"Зерно" в чб - это фактор усиления визуального воздействия, ИМХО.
Мне, например, близки чб пейзажи, да и портреты "пикториального" направления. Скажем, такой характер изображения, какой можно увидеть в книге "Camera Works".
ТМАХ - Вылизанные, беззернистые, бритвенно - резкие, с ГРИП от яиц и до горизонта (в сочетании с применением "правильных" объективов, типа Fuji A серии, Nikkor и тд) - сухо, технично, скучно, "циферно".
Совершенно фантастическая была пленка Fuji Neopan 400. И рисунок, и фактура и зерно красивое - настоящая классическая "жирная" чб фотография! KODAK TX400 и 320 совсем другие, грубее, жестче.
Все мои выставочные фотографии - в основном с Фуджи 400 и других высокочувствительных. Ни разу никто о зерне не спросил или сказал, что мешает.
Возможно, что, в каких-то случаях зерно может мешать или отвлекать. Но все зависит от поставленных задач, целевого назначения, видения автора...
Мне, же, в чб, подавай "романтизму" и изображение "а-ля 20- 60-е"
ТМАХ - как картон. Плоско, серо, бесхарактерно, вместо зерна - равномерно залитое серое пространство, похоже на обесцвеченное цифровое.