Цитата:от: Евтихий Онучин
«Панорама» в наушниках для «классического» двухканального стерео никакая – располагается внутри головы, да ещё и кверху кзади.
Цитата:от: Доктор Ктулху
Это вы напрасно так. Смотря как писалось, как сводилось, подо что.
Да, звук разный, глубина, пространственность - разная. Но говорить, что в наушниках панорамы не бывает - это зря.
Я написал, что «панорама» в наушниках для «классического» двухканального стерео никакая» именно потому что она есть, но располагается внутри головы, да ещё и кверху кзади. И более того – что даже – от объёма с кулак у одного уха, внутри башки сзади у затылка и до объёма с кулак у другого уха.
Это уже около полувека исследуется как «эффект локализации внутри головы» при слушании в наушниках двухканального стерео
В.В.Фурдуев в книге «Стереофония и многоканальные звуковые системы» (МРБ, вып. 837:
(Прошу, как и раньше, копировать все даваемые адреса и помещать их в отдельный браузер: этот сервер у меня глючит!)
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/''Massovaya_radiobiblioteka''/_''Massovaya_radiobiblioteka''_0800-0899_.html#0837
стр. 40 и 63-68.
Капитально, но намного посложнее, изложено в книге Ю.А. Ковалгина «Стереофония». Гл. 5 «Бифония», стр. 171-185.
Редкая, но ПОКА ещё (тьфу-тьфу!) рабочая ссылка:
http://vtdl.net/share/957shema/
файл «kovlgy01.rar»
, и изыскиваются и конструируются средства возможного преодоления этого – микрофонный съём натурального звука с помощью «искусственной головы» (причём где на результат влияет даже материал изготовления муляжа ушной раковины и слухового прохода и то, натуральные ли волосы на голове! Да-да, как бы ни сюрреалистично это звучало…), «бинауральные» («бифонические») процессоры и т.п.). Почитать –
http://www.show-master.ru/art/?id_article=570
http://www.show-master.ru/archive/39/74.shtml
Пока ещё ни одна из слышанных мной «бинауральных» записей, но в «обычных» стереонаушниках и без «бинауральных процессоров» никакого преодоления этого эффекта при самом моём внимательном отношении к этому не выявила.
Более того, скажу, что совсем недавно специально пошёл на страшно заинтриговавший меня в анонсе «электроакустический перформанс» - «концерт в наушниках», который привезли в Москву французы в рамках «франкофонного» музыкального фестиваля. Хотя основная канва электроакустического материала подавалась «живьём», без записи, формировавшаяся прямо на подиуме (изобретательность была огромная – всевозможные экзотические инструменты и электроакустические эффекты) (только часть была в записи: с улиц, короткие интервью и т.п.), СТЕРЕОПАНОРАМА В НАУШНИКАХ (были какие-то удобные и хорошо звучавшие «Зенны») была точно такой же, какой была и остаётся для меня много лет при прослушивании «обычного» двухканального стерео в стереонаушниках: та же изогнутая кривая, проходящая от некоего объёма с кулак у одного уха, внутри башки сзади-кверху у затылка и до объёма с кулак у другого уха!
Моё устойчивое мнение, основанное на собственном длительном опыте: никакое «сведение» здесь ни причём, это – принципиальное явление, полностью подтверждается исследуемое «отцами-акустиками» уже более полувека…
=====
Цитата:от:Доктор Ктулху
[quot]Никакой глубины сцены в «классическом» двухканальном стерео нет, в нём для этого нет средств передачи двухмерной информации. «Глубина сцены» в нём может создаваться только так же, как и в моно – за счёт разных «звуковых планов» - «крупного», «среднего» «дальнего» методами придания реверберации и различия уровней ЗД.[/quot]
Не забывайте, что у человека физиологически - тоже двухканальное стерео.Подробнее
В том-то и дело, что прямая аналогия, кажущаяся такой простой и бронебойной, несостоятельна.
Опять же, для желающих ознакомиться:
В системах ДИСКРЕТНОЙ плоскостной многоканальной стереофонии с полноценными тыловыми стерео каналами («5.1», «квадро» и т.п.) не «некоторые», а почти все доброкачественные и исправные АС передают содержащуюся в самой системе глубинную (плоскостную) информацию об источниках звука и хорошо её воспроизводят. В разумно заглушённых помещениях.
Системы НЕплоскостной ДИСКРЕТНОЙ многоканальной стереофонии с полноценными стерео каналами в трех измерениях несут в себе, и, соответственно, передают и воспроизводят и высотную информацию об источниках звука.
Системы «классического» двухканального стерео глубинной информации об источниках звука не содержат в себе и, соответственно, ни «некоторые», ни какие-либо вообще АС передавать и воспроизводить её не могут, потому что воспроизводить нечего.
Звуковая картина «классического» двухканального стерео – размещение условно точечных (более или менее размытых, в зависимости от сформированной звуковой программы) КИЗ на дуге, соединяющей центры СЧ-ВЧ модулей АС, с «отдалением» середины этой дуги от слушателя и возвышением середины этой дуги:

Слева – в горизонтальной плоскости, справа – в вертикальной плоскости.
(Ю.А. Ковалгин. Стереофония. М., Радио и связь, 1989. стр. 40.)
В таких системах условное впечатление о «близости» или «удалённости» КИЗ, равно как и в МОНОфонической передаче, обеспечивается только разными «звуковыми планами» (соотношение уровней прямого звука от источников, а также «акустическим отношением» в месте звукосъёма и долей прочих («фоновых») источников звука по отношению к рассматриваемому), придаваемыми источникам звука звукорежиссёром. В какой-то, но гораздо меньшей мере, на звуковые планы высокочастотных КИЗ могут влиять характеристики направленности СЧ-ВЧ модулей АС и отражающие свойства поверхностей, на которые они направлены.
Если всё же требуется описательный пример восприятия разных звуковых планов, то пожалуйста. На примере МОНОфонической передачи (что одинаково и для «классического» двухканального стерео, которое не содержат в себе глубинной информации об источниках звука и, соответственно, передавать и воспроизводить её не могут, потому что воспроизводить нечего).
Итак, пример, напомню – в МОНО программе! Звучит шум реки среди красивых скалистых берегов… На этом фоне Ваня громко (на высоком уровне сигнала) кричит: «Маня-а-а!..». В ответ Маня кричит (а звукореж микшером даёт это намного ниже уровнем, с завалом ВЧ (эффект поглощения при прохождении по воздуху на большие расстояния) да ещё и реверберации поддаёт, для меньшей «остроты» звука): «Что, Ваня-а-а!..». Не будет у Вас явного впечатления, что Ваня на «этом» берегу, а Маня – на «том»?
То же самое можете промоделировать для анфилады комнат, где Ваня громко (на высоком уровне сигнала) кричит: «Маня-а-а!..». В ответ Маня кричит (а звукореж микшером даёт это несколько ниже уровнем, с завалом ВЧ (эффект некоторого поглощения при прохождении по воздуху на расстояние), но и ещё больше реверберации поддаёт, для создания «объёма комнат»): «Что, Ваня-а-а!..». И чей из них двоих «образ» у Вас будет в «ближней» комнате в слуховом восприятии, а чей – в «дальней»?!
И т.д. и т.п. приёмы, многократно использованные в драматических «радиоспектаклях» эпохи моно 40-х – 50-х годов… Достаточно послушать образчики таковых.