1. Коэффициент светопропускания современных достаточно дорогих фильтров составляет более 99%. О каком ухудшении картинки может идти речь?
2. По поводу зайцев. Здесь есть один нюанс, который почему-то очень редко обсуждается. Настоящие дорогие фильтры для цифры имеют специальную фишку: ДВОЙНОЕ многослойное просветление, т.е. просветление, нанесенное на ОБЕ стороны стекла.
Дело в том, что эмульсионная поверхность пленки имеет матовую поверхность, и почти не отражает падающий на нее свет.
Матрица же - ГЛЯНЦЕВАЯ, и очень сильно отражает падающий свет. Так вот: отраженный от матрицы свет должен свободно покинуть объектив. Если на фильтре отсутствует просветление внутренней поверхности, отраженный от матрицы свет частично переотражается от ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ фильтра и летит обратно, образуя зайцы.
Дешевые фильтры, даже обозначенные как Digital, имеют односторонее просветление.
А вот самые дорогие цифровые серии фильтров имеют двустороннее многослойное просветление и никакого дополнительного вклада в зайцеобразование не вносят. Но и стоят они, соответственно, очень дорого.
У Маруми это серия Digital HG (HighGrade) и super HG.
У Хойя это золотая PRO серия - самое дорогое, что я видел.
Их характеристики можно посмотреть на сайтах фирм. Там и про двустороннее просветление рассказано.
+ к этому, в таких сериях используется закаленное стекло, водогрязеотталкивающее покрытие, противоабразивное (antiscratch) покрытие. Резьба фильтра - с тефлоновым покрытием, что исключает возможносить заклинивания в объективе. + зашкаливающий коэффициент светопропускания. Потому и дороги эти фильтры.
Но зато они и работают!
А если нацепить на дорогой объектив какую-нибудь дешевку пленочной эпохи, то тогда - да, и резкость может снизиться, и зайцы запрыгают. И удивляться нечего: механизм известен. Если с фильтром усиливается зайцеобразование, значит от реально переотражает свет, отраженный от матрицы. И поэтому данный эффект особенно сильно проявляется на длинных выдержках.
У меня все дорогие объективы защищены дорогими фильтрами. Тестировал не раз: обнаружить какие-либо различия в снимках с фильтром и без ни разу не удавалось при самом придчирчивом разглядывании 100% кропов.