потому что по определению связан с характеристиками только одного сигнала, а не двух. Почти весь интернет, впрочем, думает иначе. В данном случае сигнал таки один, но рассматривается только его размах, а ДД здесь на самом деле будет -log(10) отношения флюктуаций к размаху. То, о чем пишет автор - это диапазон передаваемых плотностей.

"Принципиально другой характер при обращении имеет и зернистость изображения – наиболее крупные зёрна (самые светочувствительные) в первую очередь «вычитаются» из окончательного изображения;"

Продолжая эту концепцию, рассмотрим тени объекта, в которых будут экспонированы как раз крупные кристаллы. В этом случае в позитиве будет видно отчетливое светлое зерно. А по жизни такого нет (у цветных, а у ч/б - есть), потому что природа и вид зерна обращаемых материалов сильно отличается от этих свойств у негативных и позитивных материалов.

"У цветных же изображений, полученных по методу обращения, чрезвычайно велика точность цветовоспроизведения, проработка цветов и цветовой охват."

Как раз по этим параметрам обращаемые материалы проигрывают негативным из-за повышенного разбаланса по контрастности. Отсутствие же маски вынуждает использовать менее точно воспроизводящие цвет красители с зональным пропусканием как у позитивных материалов.

"В общем, полученные методом обращения изображения нередко выглядят потрясающе «живыми»; при просмотре на проекторе нередко кажется, что они могут вот-вот «сойти» с экрана!"

Это таки да: высокие контраст и диапазон плотностей смазывают визуальное впечатление от цветоискажений.

" В качестве же недостатков можно отметить: ...несколько меньшую получаемую фотошироту материалов, обрабатываемых по методу обращения."

Фотоширота ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше - примерно на единицу-полторы (а каждая единица - это порядок в абсолютных величинах).

"...заменив его общим восстановлением из соединений оставшегося серебра – ЧЕРНЕНИЕМ. А можно сразу даже не восстанавливать галогенид до металлического серебра, а переводить его в сульфиД серебра, применяя рецептуры с тиомочевиной."

Противопоставлять здесь ничего нельзя: чернение и есть перевод галогенида в нерастворимую окрашенную соль.

"При применении тиомочевины и переводе серебра в сульфиД окончательное позитивное изображение может быть сразу тонировано в коричневый цвет,"

Только не "может быть", а "будет".

"Его можно отбелить опять в галогениды (или цианиды) отбеливающим раствором на основе красной кровяной соли (и галогенидов щелочных металлов)"

Там не цианиды или не совсем галогениды серебра, а тоже комплексная соль. Затем и бромид калия нужен. См.
http://bsfp.media-security.ru/school23/17.htm

Ну, как-то вот так... ;)
Re[Mirdita Havlar]:
Выспросил у одного "родинальщика" его рецепты, проверенные временем. "сверхмелкозернистое.." не обещаю, но это точно подходит под категорию "из сстарых рецептов" :)

общие условия:
t=20
1:50
агитация 1 раз в 30 секунд

дельта 100 - 14 минут
дельта 400 - 17 минут
FP4 - 16 минут
HP5 - 15 минут

Acros 100 - 13 минут
Neopan 400 - 13 минут

Maco IR820c - 15 минут

Re[КузьмичЪ]:
С каких пор родинал стал сверхмелкозернистым?
Re[Mirdita Havlar]:
так я сразу-же написал, что Цитата:
"сверхмелкозернистое.." не обещаю
;)
Re[КузьмичЪ]:
Родинал - типичный резкостный проявитель, который давно и много обсуждали.
Если есть потребность - можем обсудить.
Re[RAE]:
Давайте обсудим ...
Для Rolle Retro 100 например.
Интересует прежде всего возможность проявки в старом советском черном-эбонитовом бачке где-то на 270 мл кажется - при разведении 1:100 1:200.
Часто пишут что кол-ва проявителя 1 мл - вполне достаточно, при заявке AGFA о min количестве-10 мл и признании факта 6-7 мл достаточными неформально.
Стоит ли при таких разведениях вносить коррекцию ISO и какое.
Как проявляется в характере негатива измение чувствителльности пленки от номинальных 100 к 80
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта

Обратная связь

Здесь вы можете оставить свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами.