В соответствии с указами президента и правительства об импортозамещении :D :D :D добрался наконец-то до своих записей и выполняю обещанное выше - написать регламент и рецептуру второй экспериментальной проявки штатной Вельвии-50 самодельной химией на ЦПВ-1 вместо CD-3 во втором проявителе ;) Вроде народ нет-нет, а спрашивает, да и самому полезно привести в упорядоченный вид.
Недостатки результата тоже писал выше, копирую для удобства:
[quot]Легкая розовая вуаль непонятной природы на прозрачном конце (доказано только то, что это не реакция отбелки со следами проявляющего вещества), всё-таки пока более холодный, чем в станд. проявке, тон изображения (зелень визуально похожа на Провию), признаки ЧБ-перепроявления (выбило света) + похоже, что завышенная буферность ЧБ-проявителя, т. е. в светах он не выравнивает, а скорее разгоняется и выбеливает их.[/quot]
О слабо-розовой вуали. По некоторой патентной информации, это возможно сенсибилизирующий краситель, который должен разлагаться сульфитом натрия в щелочной среде проявителя. Вероятно, щелочность проявителей недостаточна. Щелочность цветного сильно увеличить нельзя, т. к. для ЦПВ-1 она должна быть ниже, чем для CD-3, иначе будет мало пурпурного красителя и всё уйдёт в зелёный. Да и сульфита в цветном проявителе мало. А более щелочной ЧБ-проявитель и/или с бОльшим количеством сульфита наверное надо бы попробовать. Тем более, что тот ЧБ-проявитель, который тут использовал, всё равно не нравится. Пробная обработка куска проявленной пленки раствором щелочи и сульфита (сыпнул на глаз и то и другое) сняла эту вуаль. Что подтверждает теорию. В принципе, можно даже так - отдельной операцией при необходимости делать. И еще любопытный факт - через месяц лежания пленки в сливере на свету вуаль сошла сама собой :) Сейчас её нет - слайды стали лучше :) :) :)
В общем, надо продолжать опыты :D (было бы время :( ) - но тут пишу то, как делал в тот раз со всеми недостатками.
Только для Вельвии-50!!
Для Вельвии-100, например, гарантированный брак будет из-за жуткой краснухи (может быть, цитразиновую кислоту она хочет). Другие пленки не пробовал.
Каждый залив/слив отдельным пунктом для ясности.
1. Черно-белое проявление - 6м 30сек при 38 град. Вращение 1 минуту непрерывно, далее 20сек пауза, 10сек вращение и т. д. до конца.
2. Стоп - 1-2 мин. при комнатной температуре.
3. Промывка 2-3 мин. при комнатной температуре.
4. Засветка.
5. Цветное проявление - 6м 45сек при 38 град. Вращение 1 минуту непрерывно, далее 20сек пауза, 10сек вращение и т. д. до конца.
6. Промывка - 20-60 сек. при комнатной температуре.
7. Нейтрализация (проявляющего вещества) - примерно 1 мин. при комнатной температуре.
8. Промывка - 1-2 мин. при комнатной температуре.
9. Отбеливание - 6 мин. при 35-40 град.
10. Промывка - около 2 мин. при комнатной температуре.
11. Промывка - около 2 мин. при комнатной температуре.
12. Промывка - около 2 мин. при комнатной температуре.
13. Фиксирование - 6 мин. при 35-40 град.
14. Промывка - около 2 мин. при комнатной температуре.
15. Финальная промывка - около 5 мин. при комнатной температуре.
16. Финальная промывка - около 5 мин. при комнатной температуре.
1. Черно-белый проявитель:
Вода - 750 мл
Трилон-Б - 2 г.
Бура - 18 г.
Сульфит натрия безводный - 40 г.
(всё это насыпано в кучу, затем для растворения буры раствор нагрет (можно до кипения), затем охлажден до 30-40 град. и приготовление продолжено)
Гидрохинон - 5 г.
Поташ - 30 г.
Метилфенидон - 0.3 г. перед добавлением растерт в ступке до мелкой суспензии - тогда никаких проблем с растворением
Роданистый калий - 1 г.
Бромистый калий - 2 г.
Иодистый калий - 0.02 г. (увеличение сдвигает тон в сторону желтого, уменьшение сдвигает тон в сторону синего. На счёт холодного тона, нет проблемы добавить с большим запасом желтого, но, к сожалению, он добавляется в светах тоже. Когда в тенях баланс нормальный, в светах можно получить желтуху - реальная проблема это удержать баланс контраста)
Вода до 1 л.
2. Останавливающий р-ор:
6 чайных ложек уксусной эссенции 70% из продуктового магазина на 1 л. воды.
3. Вода фильтрованная
4. "Ленивая" засветка размоткой и вывешиванием в ванной при включённом 100Вт освещении около 2 часов. Вероятно, можно засвечивать любым способом. Проверено, что визуально ничего особо не меняется от того, высох образец на засветке перед цветным проявлением или нет. Тоже ничего особо не меняется, если образец несколько дней лежал на свету.
5. Цветной проявитель:
Раствор А:
Вода - 600 мл.
Трилон-Б - 2 г.
Сульфит натрия безводный - 3 г.
ЦПВ-1 (диэтилпарафенилендиамин сернокислый) - 3 г.
Раствор Б:
Вода - 300 мл.
Бура - 18 г.
Поташ - 12.3 г. (при увеличении уход в зелень, при уменьшении уход в сине-фиолет. По этой проявке видится, что надо бы побольше, думаю, что 13 г. можно смело класть)
Всё было насыпано в кучу, затем для растворения буры раствор нагрет и доведён до кипения для вывода растворённого воздуха, что полезно для сохранности ЦПВ.
Раствор Б охлаждён до 30-40 град. и при помешивании тонкой струёй влит в раствор А.
Результат доведён водой до 1 л.
Хранится не очень хорошо, 1-2 недели.
Некоторые наблюдения в отношении других веществ, иногда добавляемых в цветные проявители для слайдов:
Добавление гидроксиламина сернокислого приводит к хорошей сохраняемости раствора, но даёт синий пробой в тенях. А тон и так холодноватый - имхо, класть сюда крайне нежелательно.
Цитразиновая кислота. У Вельвии-50 почти равноактивные цветообразующие, по этому для баланса цитразинка ей не нужна. На практике, если добавить, то падает плотность и появляется некоторый синий пробой в тенях - активность желтой цветообразующей даже чуть ниже остальных. Вельвия-50 - плёнка, необычная во всём.. В общем, цитразинка для Вельвии-50 похожа по визуальному действию на гидроксиламин и, имхо, добавлять сюда её нежелательно.
Бромистый калий. Уменьшает плотность желтого, даёт синий пробой в тенях. Специально класть сюда нежелательно, но он накапливается при проявлении, по этому при многократном применении раствора должно всё больше тянуть в синюху. Не знаю пока, насколько быстро. Может быть, увеличение времени проявления компенсирует этот эффект.
Иодистый калий. Уменьшает плотность желтого и пурпурного, даёт синий пробой в тенях. Класть, имхо, сюда нежелательно.
6. Вода фильтрованная
7. Нейтрализующий раствор:
Примерно 100 мл. сернокислотного аккумуляторного электролита из автомагазина влито в 900 мл. воды.
Эта схема нейтрализации ЦПВ из киноплёночных процессов.
Нейтрализацию можно заменить стоп-ванной аналогичной п. 2 и затем длительной тщательной промывкой 15-20 мин. для полного смыва ЦПВ. Визуально результат будет таким же. Просто с нейтрализацией быстрее. А вот недостаточная промывка или её отсутствие без нейтрализации с отбелкой далее на ККС, как хорошо известно по советским слайдам, ведёт к катастрофе из-за рыжей вуали непробиваемой плотности - тут Вельвия-50 ведёт себя так же.
8. Вода фильтрованная
9. Отбеливающий раствор:
Вода - 900 мл.
Железосинеродистый калий (красно-кровяная соль, ККС) - 30 г.
Бромистый калий - 15 г.
Вода до 1 л.
10. Вода фильтрованная
11. Вода фильтрованная
12. Вода фильтрованная
13. Фиксирующий раствор:
Вода - 700 мл.
Тиосульфат натрия кристаллический - 200 г.
Вода до 1 л.
14. Вода фильтрованная
15. Вода дистиллированная из автомагазина фильтрованная (т. к. содержала мех. примеси :) )
16. Аналогично п. 15.
Собственно, и всё - слайд готов ;):

Dynax-5, SAL-50F1.4, Velvia-50, Plustek-7600i.