Если говорить о художественной фотографии, лично я никогда не верил в принципиальную важность технических отличий между пленкой и цифрой. Поэтому большинство споров "пленка против цифры" всегда звучали для меня смешно.
При этом я однозначный сторонник пленки именно для художественной фотографии и именно для того подхода к ней, которого я придерживаюсь. Почему же? Для себя я сформулировал три главные простые причины.
Первая состоит в ограниченности количества кадров на пленке и небесплатности каждого кадра. Это невольно заставляет значительно более вдумчиво относиться к каждому спуску затвора. Кроме того тут сказывается ощущение "материальности" и "вечности" получившегося кадра. То есть - вы нажали на кнопку, и на пленке физически и как бы навсегда запечатлелась некая картинка. Тут невольно задумаешься, прежде чем жать. С цифрой такого ощущения нет.
В общем, как известно, пленка способствует тому подходу к фотографии, когда стараются снять меньше, но лучше, а цифра провоцирует противоположный подход - наснимать много и выбирать.
Вторая причина - в невозможности сразу увидеть результат съемки. С точки зрения художественного подхода в этом есть очевидные преимущества, которые лень сейчас подробно расписывать.
Эти две причины формально можно назвать техническими ограничениями пленки по сравнению с цифрой. Но, когда речь заходит об искусстве (или попытке искусства), разумное ограничение изобразительных средств чаще всего дает положительный результат. Здесь, на мой взгляд, как раз такой случай.
Ну и третья, хоть, возможно, и главная причина - получение такого удовольствия от процесса, которое для многих в полной мере недостижимо при съемке на цифровую камеру. Тут играет роль и то ощущение "материальности" аналогового снимка, о котором я сказал, и значительно большая непредсказуемость конечного результата, и общий ореол мистичности и чуда процесса съемки, которого совершенно нет при фотографировании на цифру. Это, конечно, самая субъективная из причин, но в искусстве именно субъективные вещи оказывают наибольшее влияние на результат.
И, в конце концов, я просто знаю, что не смогу снять на цифру таких кадров, какие снимаю на пленку. На цифру фотографии бы тоже получились, но они бы были другими. И, конечно же, не из-за технических характеристик, а именно из-за вышеперечисленных, вроде бы эфемерных, но столь важных при попытке создать нечто художественное, факторов.