Цитата:от: dsx
вы меня врасплох застали таким вопросом.
Андрей, первый среди апостолов пришел к Христу (согласно Евангелию от Иоанна — бывший ученик Иоанна Крестителя (Ин.1:35-40)).
Пётр, он же Симон Ионин (сын Ионы), также называемый Кифа, Брат Апостола Андрея
Иоанн Богослов, евангелист, брат Иакова, (сын Зеведея)
Иаков Зеведеев, брат Иоанна, (сын Зеведея)
Филипп из Вифсаиды
Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно)
Матфей мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф.9:9 и Мк.2:14)
Фома, называемый Близнец
Иаков Алфеев, брат апостола и Евангелиста Матфея.
Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Леввей
Симон Кананит, он же Симон Зилот, сын Клеопы (св. Ипполит Римский считает, что он также носил имя Иуда)
Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа
Матфий — заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф.27:5, Деян.1:26)
Наиболее ранними источниками, упоминающими четыре канонические Евангелия, являются Апостольские правила (IV век) и деяния Лаодикийского собора (364 год). В этих сочинениях по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Tексты исходно были анонимными и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение.
Первые три текста содержат немало параллельных мест, и именуются синоптическими (от греч. синопсис — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других Евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.
По мнению большинства ученых, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен решили вписать — «святые авторы»
;)