Сканирование ч/б пленки (серебро) на слайд-сканере (coolscan V ED) для чайников.

Всего 119 сообщ. | Показаны 1 - 20
Сканирование ч/б пленки (серебро) на слайд-сканере (coolscan V ED) для чайников.
Уважаемые форумчане!

Дайте пару советов чайнику, пожалуйста.
Поиск по форуму ничего не дал, потому что вопросы мои просты, а темы рассматриваются в основном профессиональные, уж извините.

Итак, типовая задача.
Есть домашний фотоархив - ч/б пленки 30-летней давности, серебро.
Пленки подготовлены к сканированию - вымыты, высушены, порезаны, упакованы в рамки.
Правда не все, а только четверть фотоархива.
Вдруг я не так что-то делаю в допечатной подготовке.
Пленки сильно поцарапаны, но экспериментировать по химическму переходу из серебра в другой вид, чтобы дигитал айс работал, откровенно боюсь...

Пыль практически убита, но ужас как много царапин и зерно...

Есть сканер - радость домашнего архивариуса - nikon coolscan V ED
И хоть digital ICE для серебра вовсе и не айс, но зато хорошая фокусировка и честное разрешение. Как бонус - быстрый.

Итак, возникает вопрос, как и чем сканировать.
Хочется сканировать так, чтобы побольше не напрягаться, потому что двигать ручки настройки для каждой фотки мне не лениво, но вот выбирать, принимать решение, всматриваться в превьюшку, этого моя нервная система реально не выдержит.

Людиииии! Дайте пожалуйста типовые настройки для сканирования поставленной задачи.

Хочется простого - чтобы зерно было поменьше, да как-нибудь экспозицию поправить бы.
Зерно уменьшить планирую тупым уменшением изображения...
Т.е. сканирую на полную, затем в фотошопе планирую уменьшать.
Подскажите, чем лучше уменьшать ч/б фото с большим зерном?


Собственно вопросы по сканированию:
1. Nicon scan или vuescan?
2. Какую версию порекомендуете?

Дайте, пожалуйста, правильные настройки vuescan для лучшего качества:

НА ВХОДЕ
- Создавать градации серого из: авто, красный, синий, зеленый, инфракрасный
- Число проходов
- Множественная экспозиция

ФИЛЬТР
- Инфракрасная чистка: Нет, Легкое, Среднее, Чистое
- Восстановить цвета:
- Восстановить постаревшую пленку:
- Удаление зернистости: Нет, Легкое, Среднее, Чистое
- Повышение резкости:


Как бороться с зерном?
Обычным уменьшением снимка?
А каким методом лучше уменьшать снимок, чтобы наиболее эффективно убрать зерно?

Как лучше всего бороться с царапинами?
Ведь по идее задача тривиальна – показать специализированному софту место нахождения царапины и он должен все сделать.
Я пробовал поляроидовскую утилиту, но что-то не разобрался, как давить царапины...

Что делать с темными и светлыми кадрами?
Я сканирую в 14 (16) бит и надеюсь как-то вытащить максимум информации из каждого кадра. Мне надо сделать в итоге две вещи – превратить 14 бит в 8 бит для просмотра на экране и печати, и сделать каждую фотографию с нормальной яркостью и максимальным количеством деталей.
Подскажите, на каком этапе это делается? Как вытянуть максимум из фото и нормализовать яркость? Есть ли способ делать это автоматически, а то нервная система не железная – принимать решения по каждой фотографии.

Сканирование ч/б пленок, надеюсь, дело много пройденное и отлаженное, поэтому буду очень рад простым конкретным советам… ведь не цвет же это…

Да, вспомнил еще два момента:
1. Времени мне не жалко на сканирование и автоматические пост-процессы. Готов нагружаться компьютер часами, пусть сканер хоть обсканируется 100 проходов на фотографию. Жалко только нервы, если придется принимать решение по каждой фотографии, какой ползунок в какую сторону выставить
2. Негативы потом будут выброшены, так как второй раз пересканировать сил не будет :)

Извините за длинное письмо, с нетерпением жду советов и ссылку на FAQ по сканированию серебра на пленочных сканерах.
Re[Александр Шевченко]:
1-

Цитата:

от:Улдыс
и вот как санится негатив!!!! и только так

https://foto.ru/forums/topics/329942&t_id=329942&page=1#listStart

Подробнее
" class='link-forum-post' target="_blank">https://foto.ru/forums/general/fototehnika-srednego-i-bolshogo-formatov/354802[/quote]

2-


Цитата:

от:Улдыс
+ psi_e30 ну конечно, никто не дочитал поэтому не так и делаете :) (хотя верю там можно сума сойти) и psi_e30 , то что вы уверяете так и было - выгледит дико переконтращеным и ядовитости многовато чуть чуть всё же. Но это не факт от скана, а вы накрутили как вам нравится уже в фш.
Смысл тот что во время сканирования сырец должен получится с почти белым межкадровым чтоб получить опрорную точку, от которой и пляшем в негативе в фш. у вас обычный рыжий цвет межкадрового. Т.е. загрузив негатив в холдер сканера делаем следующее
скасним 1-2 раза для прогрева (обязаловка 1001%) и выкидываем файлы, потом установки:
CMS - выкл
гамма - 1
автоэкспоз - выкл
слайд
проходов 4
РГБ или грэескале
супер скан вкл (для 8000) для 9000 там вроде автоматом.
остальное всё откл
проверте автоэкспозицию не только в одиночном но и груповом скане что автоэксп выруб .
загрузив в превью скан обозначаем кадр и захватываем межкадровый.
по гистограмм смотрим



- 1 это сам кадр, а вот 2 это и есть пик от межкадрового, вот этот пик по МРГБ (4 ползунка) надо гнать вправо и уложить его как можно ближе к 255, т.е. 245-252.. и так по всем 4 ползункам. Для чб негатива только одним Мастером ползунком, хотя СергТ в последствии и чб негатив в слайде цветном сканит.
Ну вот, получаем сырец. загружаем в фш..но есть одна особенность -



*вот тут надо иметь калиброванный сканер :) ...+ профиль его..но я обхожусь без этого..и СергТ построил профили плёнок...я то же без этого..не дорос ещё. но как то надо будет пробиратся дальше

И так загрузил сырец негатиф, далее применяем гаусиан блюр где то 3-5 единиц, размыли изображение чтоб размылся межкадровый и был бы 100% однотонным, вызываем команду левелс, тыкаем пипетку белую в межкадровый, в окошке левелс записываем этот левелс. Далее всё отменяем, т.е. канцел на левелсах, делаем команду ундо и отменяем блюр, опять вызываем левелс и загружаем то что сохранили при тыканье пипеткой, вот это сохранённое будет на все кадры (кстати как и те значения гистограммы в сканере на все кадры, их записать в сканер проге). ну вот, применили "снятие маски", далее инверт по кривой которая в сети бегает, и поиск светлой тёмной точки..а далее в ЛАБ и цветокореция, контраст, шарп и тд..фу, вроде всё...(кривую не могу найти инверсную сходу, но могу выслать)

Подробнее
(с) Улдыс

3-

ЗЫ за такие вопросы уже пора банить...информации здесь миллион на форуме 35 и СФ
Re[Александр Шевченко]:
На старых негативах зерна как раз не бывает почти. Советские пленки на исо выше 160, кажется, были принципиально недоступны простым смертным.

В при сканировании во вьюскане в пакетном режиме подберите межкадровый промежуток! Точнее, там задается длина кадра. Для зоркого это где-то 37,85 мм.
По поводу царапин - на нормально экспонированном негативе их и не видно почти. То, что видно, можно додавить стандартным инструментом в ФШ, с радиусом 7 и трешолдом 30. Вам, в конце концов, не в гламурный журнал эти фотографии посылать. Старые кадры должны выглядеть на свой возраст, ящетаю)
Инвертировать - curves, negative, и выгибаете кривую вручную по вкусу. Потом можно поднять контраст по методу Антонио (нерезкая маска с большим радиусом) и потягать кривые.
Поелику это занятие больше творческое, нежели техническое, точная инструкция пользы не принесет.
Re
А что даёт это "вычитание маски" ? Неужели результат будет лучше? У меня сканер никон v . Сканирую родным софтом с настройками по умолчанию. Иногда ползунки яркость/контраст использую, но в основном потом всё в фотошопе.
Re[Александр Шевченко]:
Цитата:

от:Александр Шевченко

Как бороться с зерном?
Обычным уменьшением снимка?
А каким методом лучше уменьшать снимок, чтобы наиболее эффективно убрать зерно?

Как лучше всего бороться с царапинами?
Ведь по идее задача тривиальна – показать специализированному софту место нахождения царапины и он должен все сделать.
Я пробовал поляроидовскую утилиту, но что-то не разобрался, как давить царапины...

Подробнее

Если планируете уменьшать, то в Vuescan-е, в параметрах сохранения, есть движок - во сколько раз уменьшать изображение, очень неплохой способ сгладить зернистость.

Для подавления царапин попадался совет, потереть палец об засаленный нос, а затем натереть им (пальцем) царапины и так сканировать (в оригинале - печатать на увеличителе, принцип тот же). Так же есть специальная жидкость для этого. Естественно негатив должен быть в рамке, иначе испачкаете валики в адаптере, которые протягивают пленку.
Re[Голиков_Алексей]:
Цитата:

от:Голиков_Алексей
А что даёт это "вычитание маски" ? Неужели результат будет лучше? У меня сканер никон v . Сканирую родным софтом с настройками по умолчанию. Иногда ползунки яркость/контраст использую, но в основном потом всё в фотошопе.

Подробнее
IMHO, если для фотошопа, то практически никакого смысла нет, только трата времени.
Re[Голиков_Алексей]:
Цитата:
от: Голиков_Алексей
А что даёт это "вычитание маски" ? Неужели результат будет лучше?



он будет правильным...а намудрить в фш можно до одурения чего
Re[Александр Шевченко]:
вот про скан слайда, но там Шадрин даёт совет про размытие каналов а и б, немного можно прибрать шум с плёнки и метод повышения не контурной резкости а в целом дабы убрать небольшой софт от сканера , впринципе всё должно работать и на чб
Re[Улдыс]:
Цитата:
от: Улдыс
вот про скан слайда, но там Шадрин даёт совет про размытие каналов а и б, немного можно прибрать шум с плёнки и метод повышения не контурной резкости а в целом дабы убрать небольшой софт от сканера


Цветовую пару слегка блюрить, яркостный слегка шарпить?
Re[Улдыс]:
Цитата:
от: Улдыс
он будет правильным...а намудрить в фш можно до одурения чего

А как на родном "никоновском" софте (к никону V )сделать вычитание маски? Или надо другую программу?
Re[Улдыс]:
ух как много, благодарю..приду домой буду по пунктам разбиратся, ещёраз спасибо (c) Улдыс :)
Re[Голиков_Алексей]:
ответил выше Александру, и дело не в маске что вы её вячтите, а к философии подхода скана негатива через позитиф, гамму 1, отключения всего и выставления по гистограмме опорной точки по осветлению к 255 межкадрового промежутка...а вот смысл скана слайда уже другой, там важен тонкий философский подход уже в фш, знать что сделать чтоб снять вуаль, шум и контрастность и тд
Re[Александр Шевченко]:
Подождите, какая еще маска на ЧБ?
Re[pka]:
при сканировании и на серебрянном чб так и на цветном мы маску не вычитаем, это образно вычитаем разность подложки с кадра самого, т.е. делает тон толь ко кадра...на слайде такого нет. Т.е. это жаргон маска здесь в теме про сканирование на никоне негатива через позитифф
Re[Улдыс]:
Помаленьку вырисовывается картина...
Итак, точно ясно, что париться с вычитанием подложки не буду.
Снимки старые, фотоархив домашний, зерно немаленькое, все в царапинах, про хранение просто умолчу... Куча переэкспонированных и недоэкспонированных кадров... До таких тонкостей как подложка, руки тупо не дойдут. К тому же пленка уже порезана и в рамках, так что облом.

Я не фотограф - любитель, хотя "пофоткать" очень люблю.
Я один из множества людей, которые раньше, в школьные годы снимали на "смену" и просто счастливы стали, когда в руки попал "зенит". А еще много тех, кто сам не снимал, но у кого родители любили "прятаться в темной комнате с красной лампой без намека на секс" :)

Так или иначе, задача - спасти фотоархив.

Спасибо еще раз всем ответившим.

Вот мое текущее видение проблемы:
1. между Nicon scan или vuescan выбираю vuescan, потому что я с чего-то решил, что подкручивать яркость надо прямо в программе сканирования, а ползунок яркости Nicon scan почему то имеет диапазон меньше чем vuescan.
2. Перегонять в 8 бит не буду, так как ACDSee прекрасно смотрит 14 битные фотки из под пера никонскана. Часть проблем отпала.
3. между RGB и grayscale выбираю последнее, так как "если разницы никакой зачем сохранять больше"?
4. Не знаю зачем и как вообще это работает, но ставлю 4 прохода.
5. Пока не выбрал между слайдом и негативом. Не понимаю, зачем надо сканровате в режиме слайда, а потом инвертировать. На этом же форуме где-то была инфа, что сканер аппаратно работает со слайдами и с негативами по разному. Так что же, получается, я умнее сканера в деле фото?
Уважаемые форумчане, поясните, пожалуйста этот вопрос.
6. Жидкость для замазывания трещин на фотопленке со стороны подложки поиском не нашел... жаль... Основные царапины, слава Богу, там, само изображение почти нигде не задето. Неужели придется плевать на пленку? :) Кто пробовал - подскажите, как получилось, у меня пока палец не поднимается.
7. Стандартный инструмент "щекотка и царапка", тьфу, filter, Noise, Dust and Scratches прекрасно работает, огромное спасибо за предоставленные типовые цифры. К сожалению, большие царапины видны. Какой инструмент посоветуете, чтобы "вручную" убирать большие царапины? Ведь компьютеру достроить недостающее изображение раз плюнуть!
8. Когда сканирую кадр пересвеченный или темный, то скажем, открывая кадр в ФШ, хочется поправить его, чтобы и яркость была соответствующая, и чтобы детали были видны. И начинаются мучения дудочки или кувшинчика - либо рука у девочки пропала, став темной на темном фоне, либо волосы блондинки растворились на фоне неба... надо выбирать...
Как тут не вспомнить про HDR... есть ли что-то подобное для обработки отсканированных в 14 бит ч/б фотографий?
Да, acdsee показывает 14 (16) битные фотографии. Но как она их переводит в 8 бит монитора, я не знаю... Или у ЖК мониторов более 8 реальных бит? :)
9. Как не хочется уменьшать фото, чтобы справиться с зерном... Должны же быть решения... Dust and Scratches, кстати, и против зерна помог...
Если уменьшать - то на сколько? А что сначала - уменьшение или "Dust and Scratches"? Или какой-нибудь еще фильтр...
10. Есть фотошоп, есть к нему плагины. Есть еще отдельные программы, которые решают одну задачу - они ресайзят. Потому что методов уменьшения и увеличения полно. Неужели ресайз от vuescan - это лучший инструмент борьбы с зерном?
11.Да, вот еще вопрос... vuescan автоматически кроп не делает... промахивается... неужели такая сложная задача для компьютера?



Да, фотошоп это творчество, но вот оцифровка личного фотоархива, отснятого мной и родителями, творчеством не назовешь. Рутина. И надо мне позарез формализовать шаги, чтобы работа большей частью стала механической, просто чтобы не свихнуться скажем уже на 56 пленке.
Re[Александр Шевченко]:
Цитата:

от:Александр Шевченко


оцифровка личного фотоархива, отснятого мной и родителями, творчеством не назовешь. Рутина. И надо мне позарез формализовать шаги, чтобы работа большей частью стала механической, просто чтобы не свихнуться скажем уже на 56 пленке.

Подробнее


до 9000ка ползовался V, сканил ЧБ как цветной негатив, в этом режиме чутка была лучше проработка в светах, цветность потом убирал просто переведя скан в грей скейл и потом обратно в РГБ... ICE естественно отключен, все улучшалки отключены, нормально проэкспонированные кадры никон V на автомате сканит практически идеально, единичные сложные кадры можно вытягивать аналог гейном... тем и хорош никон, что в 99 процентах случаев на автомате вы получите практически максимальный результат без всяких танцев с бубном.
Re[Александр Шевченко]:
0- вы так и не поняли, подложка то причём? вы или на автомате сканите или по методике СергТ чтоб добится правильности цветов, света-тени и корнтраста в 100% случаях
1 - неправы и очень даже! кто имеет никон никогда на вуе не сидит, т.е. можно но нет смысла
4- не факт, и 2 хватит
5- непоняли вы, смотрите пункт 0
7- нет програм чтоб избавится от зерна, от царапок, есть что то и как то..но всё это портит картинку вообщем, надо ручками , вы сканте всё, а потом шедевры сделаете ручками забив царапины, пыль и тд вот свема 64 , 68года... и протяжки - царапины были по всей длинне и пыль..всё аккуратно ручками

Re[Олег Литвак]:
Цитата:

от:Олег Литвак
до 9000ка ползовался V, сканил ЧБ как цветной негатив, в этом режиме чутка была лучше проработка в светах, цветность потом убирал просто переведя скан в грей скейл и потом обратно в РГБ... ICE естественно отключен, все улучшалки отключены, нормально проэкспонированные кадры никон V на автомате сканит практически идеально, единичные сложные кадры можно вытягивать аналог гейном... тем и хорош никон, что в 99 процентах случаев на автомате вы получите практически максимальный результат без всяких танцев с бубном.

Подробнее

Согласен. При нормальном кадре результат автомата нуждается лишь в легкой коррекции кривой. У себя я разницы в ргб-грей не увидел, может она и есть.
Улдыс, человек хочет для архива (который будет просматривать) сканить ч/б. Что Вы ему Шадринские методы допечатной подготовки цветных материалов пропагандируете? Ну какие а и b каналы, право слово?
Re[Joss]:
Цитата:
от: Joss

Улдыс, человек хочет для архива (который будет просматривать) сканить ч/б. Что Вы ему Шадринские методы допечатной подготовки цветных материалов пропагандируете? Ну какие а и b каналы, право слово?


при чём здесь Шадрин? человек хочет избавится от зерна, я посоветовал блюр по каналам а и б пробовать, это не так убъёт картинку как все ноис удалялки и другие плагины, в цвете рекомендовал для более лучшего вытягивания деталей теней свтеофф, еслиб автору былоб пофиг всё он бы здесь не писал а сканил бы в автомате в булочной...
Re[Улдыс]:
Цитата:

от:Улдыс
при чём здесь Шадрин? человек хочет избавится от зерна, я посоветовал блюр по каналам а и б пробовать, это не так убъёт картинку как все ноис удалялки и другие плагины, в цвете рекомендовал для более лучшего вытягивания деталей теней свтеофф, еслиб автору былоб пофиг всё он бы здесь не писал а сканил бы в автомате в булочной...

Подробнее

Улдыс, спокойно ;) Каналы a и b в Lab это ЦВЕТОРАЗНОСТНЫЕ каналы. У чернобелого (бесцветного) изображения в каналах a и b нет информации, их блюр вообще ничего не даст.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта

Обратная связь

Здесь вы можете оставить свои контактные данные, чтобы мы могли связаться с вами.