от: Alexey Shadrin
Так он ничего не составляет -- он выбирает
1. Мною фраза "составляет композицию" - взята в кавычки специально.
Ибо можно сказать и по другому - "ищет гармонию", можно ещё как-нибудь по другому. Высокопарно или низменно - не суть.
Право, не стоит даже и пытаться свести дело к процессу фотографической компоновки...
Разумеется, фотограф - не ландшафтный дизайнер.
Но и суть искусства - не в ландшафтном дизайне.
Т.е. не в "делании руками"!
Алексей! Мозг Автора - хочет потешить Мозг Наблюдателя!
Раньше - действительно надо было изготовить руками - какой-нибудь "мастерпис". Нынче - умелый выбор кадрирования сцены при сочетании с умелой записью света на сенсор - это и есть "поиск гармонии" в таком искусстве, как фотография. Глазами это фотограф делает, глазами.
А музыкант - ушами (в общем случае).
Кстати, композитору звуков - даже не обязательно "уметь играть руками" на каком либо музыкальном инструменте (хотя лучше это уметь конечно).
Но тем не менее - музыка знакома с примерами "насвистывающих композиторов", т.е. формально - они ртом и губами "составляют композицию".
Равно как (в частном случае) - знакома с примерами глухих композиторов.
Т.е. вообще - только ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ себе внутри головного мозга - как музыка должна звучать. Далее - избирающих средство коммуникации (нотная запись закорючек), и далее - транслирующих образ с помощью какого-нибудь исполнителя, расшифровавшего эти закорючки.
Человечество развилось более чем достаточно, чтобы абстрагироваться от прямого материального воздействие на материальные объекты.
Цель - познание природы для удовлетворения физических и эстетических потребностей. Метод - коммуникация в обществе, для обсуждения информации, её накопления и передачи потомству. Средство - трансляция образов.
2. Человек - обезьяна социальная.
В процессе развития стаек обезьян - стал формироваться первобытный социум.
Он в первую очередь нуждался в выживании. Поэтому человеки сначала начали подглядывать за природой и копировать её - не ради искусства, а ради создания полезных штук, похожих на такие же штуки в природе, с помощью которых природа достигала таких вкусных целей, которые хотелось достичь и человеку. Проще говоря - палка не была предметом искусства, но инструментом для удлиннения руки.
Первичным средством коммуникации - были звериные крики, мимика и жесты, и разумеется физическое воздействие. Т.е. когда надо было объяснить соплеменнику про то, что банан хочется скушать самому, а сказать об невозможно, ибо речи ещё не было,
то приходилось бить морду соплеменнику. Всё теми же руками. Ещё лучше - палкой.
Метод до сих пор кстати работает, когда стороны не могут или не хотят договариваться :)
Однако постепенно общество вырабатывало всё более продвинутые методы коммуникации, а то насильственные - уж слишком сильно не способствовали выживанию. Возникновение и развитие речи - позволило использовать трансляцию образов иным способом, чем предметами, которые делались руками. Но пока ещё - только для удовлетворения физических потребностей, а не эстетических.
Однако отметим важное: уже тогда - человеки не стали себя ограничивать только способом "составления композиции руками".
3. Немножко копипасты:
Органы чувств — и этот их недостаток проявился уже в самом начале возникновения человека как социального существа — дают гомогенный, хотя и единый, образ отражаемого предмета или ситуации. Чувственная картина мира, которую дают нам органы чувств, необходима, но недостаточна для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга.
Когда захотелось потешить головной мозг - эстетическими продуктами, то разумеется, человеки тоже не стали себя ограничивать только способом "составления композиции руками". Мало того - нематериальные виды удовлетворения мозгов - развивались всячески и разнообразно. Конечно, то что было "сделано руками" - первичнее по хронологии, ну дык это и объяснимо - низким уровнем развития мозгов. У зверей - два "правых" примитивных полушария. У человека - тоже раньше так было. Давно.
Но постепенно - очень даже развилось.
Абстрактное мышление называется :)
Таким образом, на сегодняшний день,
когда один мозг хочет умело потешить другой мозг посредством абстрактного мышления - для обоих этих мозгов непринципиально, какие именно органы они задействуют в процессе.
Просто наша речь - несёт отпечаток древнего прошлого, когда всё делали руками, откуда и произошли потом слова "арт", "художество".
Но в теперешнем значении этих слов - важнее составляющая "умелый мозг", а не составляющая "рука". Рисовать можно кстати и не руками - примеры такие в искусстве есть.
