Уважаемые коллеги, добрый день!
Наверное, мы сейчас рассматриваем самую болезненную тему - это оценки. Данному вопросу была посвящена масса топиков. В частности, под рукой вот этот (просто как один из примеров; при возможности посмотрите его, скорее всего, не пожалеете):
http://club.foto.ru/phpbb2/viewtopic.php?t=19336&start=90
Я, например, даже и предположить не мог (да в кошмарном сне мне не могло присниться), что проблема оценок будет самой чувствительной на нашем Форуме.
И вот возникает логичный вопрос: а если эти оценки убрать, то что, всё успокоится? Кто-то на Форуме даже как-то предлагал: "Если кому-то нужны оценки, идите в школу". Понятно, конечно, что это шутка, но мы все знаем, что в каждой шутке есть доля ШУТКИ. А всё остальное - правда.
Пятёрки... Конечно, даже я, как новичок, понимаю, что фантастических шедевров мало. Но значит ли это, что в таком случае "пять" ставить нельзя? Возможно (это моё сугубо личное предположение), сам Модератор, когда давал пояснения под оценками, чрезмерно завысил уровень: "пять" - безупречная работа, вызывающая восхищение. Да с ума сойти можно от переполняющих душу эмоций. Если при этом провести некоторую параллель, то получается так, что ни в школе, ни в институте соответственно ни ученику, ни студенту никогда (подчёркиваю, никогда!) нельзя ставить "пять" по той простой причине, что данный предмет он на "пять" не знает. Естественно, и по английскому языку нельзя поставить "пять", потому что сами англичане свой родной язык не знают на "пять", и по математике - то же самое. На "пять" математику знали, в частности, академики Келдыш, Смирнов. Физику (все её разделы) прекрасно знал, например, Ландау. У него была "пятёрка" (я это точно знаю). И у меня тоже по нескольким разделам физики (институт МИРЭА) - "пятёрка". Представляете, какая дикость и вопиющая несправедливость! - самому обычному студенту "пять" тоже, как Ландау в своё время, ставили. К чему я привожу эти примеры? Видимо, для того, чтобы как-то "высшие эмоции" по поводу безукоризненности снимков привести в адекватное состояние. Я на днях где-то в Галерее под одной из фотографий уже писал, что если на человека пять лет говорить, что он свинья, на шестой - он захрюкает. Иными словами, у всех разная планка (а система всего лишь пятибалльная, правда, с промежуточными оценками - семибалльная). Может быть, новичку, который сделал заметный прорыв (по сравнению со своими предыдущими работами) и психологически, и педагогически (и во всех других отношениях) целесообразно поставить "пять" (ну как некоторый допустимый аванс, что ли?), чтобы он сам понял, что это за "пятёрка" и что за ней стоит. А вот эти хронические "двойки", "единицы" (ну в суперлучшем случае "тройки") без каких бы то ни было комментариев только унижают (нет, по-другому скажу - опускают!) человека. Зачем это делать? Какова истинная цель такого подхода?
"Единица", "двойка", "тройка" без комментариев - такой подход не порядочен по отношению к самому оценивающему лицу. И что значит фраза: "Вы мне пишите по e-mail, я дам ответ"? Кому нужно затевать такого рода личную переписку? Поставил "два" - объясни, почему именно такая оценка, а не другая. Безусловно, никто никого не заставляет это делать, никто никому ничего не обязан, но сама логика подсказывает, что, видимо, следует поступить именно так. А ссылки на то, что "некогда писать комментарии, так как много фоторабот" вообще нелепы по своей сути! Кто обязывает, как метеор, пронестись по 150-200-250 работам? Кто? Ведь никто никого никуда не гонит! Да посмотри ты "по-человечески" 10 работ, или 30 работ. Ну уж при выставлении "двоек" и "единиц" дай ты самый краткий, но аргументированный комментарий. Нет времени, да игнорируй ты эту работу, пропусти её, ничего не ставь, и лети дальше по Галерее "со сверхзвуковой скоростью". Вот уж поистине радость!
...Да, не умеем мы, к сожалению, общаться. И что самое страшное, мы не хотим научиться это делать (я беру самый общий широкий аспект, а не конкретных людей).
Так что, может быть, давайте в качестве эксперимента (ну на один месяц, максимум на два) уберём эти оценки и посмотрим, что с нами всеми станет. Наш Форум - это огромное экспериментальное поле (мы в этом все убедились!). И это очень хорошо! Так давайте теперь ЭТО попробуем, а потом поделимся впечатлениями.
Желаю всем всего самого доброго и хорошего!
Ваш Сергей.
Москва. 20 марта 2003 г.