от: dima_nn
Цвет зависит только от Ч/Б оптики, т.к. там использовалось разноцветное просветление. От современной оптики нет никаких цветовых искажений. Это миф. Ну если только не экзотика в конструкции.
Видимый цвет просветляющего покрытия определяется толщиной пленки (и количеством пленок), а не ее химическим составом. Например, разводы бензина на поверхности лужи имеют яркую радужную окраску, но сам бензин при этом кристально прозрачен.
Точно так же просветляющее покрытия не оказывает существенного влияния на цветопередачу объектива.
Цветопередача оптики в гораздо большей степени зависит от состава стекла, например, такие объективы, как И-26М и И-61ЛД имеют одинаковую оптическую схему "Тессар" и одинаковый цвет просветления, однако цветопередача у них различается разительно.
Вот снимок, сделанный на объектив И-26М:

А вот снимок на И-61ЛД:

А отличие И-61ЛД от И-26М - это использование лантана в составе стекла.
Еще один нюанс. При фотографировании в режиме автобаланса белого камера сама выставляет цветовую температуру. При этом для разных объективов выставляет разные величины температуры. Я проводил тесты своих объективов - снимал чб миры. Цветопередача меня в этих тестах не интересовала (я смотрел разрешение в центре и по полю кадра), так что ББ я не трогал, оставив его на усмотрение автоматики.
Интересным побочным результатом тестов стало то, что цветовая температура в условиях одинаковой освещенности оказалась разная для разных объективов.
Так, для И-26М и Юпитера-8 камера выставляла T = 3850 K, а для И-61ЛД - 4200 К, для китового 15-45 - 4350 - 4550 К в зависимости от фокусного расстояния (чем длиннее ФР, тем ниже температура).
По-видимому, камера учитывает программные цветовые профили известных ей объективов, и корректирует ББ в соответствии с информацией, зашитой в эти профили. Поэтому кажется, что современные объективы не дают цветовых искажений. Дают, просто камера о них знает и корректирует "на лету".
Интересно также, что цвет бумаги тестовых мир на картинках, полученных с мануальников был ближе к ахроматическому светло-серому, а картинка с китового сильно желтила, что, впрочем, вполне соответствовало имеющимся у меня источникам постоянного света.
По поводу "ЧБ" и "цветной" оптики. Цветная фотография на самом деле существует достаточно давно, просто из-за сложности и трудоемкости процесса она была малодоступна для большинства любителей фотографии. Тем не менее, цветная фотография вполне себе существовала. У меня, например, есть некоторое количество цветных снимков из 80-х, снятых профессиональными фотографами того времени. Я не думаю, что они использовали какие-то особые "цветные" объективы.
Потом, когда в 90-е на каждом углу появились, как грибы после дождя, фотосервисы быстрой проявки и печати, цветная фотография стала массовым явлением, но это вовсе не значит, что все повыкидывали свои старые ФЭДы и Зениты и стали снимать на новые "цветные" фотоаппараты. Кто до этого увлекался фотографией просто стал заряжать цветную пленку в свой старый фотоаппарат. Но среди новичков того времени самыми распространенными аппаратами стали пластиковые "мыльницы" с широкоугольным (28мм) объективом жестко зафиксированным на гиперфокал, хорошо если с поликарбонатными стеклами, а то и с откровенным пластиком. Уж о каком качестве изображения и точности цветопередачи с этих "цветных" объективов могла тогда идти речь.