Цитата:от:gbooth
Мне не очень понятна причина хайпа. Ссылаешься на теорию нисходящей обработки информации Роберта Грегори. Статью привел, в которой автор ссылается на старую переводную книгу Дж.Гибсона. https://monoskop.org/images/d/df/Gibson_Dzh_Ekologicheskiy_podchod_k_zritelnomu_vospriyatiyu.pdf
Поговорить то о чем хочешь? Фотография - безусловно репрезентация действительности.
Интерпретация любой сенсорной информации осуществляется в контексте. Вот только контекст - всегда нечто внешнее по отношению к репрезентации (к фотографии). Контекст формируется либо автором (если он делает серию, и несколько фотографий формируют контекст), либо куратором выставки, либо редактором СМИ, который снабжает фотографию подписью и помещает ее в контекст СМИ.
Зритель может воспринять контекст, предлагаемый куратором/редактором, а может его проигнорировать. Яркий пример - ссылка на одиночные фотографии от Юрия. Предполагалось, что фото будут рассматриваться в контексте стрит-фото-песочницы, а я смотрел на них в другом контексте и выделил то, что отвечало другому контексту.
Дальше то что?Подробнее
Грегори не об этом контексте речь вел. Там было исследование о физиологии зрения, о том, что определяет глубинные механизмы.
Известна история о человеке, который был рожден слепым из-за анатомического дефекта, который лечится операцией, но так как родители ребенка были очень бедными людьми, то операцию вовремя ему сделать не смогли.
Когда этот человек вырос, он собрал нужную сумму денег и сделал операцию, но зрения не обрел, так как мозг не мог справится с потоком зрительной информации. Человек был дезориентирован, он стал испытывать страшные головные боли и чувствовать, что сходит с ума. Он обратился к медикам с просьбой сделать как было, но по закону медики не имели на это права.
В результате он всю оставшуюся жизнь ходил с плотной повязкой на глазах.
Суть в том, что базовые визуальные образы, задействованные в интерпретации зрительной информации формируются во младенчестве, в возрасте до 1 года, когда еще не полностью закончено формирование коры головного мозга, и если в этот период эти образы, этот "контекст" не сформировался, то потом он уже не будет сформирован.
Вот о каком контексте речь, а не о "насмотренности" произведениями искусства
Речь о физиологии, а не о воспитании.
Отношение же теории Грегори и прочих физиологов к уровню восприятия и понимания человеком искусства находится примерно на том же уровне, как влияние эффекта Доплера на цвет светофора в известном анекдоте про физика Роберта Вуда.
"Однажды полицейский остановил автомобиль Роберта Вуда за езду на красный свет светофора. Вуд пытаясь оправдаться, рассказал что при движении навстречу источнику красного цвета из-за эффекта Допплера этот цвет вполне мог казаться ему зеленым. Тогда образованный полицейский оштрафовал Вуда за превышение скорости."