Подсказка для эктремалов.
1. Ищем колонковую (то есть соболиную) кисть первого номера. Выбирать тщательно в магазине для художников. На цену не смотреть. Смотреть на качество. Сейчас часто кисти продают, измазанные клеем типа крахмального. Раньше хорошие производители так не поступали. Искать без клея. Иначе не поймёшь сходу, хорошая или фуфловая.
Суваешь кисточку незаметно в рот, чтобы слегонца увлажнить слюной и нежно вытягиваешь наружу. Кончик должен оказаться как острие иглы.
2. Покупаешь "центропеновские" маркеры чёрные разные.
3. Покупаешь спирт. Или водку.
4. Берёшь кусок пластика, стекла, блюдце... Мажешь чуток маркером.
5. Чуть подальше капаешь спирт.
6. Кистью тыкаешь в эту каплю и подводишь к "следу" от маркера. Получится серая красочка с отливом в коричневый или синий. Это зависит от чернил маркера. Поэтому маркеров надо купить разных.
7. Проверяешь на куске ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ бумаги, из которой сделан отпечаток.
8. "Прицеливаешься" и тыкаешь кончиком кисти в центр "пылинки".
Работать надо очень быстро. Взять за правило - никогда не тыкать сразу, не проверив плотность тона на белой бумаге. (На такой же бумаге).
Если ошибся - смыть спиртом той же кистью. Но уже абсолютно чистой кистью, отмытой в спирте. Кисть всегда должна быть полусухая и никогда не должна оставлять каплю, а лишь след от кончика.
"Света" отпечатка и "чёрные тени" могут потребовать разных маркеров.
Метод годится для "перла" и неглянцованной "глянцевой баритовой классики". И для мата само собою.
В отличие от туши, акварели и аналогичных водных пигментов след получается с не глухой матовый, а с лёгеньким с символическим блеском.
Никогда не надо "заливать" кистью. Только тыкать кончиком, имитируя зерно.
(Подсказка номер два: можно помогать и ротом, слегка обслюнявливая кисть перед работой на палитре-блюдце. Так отыгрываешь пару секунд у времени).
Лучше тыкать заведомо более светлым тоном, чтобы не приходилось смывать. Однако второй раз в это же место надо тыкать ещё метче и ни в коем разе не размазывать. Иначе размывается предудущий "тык" и получается бублик, светлый в центре и тёмный с краёв.
Работать лучше днём у окна. Не так устают глаза и не ошибёшься в оттенке.
Если ретушируются только лёгкие света и пылинки менее полмиллиметра в диаметре, то оттенок по барабану.
Самое противное в ретуши не пылинки, а волоски. Тут тыкать не получится и надо "рисовать". След от кисти должен лечь точно по середине волоска, не доходя 0,1-0,2 миллиметра до края ширины. Если наползёт на край, это будет пипец как в глаза бросаться.
Для волосинок тон можно брать темнее. Белые недокрашенные края его "аддитивно" высветлят.
___________________
Ну и ваще. Чем рассеяннее свет башки увеличителя - тем меньше пылинок проецируется. Они как бы запечатываются, обволакиваются. (И это реально так).
Принять меры, чтобы в промывной воде не было ржавчины. Если утром перекрывали стояк, то сегодня вообще ничего не проявлять. Ждать, пока рассосётся.
Сушить плёнку в помещении, где мало того, что пыли минимум, но где и дверями не хлопают. Если в ванной, то отгонять домашних, пока не высохнет. Если домашних нету, то лучше сушить над ванной, налив в неё немного водички и при закрытой двери. Через два часа можно воду выпустить и дождаться полного высыхания. (Плёнка пока ещё влажная).
Смыть ржавчину с эмульсии - если таки она достаёт вас, лучше до сушки. Например, беличьим флейцем, макаемым в дистиллированную воду из аптеки, проводя с обеих сторон всегда сверху вниз и окуная кисть в воду после каждой "проводки". Кисть эту при покупке выбирать ещё тщательнее, чем колонковую, но требования другие - главное, чтобы волосья не вылезали. Хранить в недоступном для детей и жены месте. Прослужит лет двадцать. Флейц именно беличий. Ни в коем разе не синтетический.
ИМХО: смывать ржавчину, да и пыль с ч/б эмульсии после сушки бесполезно. В районе пылинок нарушается структура эмульсии в процессе сушки. Даже если механическим путём (пальцем, ногтем, заклинанием) прилипшую грязючку удалить с высохшей эмульсии, то след от неё всё равно останется. Поэтому, прежде чем оставить плёнку сохнуть, неплохо бы убедиться, что к ней ничего не прилипло. Тот же волосок от флейца или перхоть с шевелюры.