[quot]КРИЗИС И ВИДЕО.
Часть 2-я.
Не будем рисовать общее развитие ситуации в стране и положение экономики, вернёмся к положению работников рынка частных видеоуслуг.
КТО ОСТАНЕТСЯ «В ЗАКАЗЧИКАХ»?
В итоге, после оценки и анализа у нас получается, что заказчиками видеоуслуг во время кризиса останутся лишь:
а) небольшая (достаточно богатая, с хорошими накоплениями и гарантированными источниками поступлениями финансовых средств) прослойка населения, для которой происходящие события не окажутся особо критическими;
б) граждане с достаточно хорошей заработной платой, на чей труд в период кризиса не упадёт спрос;
в) частично те лица, чьи потери от финансового кризиса окажутся не слишком значительными.
Стоит согласиться, что таковых у нас будет не много — полагаю, не более 10-15% от общего числа граждан (например, даже нефтяники, хорошо зарабатывавшие на общенациональных ресурсах, теперь, из-за падения цен на нефть и сокращения её добычи, могут одними из первых существенно потерять в зарплате, да и вообще остаться без работы).
Тут надо ещё учесть, что и до этого заказчиками частного видео (и фото) не являлись абсолютно все граждане страны. Количество платежеспособных людей (лиц со средними и высокими доходами) в стране и до этого было не более 75-80 процентов от числа работоспособного населения. У остальных — проблемы с зарплатой, работой, социальным статусом и пр., — короче, им и до кризиса было не до наших творческих потуг.
Итак, в стране 140 млн. жителей. Из них в возрасте от 20 до 60 лет — 80 млн. (это работоспособное население).
Если докризисный клиентский потенциал оценивать в 75-80% от общего числа работоспособных граждан, то снижение его до 10-15% означает уменьшение количества заказов минимум в 5-8 раз. Прибавим сюда общие панические настроения, откладывание зарабатываемых денег «на всякий случай» — и можно предположить, что число заказов на видеосъёмку и вовсе упадёт на порядок!
НА СКОЛЬКО СНИЗЯТСЯ РАСЦЕНКИ?
Ясно, что расценки на прежнем уровне уже никак не удержатся — тот, кто откажется их снижать, элементарно останется без работы, поскольку остальные операторы (коллеги-конкуренты) вынуждены будут этот шаг сделать. («Суповики» вообще станут работать за ложку супа.)
У любого вида деятельности имеется уровень себестоимости. Да и просто наличие элементарного уважения к своему квалифицированному труду означает, что снижение расценок будет иметь-таки свои пределы (исключение — «суповики»). Ниже этой планки, называемой рентабельность, ни один нормальный оператор просто не согласиться работать (ну, кроме исключительных ситуаций).
По моим подсчётам себестоимость производства стандартного свадебного фильма (снятого одним человеком на одну камеру с монтажом и последующим выводом на DVD) в прошедшем году составляла порядка полутора-двух тысяч рублей (плюс-минус — у кого как). Это расходы на транспорт, кассеты, аккумуляторы, окупаемость дополнительного оборудования, стоимость изготовления дисков, обложек, износ камеры и компьютера, расходы на минимальную рекламу, возможная «комиссия» за обеспечение вас заказом. Поскольку всё это технические издержки, то они, в принципе, приблизительно одинаковы для любого региона. Дальше всё уже зависит от уровня оператора и монтажёра (в том числе, и от уровня их «раскрученности» и объёма деловых связей).
В общем, если заказчику фильм обходился в восемь тысяч, значит, прибыль оператора-монтажёра составляла около 6-6,5 тысяч. При стоимости заказа в 12 тысяч рублей, прибыль, соответственно, около 10 тысяч.
Спрашивается: от какой части прибыли готовы будете вы отказаться, чтобы обеспечить себя работой на свадьбе? Ваш ответ и будет решать, насколько снизятся расценки.
По моим прикидкам за ближайшие полгода цена на обычную видеосъёмку с последующим монтажом может опуститься на треть от расценок 2008 года.
КАКОЙ БУДЕТ ОБЫЧНАЯ СВАДЬБА 2009 ГОДА?
Конечно, люди будут продолжать жениться, свадьбы будут по-прежнему проводиться (в большинстве своём, уже не так пышно). При тотальном кризисе под сокращение попадёт всё, без чего можно будет обойтись.
Украшение зала? — Необязательно!
Дорогой лимузин? — Не принципиально!
Много приглашённых артистов? — Хватит тамады с «магнитофоном»!
Фотограф? — Достаточно своих фотоаппаратов! Ну, в крайнем случае — фото в загсе.
Видеооператор? — (ответ произнесите сами).
Главное, без чего нельзя будет обойтись на свадьбе, это жених с невестой (даже свидетели уже давно не имеют никакого юридического значения).
Исходя из этого, предполагаю, что самые скромные свадьбы будут обходиться простой регистрацией в загсе и домашними посиделками с минимальным количеством гостей. (Ну, Новый год ведь встречаем так.)
Те, кому по карману будет арендовать столовую, и пригласить несколько десятков человек, скорее всего на операторе тоже сэкономят — и так полно расходов! «Запрягут» какого-нибудь племянника камерой — пусть помогает, заодно и ужин отработает.
Так что, чтобы удержаться на плаву, операторам придётся придумать новые способы «продвижения» своего товара. И для начала — понять логику действия заказчика.
ТРИ ПРАВИЛА КЛИЕНТА В ЭПОХУ КРИЗИСА
Выше главный принцип, которым будет руководствоваться заказчик, уже был обрисован, да и каждому легко будет понять мотивы поведения клиента в период кризиса, если он сам поставит себя на его место.
Итак,
первое правило клиента:
отказаться от всего, что не принципиально (как уже и было сказано);
второе правило клиента:
из того, что нужно заказать, выбрать самое недорогое;
третье правило клиента:
из выбранного самого недорого выбрать самое качественное.
То есть (уверен): цена будет первым «фильтром», а качество работы — последним.
Кто не пройдёт первый этап, до последнего не доберётся вовсе.
А если клиент уже заранее решил, что видео ему не обязательно, «конкурсного отбора» не будет вовсе.
В общем, получается, для того чтобы выжить, необходимо максимально снизить расценки, сохранив при этом, насколько возможно, прежнее качество работы или даже улучшив его. Возможно ли это?
С одной стороны, из-за уменьшения числа заказов вроде бы больше времени появляется для выполнения более качественного монтажа и обработки материала. Но поскольку снижение расценок и числа заказов уменьшит и объём финансовых поступлений в семейный бюджет оператора, высвобождающееся время большинству из «свадебщиков» придётся тратить на другие виды заработка. У кого есть автомобиль, займётся частным извозом (благо бензин дешевеет; правда, автомобилей на руках нынче полно, а платежеспособных клиентов «такси» также станет намного меньше). Кто может выполнять мелкий ремонт — займётся этим делом. Обслуживание и настройка компьютеров — сфера подработки для других. Использование иных профессиональных навыков и умений также будет востребовано.
Обидно, конечно, будет, если накопленные знания и опыт в области видео останутся без применения, если деньги, вложенные в оборудование и в развитие, в «раскрутку» — окажутся напрасной тратой.
14.01.2009.
[/quot]