Поддерживаю фоторубителя:
--"баланс белого - это процесс цветокоррекции
результат этого процесса - те цвета, что в реальной жизни воспринимаются мозгом как белые ... на фото тоже должны выглядеть как белые
точнее даже не выглядеть ... а восприниматься мозгом как белые
с учётом остальной части изображения
так что - затея выяснять какие длины волн отражаются от предметов
попросту не имеет смысла
ну если только - в познавательных целях"
Что бы получить спектр падающего света надо использовать спектрограф. Спектр - это не одна цифра, это непрерывная функция - зависимость интенсивности света от длины волны. Есть такое понятие из теор. физики спектр излучения абсолютно черного тела(АЧТ). Его характер меняется в зависимости от температуры этого тела. Опять же экспериментально установлено, что спектр излучения солнца близок к спектру испускания(АЧТ) при 6000К, а спектр излучения вольфрамовой лампы накаливания к спектру испускания АЧТ при 3200К. Чем выше температура АЧТ тем более интенсивны излучают синие области спектра. Собственно, когда говорят о цветовой температуре освещения имеют ввиду температуру АЧТ, при которой спектр излучения максимально близок к спектру излучения АЧТ.
Это все объективные данные. А вот дальше пойдет сказка про восприятие цвета человеком. У человека нет спектрографического анализатора. Сетчатка похожа на матрицу цифрового аппарата. В ней есть красные зеленые и синие сенсоры и сенсоры яркости. Следовательно картина восприятия цвета человеком, априорно грубая и неполная. Потому что хороший спектрограф различает десятые и сотые доли ангстрема длины волны, А глаз десятки нанометров. Далее все замечают, что если мы вносим предмет с дневного света, под свет ламп накаливания, то его цвет, как правило не меняется. Хотя очевидно, что это не так. А значит у нас в мозгу в анализаторе изображения есть свой "автоББ", Который компенсирует изменения интенсивностей света разной длины волны. При чем наш мозг использует явно не только серую карту, но и базу данных цветов хорошо известных и привычных ему предметов. Тем не менее глаз все таки ошибается и довольно часто. Это происходит, когда предмет имеет либо очень темный цвет, либо когда падающий свет имеет спектр сильно отличный от спектра АЧТ, так же это происходит, когда сам цвет предмета(спектр отражения) имеет достаточно узкую спектральную область и попадает в пограничные области цветоприемников глаза, где их чувствительность низкая. см статью
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82)
Теперь о фотографии и ББ в фотографии. В цифровой фотографии существует своя схема формирования цвета, которая пытается учитывать и объективные данные(спектральные характеристики цветоприемников) и данные о восприятии цвета среднестатистическим человеком. При изменении спектральных характеристик падающего света, происходит объективное изменение спектральных характеристик отраженного света, что в цифровой фотогрыфии компенсируется параметрами изменения баланса белого, а в пленочной компенсационными фильтрами. В обоих случаях программно или аппаратно компенсируется изменение интенсивности в разных участках спектра. При замере ББ по серой или белой карте сенсор аппарата как бы снимает "спектр" падающего света и вычисляет компенсационную функцию, приводящую измененный спектр к некоему "нормальному". Но если падающий свет имеет спектр с провалами сильно отличный от спектра АЧТ, а так же если цвет предмета необычный(здесь повторяется история с тем что было написано выше про ошибки в определении цвета человеком) то даже замеры по карте могут приводить к неизбежным ошибкам.
Это все были некие объяснялки к тезису который сформулировал фоторубитель. В общем тема пошла на третий круг. С о все более пространными отступлениями в область теории.
--Если нельзя, то смысл замерять?
Для того чтобы отобразить цвета по настоящему, а для чего же еще?
Вот раз вы ставите так вопрос и формулируете так задачи значит вы так ничего и не поняли.
Идеального и точного - нельзя, а смысл есть, что бы компенсировать грубые и очевидные изменения цвета при измененени спектра падающего света.