Как рассчитывать поправки в экспозиции при растяжении меха форматной камеры ?
Конкретней мой вопрос такой:
Объектив Rodenstock Sironar-N 240mm f/5.6 MC, растяжение меха 350 мм. Формат 4х5". Фотографировать на F8. Нужно вносить поправки в экспозиции ?
Поправки экспозиции при растяжении меха.
Всего 47 сообщ.
|
Показаны 1 - 20
Поправки экспозиции при растяжении меха.
Re[Aleksey--__--]:
Вот хорошая статья о компенсации экспозиции - http://www.jonbrockphotography.com/section96358_218051.html
Re[Aleksey--__--]:
Удивлён честно говоря, услышать такой вопрос от Вас!
Приблизительный расчёт такой: (растяжка меха / фокусное объектива)^2 , в вашем случае около 2 получается, т.е. в два раза, т.е. один стоп добавить.
Приблизительный расчёт такой: (растяжка меха / фокусное объектива)^2 , в вашем случае около 2 получается, т.е. в два раза, т.е. один стоп добавить.
Re[Aleksey--__--]:
Я этим пользуюсь - работает!
http://www.salzgeber.at/disc/index.html
http://www.salzgeber.at/disc/index.html
Re[Aleksey--__--]:
(М+1)2
М - масштаб в десятичных дробях.
Поправка получается в разах.
Пример1: масштаб 1/20 = 0,05
(0,05+1)2=1,052=1,1
Пример2: масштаб 1/10 = 0,1
(0,1+1)2=1,12=1,21
Пример3: масштаб 1/7 = 0,14
(0,14+1)2=1,142=1,3
Пример4: масштаб 1/5 = 0,2
(0,2+1)2=1,22=1,44
Пример5: масштаб 1/3 = 0,33
(0,33+1)2=1,332=1,77
Пример6: масштаб 1/2,5 = 0,4
(0,4+1)2=1,42=1,96
Пример7: масштаб 1/2 = 0,5
(0,5+1)2=1,52=2,25
На матовом стекле обычно имеется разметка. Кладёшь в кадр раскрытую рулетку.
Вычисляешь масштаб.
Дроссельмеер дело говорит. Приложил к матовому стеклу шкалу и ничего вычислять не надо.
Мой метод больше подходит к среднеформатной камере. Я пляшу от размера перекрестия экрана хасселя. Там чётко 28 мм.
Шкалу-то в шахту не засунешь.
Формулу лучше всего запомнить. Вспоминается на раз два: масштаб 1/1 требует увеличения выдержки в четыре раза.
(1+1)2=22=4
Для опоздавших. Сначала перемудрил. Боровков указал на АшиПку. Потом поправил. Теперь формула верная. Можно пользоваться.
М - масштаб в десятичных дробях.
Поправка получается в разах.
Пример1: масштаб 1/20 = 0,05
(0,05+1)2=1,052=1,1
Пример2: масштаб 1/10 = 0,1
(0,1+1)2=1,12=1,21
Пример3: масштаб 1/7 = 0,14
(0,14+1)2=1,142=1,3
Пример4: масштаб 1/5 = 0,2
(0,2+1)2=1,22=1,44
Пример5: масштаб 1/3 = 0,33
(0,33+1)2=1,332=1,77
Пример6: масштаб 1/2,5 = 0,4
(0,4+1)2=1,42=1,96
Пример7: масштаб 1/2 = 0,5
(0,5+1)2=1,52=2,25
На матовом стекле обычно имеется разметка. Кладёшь в кадр раскрытую рулетку.
Вычисляешь масштаб.
Дроссельмеер дело говорит. Приложил к матовому стеклу шкалу и ничего вычислять не надо.
Мой метод больше подходит к среднеформатной камере. Я пляшу от размера перекрестия экрана хасселя. Там чётко 28 мм.
Шкалу-то в шахту не засунешь.
Формулу лучше всего запомнить. Вспоминается на раз два: масштаб 1/1 требует увеличения выдержки в четыре раза.
(1+1)2=22=4
Для опоздавших. Сначала перемудрил. Боровков указал на АшиПку. Потом поправил. Теперь формула верная. Можно пользоваться.
Re[nebrit]:
от:nebrit
Формулу лучше всего запомнить. Вспоминается на раз два: масштаб 1/1 требует увеличения выдержки в четыре раза. То есть +3 стопа.
(1+1)2-1=22-1=4-1=3Подробнее
Я сейчас застрелюсь на хрен десять раз подряд!!! " Четыре раза" выделено красным, потому что такая циферка в промежуточном расчёте волшебной формулы нашлась? А два в третьей степени всегда даёт четыре или это только для макрофотографии выполняется?
nebrit, НЕ ПИШИ НИЧЕГО В ЧУЖИХ ТЕМАХ, НЕ КОМПОСТИРУЙ МОЗГ ЛЮДЯМ!
Пиши в своих и сам же их читай, другим не давай.
от: Aleksey--__--
Нужно вносить поправки в экспозиции ?
Простой взгляд с физической точки зрения: поток света внутри неизменного телесного угла никак не изменяется с изменением расстояния до листа плёнки, но площадь этого вписанного в угол листа будет пропорциональна квадрату расстояния от источника света. Значит, освещённость на поверхности листа будет обратно пропорциональна квадрату расстояния. Освещённость листа при фокусировке на бесконечность нам известна (экспопара на экспонометре), поэтому в первом приближении делим растяжение мехов на фокусное расстояние объектива, возводим в квадрат и получаем необходимое удлинение экспозиции.
Если крупные увеличения используешь в основном с одним объективом, то обычно на постель камеры или рельс наклеивают заранее рассчитанную шкалу, где вместо сантиметров сразу пишут поправку в кратах (они удобнее при длинных выдержках) или стопах. При работе в поле я пользуюсь спусковым тросиком, на котором наклеены цветные кольца с требуемыми поправками, прикладываемом к постели камеры после точного фокусирования.
Re[ДМБ]:
[quot]поэтому в первом приближении делим растяжение мехов на фокусное расстояние объектива, возводим в квадрат и получаем необходимое удлинение экспозиции.[/quot]
Благодарю за метод расчета.
Получается увеличение экспозиции в 2,12 раза, из этого можно сделать вывод что света нужно в два раза больше, будет ли верным если я на флешметре установлю значение исо50 для пленки исо100 ? замерять буду как для пленки исо50, проявка соответственно как исо100. Ну и так же по аналогии с пленками других чувствительностей.
Благодарю за метод расчета.
Получается увеличение экспозиции в 2,12 раза, из этого можно сделать вывод что света нужно в два раза больше, будет ли верным если я на флешметре установлю значение исо50 для пленки исо100 ? замерять буду как для пленки исо50, проявка соответственно как исо100. Ну и так же по аналогии с пленками других чувствительностей.
Re[ДМБ]:
"Я сейчас застрелюсь на хрен десять раз подряд!!!"
Классика жанра ДМБ :D
Классика жанра ДМБ :D
Re[nebrit]:
Причем тут масштаб ? Я не макро фоткать собрался, а портрет
обычный человеческий плечевой портрет.

Re[Дионисиус]:
ОЙ! Сейчас поправлю. Чуток перемудрил.
Растяжение меха равно фокусному, помноженному на (1+Масштаб).
Поправки в ступенях для пыхов.
+0,1 для М 1/28
+0,2 для М 1/14
+0,3 для М 1/9
+0,4 для М 1/7
+0,5 для М 1/5
+0,6 для М 1/4
+0,7 для М 1/3,5
+0,8 для М 1/3
+1,0 для М 1/2,5
+1,2 для М 1/2
+1,5 для М 1/1,5
+2,0 для М 1/1
Считал так: два в степени поправки, кв.корень, минус один, единицу делил на что получилось.
До М 1/7 наблюдается интересная закономерность. Если голова имеет высоту 28 см, то, когда её проекция займёт на матовом стекле 2 сантиметра, следует добавить 0,2 стопа. Об этом тут уже раньше писали. Метод должен работать на формате 13х18 вплоть до поясного портрета. А на формате 4х5" вплоть до погрудного. Посчитал сантиметровые квадратики на матовом стекле, которые голова в высоту занимает - получилось, например, четыре - значит поправка +0,4 ступени.
Померил несколько голов - 28 см это будет с пышной шевелюрой. Значит носишь с собой палку и просишь приставить её к голове того, кого ты там снимаешь. Как только за четыре сантиметра проекция палки перевалит, надо будет палку укорачивать. Иначе переэкспозиция.
от: Aleksey--__--
Причем тут масштаб ?
Растяжение меха равно фокусному, помноженному на (1+Масштаб).
Поправки в ступенях для пыхов.
+0,1 для М 1/28
+0,2 для М 1/14
+0,3 для М 1/9
+0,4 для М 1/7
+0,5 для М 1/5
+0,6 для М 1/4
+0,7 для М 1/3,5
+0,8 для М 1/3
+1,0 для М 1/2,5
+1,2 для М 1/2
+1,5 для М 1/1,5
+2,0 для М 1/1
Считал так: два в степени поправки, кв.корень, минус один, единицу делил на что получилось.
До М 1/7 наблюдается интересная закономерность. Если голова имеет высоту 28 см, то, когда её проекция займёт на матовом стекле 2 сантиметра, следует добавить 0,2 стопа. Об этом тут уже раньше писали. Метод должен работать на формате 13х18 вплоть до поясного портрета. А на формате 4х5" вплоть до погрудного. Посчитал сантиметровые квадратики на матовом стекле, которые голова в высоту занимает - получилось, например, четыре - значит поправка +0,4 ступени.
Померил несколько голов - 28 см это будет с пышной шевелюрой. Значит носишь с собой палку и просишь приставить её к голове того, кого ты там снимаешь. Как только за четыре сантиметра проекция палки перевалит, надо будет палку укорачивать. Иначе переэкспозиция.
Re[ДМБ]:
Спасибо, добрый человек, что заметил ошибку.
20,33=1,257 кв.корень будет 1,12.................112%
2(0,33+0,33)=1,58 кв.корень будет 1,257......126%
2(0,33+0,33+0,33)=2 кв.корень будет 1,415.....142%
20,33=1,257 кв.корень будет 1,12.................112%
2(0,33+0,33)=1,58 кв.корень будет 1,257......126%
2(0,33+0,33+0,33)=2 кв.корень будет 1,415.....142%
Re[Aleksey--__--]:
от:Aleksey--__--
будет ли верным если я на флешметре установлю значение исо50 для пленки исо100 ? замерять буду как для пленки исо50, проявка соответственно как исо100. Ну и так же по аналогии с пленками других чувствительностей.Подробнее
Будет. Удобнее всего замерять не растяжение мехов, а сдвиг относительно фокусировки на бесконечность. Делаете пометку на постели/рельсе после фокусировки на какой-нибудь далёкий дом, а потом замеряете удлинение относительно этого положения. Можно просто замерить расстояние между какими-нибудь раздвигаемыми частями камерами, а потом определять удлинение относительно этого начального состояния. Тогда для Вашего объектива 240мм получим, что при достижении удлинения 14мм нужно выставить на флэшметре ISO 80, как достигли 45мм - ставим 64, 80мм - 50, 120мм - 40, 164мм - 32, 213мм - 25 и т.д. Можно на обратной стороне, упираемой в какую-то часть камеры, деревянной линейки сделать разметку зон для выставления правильной чувствительности, будет удобно, оперативно, а главное, безошибочно. Всегда в суете съёмок есть шанс ошибиться с расчётами.
Re[ДМБ]:
Дмитрий, а вы не перепутали ли трети с четвертями? У вас от 100 ISO до 80 ISO четверть ступени, а должна быть треть. И т.д. и т.п. Я чуток повыше прокалькулировал виндосовским арифмометром. Классная штука этот арифмометр!
Услуга за услугу, как грится.
За подчёркивание уж не обижайтесь. Лады?
Услуга за услугу, как грится.
За подчёркивание уж не обижайтесь. Лады?
Re[nebrit]:
от: nebrit
У вас от 100 ISO до 80 ISO четверть ступени, а должна быть треть.
Это с каких пор в промежутке между 100 и 50 исо, 80 стали четвертью?
Re[ДМБ]:
[quot]что при достижении удлинения 14мм нужно выставить на флэшметре ISO 80, как достигли 45мм - ставим 64, 80мм - 50, 120мм - 40, 164мм - 32, 213мм - 25 и т.д.[/quot]
Практически у меня это не так получается, если я удлиню мех от точки фокусировки на бесконечность на 12 см. и на флешере установлю исо40 (при заряженной пленки исо100)., это будет достаточно сильный пересвет.
Практически у меня это не так получается, если я удлиню мех от точки фокусировки на бесконечность на 12 см. и на флешере установлю исо40 (при заряженной пленки исо100)., это будет достаточно сильный пересвет.
Re[Дроссельмеер]:
от:Дроссельмеер
Я этим пользуюсь - работает!
http://www.salzgeber.at/disc/index.htmlПодробнее
С этим мне будет не удобно фотографировать, намного лучше и практичней по совету ДМБ - написать на рельсе где какое исо устанавливать на флешере.
Re[LevC]:
от:ДМБ
поэтому в первом приближении делим растяжение мехов на фокусное расстояние объектива, возводим в квадрат и получаем необходимое удлинение экспозиции.
Тогда для Вашего объектива 240мм получим, что при достижении удлинения 14мм нужно выставить на флэшметре ISO 80,Подробнее
[(240+14)/240]2=1,12
20,165=1,12
0,165=1/6ступени
от: LevCВот и думаю. Только не четвертью, а одной шестой. Был неаккуратен. Исправляюсь. Почему стали одной шестой, спрашивайте у ДМБ.
Это с каких пор в промежутке между 100 и 50 исо, 80 стали четвертью?
от: ДМБ
Тогда для... объектива 240мм получим, что при достижении удлинения... 213мм - 25 и т.д.
По вышеприведённой формуле в сообщении ДМБ получаем при этом растяжении увеличение экспозиции только в 3,56 раза, а не в четыре.
[(240+213)/240]2=1,88752=3,56
21,832=3,56
Почему не растянуть мех на двойное фокусное, коли нам так хотца увеличить экспозицию ровно в четыре раза?
Откуда взялось число 213 вместо 240? И зачем всё время накидывать лишние 1/6 ступени?
__________________________
12% приращение к фокусному сжирает треть ступени.
26% приращение сжирает 2/3 ступени.
42% приращение сжирает ровно ступень.
100% приращение сжирает две ступени - случай масштаба 1 к 1.
Re[Aleksey--__--]:
от:Aleksey--__--
Практически у меня это не так получается, если я удлиню мех от точки фокусировки на бесконечность на 12 см. и на флешере установлю исо40 (при заряженной пленки исо100)., это будет достаточно сильный пересвет.Подробнее
Ясен хрен, что пересвета быть не должно. Вероятнее всего, что есть сильный перепрояв, если подгоняли плотность негатива до требуемого изменением режима проявки. А в студийных условиях при этом снимали на ближних дистанциях с сильными удлинениями, но никаких требуемых поправок на растяжение мехов или выдвижение объектива на меньших форматах не производили.
Менее вероятно, но также возможно, что не совсем правильно пользуетесь флэшметром или он чуток подвирает. Проще всего, сфокусироваться на бесконечность, потом направить камеру на белый или серый экран, замериться по нему спотом флэшметра и подобрать режим проявки для получения при стандартном режиме печати 18% серого на отпечатке. Или согласно Адамсу проявлять и печатать как всегда, но ввести постоянную коррекцию для флэшметра. В любом случае, зависимость поправок от удлинения - закон фундаментальный и на него ничего повлиять не может.
от: nebrit
Услуга за услугу, как грится.
Чур меня, чур... На всякий случай налью в кювету святой водички.
[quot]И зачем всё время накидывать лишние 1/6 ступени?[/quot]
- Почему всё время пол-второго?
- Это манометр!
Ну наконец-то, будет чем занять часть тела, куда люди едят, на ближайший месяц. Лелеем слабую надежду, что решение этой практически неразрешимой цивилизационной проблемы достаточно сильно отвлечёт самого неугомонного мыслителя наших дней от стучания по клаве.
Re[ДМБ]:
от: ДМБ
В любом случае, зависимость поправок от удлинения - закон фундаментальный и на него ничего повлиять не может.
от: ДМБ
делим растяжение мехов на фокусное расстояние объектива, возводим в квадрат и получаем необходимое удлинение экспозиции.
(240+45)/240 да это дело в квадрат = 1,41 = это полступени.
Ни ИСО 80, ни ИСО 64 не отстоят на полступени от ИСО 100.
На полступени от ИСО 100 отстоит ИСО 71.
Чтобы выставить на флэшметре ИСО 64, надо превысить фокусное на 62 миллиметра, а никак не на 45.
Или вам параллельно?
Никаких надежд не лелею. "Они параллельны".
Re[Aleksey--__--]:
Господа! А есть ли формулы для коррекции экспозиции при подвижках, или всё делается по интуиции?