Цитата:от:Genn
Дискуссия идет вокруг оценки эстетических качеств произведений искусства:
- Одна точка зрения состоит в том, что суждения о качествах произведений вызваны субъективными эмоциями зрителя и нужны отобранные тренированные доверенные судьи (кураторы и критики) для того чтобы выносить интерсубъективные эстетические суждения.
- Другая точка зрения состоит в том, что эстетические качества внутренне присущи конкретному произведению искусства вне зависимости от обучения и опыта конкретного человека и если их нет — то можно только ошибиться, приписав их.
И это не обязательно красота. Есть такие эстетические качества как сбалансированность, деликатность, элегантность.
В каком то смысле это очень постмодернистский спор. Если эстетическое качество «элегантность» есть независимо от сознания человека — то его надо добавить в цифровую онтологию. Можно набрать обучающую выборку для классификации наличия/отсутствия «элегантности» и натренировать сетку так же как классификатор кошек/собак. Эстетическое знание переносится в машину, как и фиксировал Лиотар в своем докладе пятьдесят лет назад. А «специально обученные судья» утрачивают легитимность.
Написал и оптимизм от изучения эстетического реализма куда-то улетучился. ((Подробнее
Суждения о качестве изображения могут быть основаны как на оценке изображения, так и на оценке изображённого. Это разные уровни восприятия. Изображение, как цельная единица может быть оценена посредством анализа, т.е. по определённым методикам, воспринимаемым как объективная (относительно объективная практика). Изображённое оценивается через эмоциональный отклик, как правило. Эмоции возникают в ответ на определённый раздражитель, которым может быть узнавание "знакомого" и обработка информации об этом "знакомом" как в контексте, так и вне его. Что в итоге получится (какая эмоция), зависит от субъективного опыта и культурных кодов.
Одно и то же произведение может быть оценено как с позиции изображения, так и с позиции изображённого. Если задействуются оба подхода, то суждение будет более полным, цельным.
Человеку сложно оценить то, с чем у него не связано никаких переживаний (чувственный опыт). Выйти за рамки этого опыта - довольно сложная задача.