Занес свой Nikon D50 на легендарной 6мп CCD матрице, а в качестве оппонента выступал Nikon D300 на новой чмошной 12мп.
Освещение и условия нарочито взялись очень сложными - смешанный свет каких-то энергосберегающих ламп.
Стекло: Nikon 50/1.8 @ 1.8
ISO: 1600
Shutter: 1/160
WB: Auto - было интересно как отработает автоматика разных поколений
На D300 выключен Д-Лайтнин, режим цвета Standard, шумодав выключен.
На D50 стоит поправка на WB +3 (моя штатная настройка, влияет только на jpeg, иначе зеленит), режим цвета Color Mode IIIa
Снимок с Д300 уменьшался до размеров Д50 (6мп).
Ниже приведены 100% кропы. Слева D50, справа D300
Камерный jpeg

Вот оно. У D300 - знаменитая серятина© в тенях. Образовались серые пятна под глазами, в волосах и на шее тень приобрела тот же грязный черный оттенок. Собственно, это как раз тот результат, от которого пошла неприязнь к цветам новых CMOS моделей Nikon. D50 же выдает классику CCD картинки, воспроизводя довольно мягкие цвета, в том числе и в тени, и в этом плане явно превосходит D300
Проявка RAW в Лайтруме

Ситуация изменилась в обратную сторону. Картинка с D300 выглядит лучше чем с D50. Значит, и CMOS может похвастаться цветом. Причем в случае проявки RAW, цвет D300 лучше, живее и точнее, чем D50 в любых условиях.
Самое интересное состоит в том, что "джипеговская" серятина никуда не девалась со снимка D300 даже при проявке РАВ в Capture NX2. Какой бы режим цвета ни был выставлен. С кривыми не игрался.
Напрашивается вывод, что при смене технологий CCD -> CMOS корпорация Никон выпустила новый стандартный профиль для генерации цвета c поколением камер CMOS, и он был одновременно внедрен как в камерную прошивку, так и в алгоритмы родного никоновского конвертера Nikon Capture NX2. То есть все новые камеры на CMOS получили новую версию цвета, и, как показала практика, крайне сырую и недоработанную.
В итоге множество пользователей начало ассоциировать тухлый цвет и серятину в тенях именно с новыми CMOS-матрицами, считая их источником зла. Насколько я вижу, эти ассоциации ошибочны.
Еще раз уточню, что со старыми CCD камерами Nikon Capture NX2 работает все так же безупречно.
Вот равчики:
http://www.megaupload.com/?d=MZM940IT
Какие выводы я для себя сделал?
1. Прогресс в матрицестроении идет. Картинка с Д50 проигрывает гдето стоп по шумам. Преимущество в цвете тоже на стороне новой CMOS матрицы, с учетом п.2:
2. То что сделал Никон, выпуская такой камерный джпег и родной конвертер для новых CMOS камер - это преступление. Других слов не нахожу. Цвет генерируется довольно таки грязный, особенно это наглядно заметно в тенях. Для получения хороших результатов следует пользоваться продуктами Adobe (Lightroom, ACR) или Phase One (Capture 1 Pro). Либо найти хороший готовый пресет для камерного джпега и загрузить его в камеру (тут надо гуглить)
3. Приверженцы выражения "чмошная матрица" - либо криворукие, либо ленивые. Третьего просто не дано.
UPD: На 6-й странице появилось сравнение с 10mp CCD матрицей