Мелкий ликбез по хранению плёнки:
Любая плёнка в фабричной упаковке при длительном хранении (более полугода) обязана хранится в морозилке. Чем холоднее, тем лучше. Если не учитывать воздействия радиации, то приблизительное эмпирическое плёночное правило гласит: каждое понижение температуры на десять градусов Цельсия увеличивает срок хранения в 3.7 раза. Причём, что интересно, это правило относится как к неэкспонированной плёнке, так и к цветной экспонированной и обработанной. Для ч/б обработанной плёнки температура хранения не так важна, а для экспонированной, но необработанной плёнки всё вообще довольно сложно.
Радиация портит жизнь изрядно и поганит графики хранения, особенно для цветной плёнки. Для меня два года просрочки - предел, но есть индивидуумы, которые хранят много дольше и вполне жизнью довольны. Беркетт всё ещё использует первую Велвию (ту, которая угробила Кодахром) и у него в морозилке её ещё более метра (высота пачки коробок 8х10").
Качество упаковки Фуджи крайне хорошее - у меня слайды на несколько килобаксов проплавали в воде более двух месяцев без каких-либо проблем. С другими производителями некоторые проблемы были. Если есть малейшие сомнения в упаковке - засовывайте плёнку в герметичные боксы.
Экспонированную плёнку (любого типа) морозить можно, но осторожно. Чайникам позволительно морозить до нескольких недель, а профессионалы могут морозить хоть на полгода. Тут важно умение морозильщика и его способность обеспечить низкую относительную влажность при температуре хранения. Дело в том, что бытовые холодильники, да ещё и с продуктами, имеют внутри себя крайне высокую относительную влажность - это главная проблема хранения. Хреноватая подложка (рольфильм и Провия) также усложняет жизнь по сравнению с хорошей полиэстровой подложкой большинства листов. Разморозка необработанной плёнки должна проводиться более мягко, чем неэкспонированной в фабричной упаковке.
По идее, продукты и химикаты в морозилках с плёнкой недопустимы, влажность должна контролироваться, а сами морозилки заменяются на новые каждые десять лет. Самый простой вариант для обычных холодильников - это применение герметичной металлической упаковки и предварительное содержание плёнки более суток при комнатной температуре и влажности порядка 25%. Я пока использую толстостенные пластиковые герметичные контейнеры для хранения необработанной плёнки и готовых слайдов. Для большинства фотографов можно порекомендовать температуру 35F-40F (1.7C-4.4С) как оптимальную для хранения обработанной, а также экспонированной, но не обработанной плёнки.
Замечу, что низший уровень качества сливеров для хранения фотографом своих любимых слайдов - это сливеры из полипропилена, ни на какие обманки типа "Сливеры для архивного хранения" клевать не стоит. Высококачественные архивные сливеры изготавливают из полиэстра. Чаще всего встречающиеся сливеры из полиэтилена высокого давления и тем более низкого - неприменимы. Про всякие ПВХ - вообще речи нет.
Для фотографа-плёночника обязательны для прочтения:
1. Прежде всего, "Film storage and handling" - страницы 101-108 из материалов Кодака для киношников. http://motion.kodak.com/motion/uploadedFiles/US_plugins_acrobat_en_motion_newsletters_filmEss_12_Storage_and_Handling.pdf
2. Полезна публикация Е-30 Кодака. http://www.kodak.com/global/en/consumer/products/techInfo/e30/e30.pdf
3. Всё ещё актуальны и полезны многие главы из старенькой книжки Вильгельма "The Permanence and Care of Color Photographs", её бесплатно можно скачать с его сайта. http://www.wilhelm-research.com/book_toc.html
ЗЫ. Недавно приятель проводил тесты объективов с помощью изрядно просроченных, но хранившихся в морозилке плёнок. Слайды получились с виду очень даже ничего, но вот выявить оптимальные диафрагмы и реальное качественное покрытие объективов оказалось невозможно - при инспекции изображение оказалось равномерно хреновым.