от:Alexey Shadrin
Всем привет!
Вчера получил письмо от одного из своих давних слушателей с вопросом, что подразумевается под "естественной перспективой"? Ответил, что первый раз слышу такое словосочетание, что не знаю, но, поразмыслив, написал следующее:
"есть очень сильное подозрение, что под "естественной перспективой" подразумевается вот что: представьте, что вы смотрите на некий объект (скажем человека), позади которого находится другой человек. Удаление второго человека таково, что его КАЖУЩИЙСЯ рост в два раза меньше роста первого человека; видимо, если на снимке этой сцены соотношение ростов сохранено, то есть 2:1 -- "естественная перспектива" достигнута. Это версия. Но другой у меня нет."
Коллеги, надеюсь на вашу помощь: что такое "естественная перспектива"?
Спасибо.Подробнее
Термин, конечно, провокационный. Любая перспектива "естественна" ежели условия описать.
Мне кажется, этот вопрос здесь нужно рассматривать с точки зрения сюжетов и конечного отпечатка.
Простое соотношение размеров объектов мало что даст, т.к. что при наблюдении сцены,что при съемке любым объективом ваши "два человека" будут один вдвое меньше другого.
Другое дело угловые размеры этих "двух человеков". Здесь начинает играть роль размер отпечатка и дистанция просмотра. Собственно, в идеале - это когда угловые размеры на отпечатке (зависит от увеличения/размера отпечатка и дистанции просмотра) совпадают с угловыми размерами при съемке.
При этом, при "правильной" дистанции просмотра уйдут даже краевые растягивания широкоугольных объективов. Однако, практически никогда мы не смотрим фотографии с "правильных" расстояний. Почти всегда это расстояние больше. При этом "неправильность передачи перспективы широкоугольниками" обычно "режет" глаз. Обратная ситуация (когда расстояние просмотра меньше "правильного") как правило не вызывает такого дискомфорта. Такое наблюдается в торговых центрах, когда мы проходим близко от фотографий напечатанных во всю стену.
Поле зрения человека где он нормально воспринимает детали соответсвует фокусному расстоянию 40-50 мм для двух глаз и 70-80 мм для одного глаза (в 35 мм формате). С другой стороны глаз мгновенно переключается на более узкий угол для рассматривания деталей.
Поэтому, мне кажется для более "естественной передачи перспективы" не привязанной к размеру отпечатка более уместны объективы 35-50 мм и более узкие. Впрочем.здесь нужно оговаривать сюжеты и дистанции съемки (я имею в виду небольшие дистанции съемки применительно к сюжетам). Например, поясные и более крупноплановые портреты на 50-мм и и более "короткие" объективы смотрятся, мягко говоря странно.
Я за 50-мм и более длинные объективы в плане "естественнйо перспективы".
Собственно,говоря,здесь многое зависит от опыта зрителя. Лет 50-60 назад фотографии снятые 20-28 мм широкоугольниками выглядели непривычно для большинства зрителей. Сейчас, когда через людей ежедневно проходит множество новостных сюжетов снятых вплотную широкоугольниками эти картинки уже не так режут глаз. Ежедневная тренировка. :)
