Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов

Всего 570 сообщ. | Показаны 41 - 60
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
от: L4m3r
Какие у сканеров проблемы с линейностью?
разве что шум сканера если измерять большие перепады плотности.




Проблемы с пересчётом полученных при сканировании значений в абсолютные величины. Адекватность настроек тоже немаловажна.

Всех с НАСТУПАЮЩИМ!!!

Желаю счастья, здоровья, удачи во всём! Пусть
"Лайф будет в кайф", во всех аспектах. Пусть аппаратура и химия приносят
радость и удовольствие. Ну, и конечно, отличных фотографий.


Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Всех с НАСТУПИВШИМ!!!
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Про Выравнивающее проявление, Мелкозернистое проявление, Резкостное проявление, а также про Д-23
Часть 2. Буферы.


Вопрос о буферах для проявителей уже возник, и он должен быть разобран для понимания основных эффектов работы различных рецептур проявителей. В состав проявителей вводятся вещества, создающие щелочную реакцию среды, обеспечивающие определённое значение рН (нейтральной среде соответствует рН=7; кислым средам – мЕньшие значения рН, до0; щелочным средам – бОльшие значения рН, до 14). Это необходимо для перевода большинства проявляющих веществ в активную форму, тогда у них появляются свойства восстановителей (только Амидол может проявлять в кислотной среде, при рН до 4,5). Но только в щелочных растворах большинство проявляющих веществ диссоциируют таким образом, что у них появляются проявляющие свойства. Присутствие щёлочи необходимо также и для нейтрализации бромистоводородной кислоты, образующийся в процессе проявления (считаем, что галогенид серебра в фотослое представлен бромидом). В случае, если величина рН уменьшается, скорость проявления тоже падает и сенситометрические параметры могут измениться. Договоримся далее щёлочами называть все вещества, создающие в водном растворе щёлочную реакцию среды (а не только едкие щёлочи типа КОН). Природа используемой щёлочи не имеет большого значения. Определяющими факторами являются ВЕЛИЧИНА рН и БУФЕРНОСТЬ – т.е. способность поддерживать эту величину на постоянном уровне (или с минимальными изменениями) несмотря на образование в процессе проявления кислоты. Часто в качестве щёлочи используются карбонат натрия (углекислый натрий, сода), карбонат калия (углекислый калий, поташ) – обычно называемые в фотографии УГЛЕКИСЛЫМИ ЩЕЛОЧАМИ; а также едкие щёлочи – едкий натр и едкое кали. А для повышения буферности используют так называемые буферные смеси.
Выбор щелочи или буферной смеси для того или иного проявителя зависит от его назначения. Например, выравнивающие проявители должны иметь низкую буферность, а вот проявители для достижения высокого контраста должны характеризоваться высокой буферностью.
Буферные смеси бывают также и для поддержания кислой реакции среды. Свойства буферности можно понять, рассматривая особенности диссоциации веществ в растворах. Так сильные основания или сильные кислоты (например едкий натр и едкое кали, серная и соляная кислоты) при растворении в воде почти полностью превращаются в ионы (диссоциируют), и даже небольшое количество введенных этих веществ сильно меняет рН воды. Но при внесении тоже относительно небольшого количества нейтрализующего вещества они будут нейтрализованы. А вот если реакция среды создаётся с помощью относительно большого количества слабо диссоциирующего вещества (бОльшая часть его молекул в растворе не распадаются на ионы, они инертны и не участвуют в изменении щёлочности среды), то внесение нейтрализующего вещества вызовет просто образование нейтральной соли и диссоциацию части тех молекул, которые до этого были нейтральными. Тогда, в результате это приводит к существенно меньшему изменению рН, чем в предыдущем случае. Буферность также может обеспечиваться ступенчатой диссоциацией молекул (карбонат- бикарбонат; фосфат трёхзамещённый – фосфат двухзамещённый и т.д.). Привожу характеристики наиболее часто используемых буферов:

Ортофосфат натрия трёхзамещённый- Ортофосфат натрия двузамещённый: интервал наибольшей буферности рН=10,6-12,6 (оптим. РН=11,6)

Карбонат натрия(калия) - Бикарбонат натрия(калия): интервал наибольшей буферности рН=9,2-11,2 (оптим. РН=10,2)

Тетоборат натрия(Бура) – Борная кислота: интервал наибольшей буферности рН=8,2-11,2 (оптим. РН=9,2)

Ортофосфат натрия двузамещённый- Ортофосфат натрия однозамещённый: интервал наибольшей буферности рН=5,9-7,9 (оптим. РН=6,9)

Сульфит натрия – Бисульфит натрия: интервал наибольшей буферности рН=5,3-7,9 (оптим. РН=6,3)

Цитрат натрия трёхзамещённый- Цитрат натрия двузамещённый: интервал наибольшей буферности рН=4,8-6,8 (оптим. РН=5,8 )

Необходимо понимать, что для приведённых примеров буферных СИСТЕМ, обычно только один из компонентов вводится в раствор (например, сода), а другой получается в растворе в процессе ионообмена; также могут сильно влиять и другие компоненты раствора, однако если рассмотреть всю диссоциацию на ИОНЫ, то и они тоже входят в эти схемы.
Следовательно, для получения выравнивающих проявителей необходимо создать значение щёлочности, достаточное для работы проявляющего вещества, но при небольшой буферности. Этого можно достигнуть применяя небольшие концентрации щелочных веществ, заставляя их работать «за гранью» интервала оптимальной буферности (например, используя единицы гр\л Соды или Буры).
Разберём теперь работу ещё одного класса выравнивающих проявителей, о котором было упомянуто, но детально не разбиралось. Это РЕЗКОСТНЫЕ проявители. Их действие характеризуется значительным увеличением резкости контуров изображения, но и сильным увеличением его зернистости (более чем в 1,5 раза по сравнению с обычными мелкозернистыми проявителями, типа Д-76). Их работа обусловлена сильными краевыми эффектами проявления, в составе таких проявителей мала концентрация проявляющих веществ и сульфита натрия, но велика щёлочность при малой буферности. На сильно экспонированных участках изображения проявление начинается бурно, однако компоненты проявителя (проявляющее вещество и сульфит натрия) быстро расходуются, а высокая щёлочность сильно падает. Отработанный «мёртвый» проявитель диффундирует с этих участков фотослоя на соседние, с меньшей экспозицией (где такого истощения не происходит) и вызывает их местное недопроявление (в первую очередь за счёт местной нейтрализации щёлочи). Это приводит в обводке тёмных участков негатива светлой каймой, сильному подчёркиванию КОНТУРОВ изображения. Однако, для обычных фотографических работ такие проявители не рекомендуются.
Вообще, для эффекта резкостного проявления кроме свойств проявителя и эмульсии плёнки, имеет значение и размеры областей, получивших повышенную экспозицию, и отличие этой экспозиции от экспозиции соседних областей. По аналогии, это похоже на настройки фильтров (напр. «Резкость») в Фотошопе.
Интересно рассмотреть и другие особенные свойства некоторых проявителей, обусловленные на «игре» эффектов буферности. Например, известный и достаточно популярный особомелкозернистый проявитель Д-25, его состав:

Метол – 7,5 гр.
Сульфит натрия безводный – 100гр.
Метабисульфит калия (или бисульфит натрия) – 18,0гр (или 15,0гр)
Вода дист. – до 1 Л

В этом рецепте применена буферная смесь «средней силы» создающая значение рН, только-только позволяющее Метолу работать (реакция почти нейтральная). В результате, проявление КАЖДОГО КРИСТАЛЛА галогенида серебра едва начавшись, тормозится местным уменьшением рН, и зёрна металлического серебра вырастают маленькими. Кроме того, этот проявитель работая весьма долго (около 30-35 минут при 20С и 15-20 минут при 25С) и содержа большое количество растворяющих галогенид серебра веществ, совершенно не даёт зёрнам слипаться, что ещё повышает мелкозернистость.
Чрезвычайно интересно и практично рассмотреть свойства и разобраться в работе простейшего по составу, но достойного по работе и замечательного по КОМПЛЕКСУ всех потребительских свойств проявителя Д-23.
Его состав:

Метол – 7,5 гр.
Сульфит натрия безводный – 100гр.
Вода дист. – до 1 Л

Но подробней о его свойствах в следующий раз.


Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Хорошими резкостными свойствами из стандартных (тех, которые можно купить в магазине) проявителей обладает Родинал. Особенно сильно эти свойства проявляются при больших разведениях, таких как 1:150 и 1:200. Более сильные разбавления стока чреваты тем, что попросту может не хватить проявляющего вещества для полной проявки пленки. Насколько я помню, Агфа советует для полной гарантированной проявки пленки использовать не менее 10 мл стока. На западных форумах (АПУГ) люди говорят, что этот совет продиктован исключительно маркетинговыми соображениями и достаточно 6 мл.

Я провел пару экспериментов с Фомовским Родиналом (Фомадон R09), разбавленным 1:150 и 1:200.

1-ый эксперимент.
Пленка Ilford Delta 400, пол ролика (18 кадров).
Проявитель Fomadon R09 (почти агфовский Родинал) 1:200, 603 мл раствора, температура 20 градусов, водяная баня для термостабилизации.
Бачок советский на две пленки, герметичный, пленка на нижней спирале.
Время проявки 104 минуты, стэнд-бай процесс, агитация только первую минуту.
В результате пленка проявилась немного неравномерно. Верх пленки проявился сильнее. Правда, это было заметно только на засвеченном кончике пленки. Кадры вышли абсолютно нормальными. Скорее всего, сказался температурный градиент. Не стоило ставить бачок в воду для термостабилизации. Лучше всего оставить его в комнате, где температура +20 и нет сквозняков.

2-ой эксперимент.
Пленка Фома 100.
Я взял 604 мл раствора R09 1:150. Разбавление 1:200 не стал делать из-за неуверенности, хватит ли стока для проявки 36-и кадрового ролика.
Проявка целой пленки длилась 42 минуты (время рассчитал по инструкции к проявителю). Агитация первую минуту непрерывно, потом пару раз вертанул бачок в течении времени проявки для выравнивания температуры. В водяную баню на этот раз ставить не стал.

Выводы и наблюдения.
1. Максимальная плотность негативов получается очень низкая. Засвеченный кончик полупрозрачен. Визуально негативы очень вялые. Тем не менее, печать на конденсорном увеличителе с них проходит нормально, на бумагу нормальной контрастности. Для малоконтрастных сцен при печати приходится немного увеличивать контраст фильтром.
2. Краевая резкость - это песня. Все "звенит". Когда кладешь рядом отпечатки с пленок, проявленных по такой методике и, например, в D-76, кажется, что в последнем случае снимали дешевым мыльным объективом.
3. Как следствие из пункта 2, получается очень резкое зерно. Визуально это выглядит, как крупное зерно. На самом деле это не так. Оно именно резкое, а не крупное. При сравнении пленок одной марки, проявленных по такой методике и, например, в D-76, видно, что последний проявитель попросту размывает зерно сродни фильтру Blur в Adobe Photoshop. При этом страдают мелкие детали изображения и отсюда же "растет" низкая контурная резкость Кодаковского проявителя.
4. Из пункта 3 следует, что для получения отпечатков с мелким зерном надо снимать на мелкозернистые малочуствительные пленки.
Два описанных выше опыта показали, что даже используя низкочуствительную пленку Фома 100, на отпечатке 24х30 см зерно видно. На отпечатках с пленки Delta 400 субъективно зерно примерно такое же, как на отпечатках с пленки TMAX 3200, правда проявленной в Фотопроекте, т.е. низвестно как. Единственное, зерно с Дельты очень красивое, правильное и четкое. Крупинка к крупинке. В то время, как зерно Тимакса грубое, размытое, неодинаковое и некрасивое.


Следующий эксперимент я планирую ставить над пленкой Ilford PanF+. Кстати, люди из форума на АПУГ подобным образом обрабатывают только эту пленку.


P.S. Пленки, обработанные в проявителе AFC, рецепт которого приведен в начале этой ветки, так же обладают очень высокой краевой резкостью. При этом зерно пленок чувствительностью 400 ед. стремится к зерну 100-ок, обработанных, например, в D-76. Визуально же (по плотности) пленки, обработанные в AFC, очень похожи на пленки, обработанные в Родинале 1:150 - 1:200.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Абсолютно аналогичный результат при пуше в родинале 1 к 50. Негатив не сильно плотный-на вид жиденький по сравнению с метол-аскорбиновым проявителем, вуаль маленькая. Контурная резкость высокая. Сканером тянутся все детали.
Метол-аскорбиновы проявитель дает нитевидные кристаллы серебра - тоесть он зерна в сущности не уменьшает, но поперек волокон ФПМ на снимке сщественно увеличивается. На некоторых кадрах Т400Макс видны дизентерийные палочки. На ФН250 значительно лучше - больше колбочек. Это при пуше до 1600-3200. На номинале действительно гладкая картинка похожая на фотошопный гаусс.
Еще как мне кажется в аскорбине идет активнее физическое проявление за счет комплексных соединений серебра с изоаскорбиновым натрием. После пряовки одной пленки заметная взвесь микрокристаллов серебра в растворе появляется.

Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Про Выравнивающее проявление, Мелкозернистое проявление, Резкостное проявление, а также про Д-23
Часть 3.1 Д-23.


Про Д-23.

Ещё раз напоминаю рецепт Д-23:

Метол – 7,5гр.
Сульфит натрия безводный – 100гр.
Вода дист. – до 1 Л

Этот рецепт является тоже весьма старым и «заслуженным», первые сообщения о метол-сульфитных проявителях подобного простейшего состава появились ещё в 30-х годах 20-го века. Однако, тогда они не привлекли заметного внимания и не приобрели доверия. Но в 1944 году фирма Кодак выпустила этот широко ей испытанный и разрекламированный рецепт. Заявленные особенности его работы следующие: весьма сильное выравнивающее действие, чрезвычайно хорошее разделение светОв изображения, высокая сохраняемость,
мелкозернистость, отсутствие опасности перепроявления, простота и доступность.
Разберём теперь, какие реальные свойства имеет этот проявитель, чем и как они обусловлены. В его рецепте полностью отсутствует внесение какой-либо щёлочи, её отсутствие замещается слабощелочными свойствами Сульфита натрия, который в 10 % растворе обеспечивает рН около 8,0-8,6 (небольшая примесь Соды всегда присутствует в Сульфите, поэтому рН и находится в некоторых повышенных пределах). Таких значений рН уже достаточно для активации Метола, появления у него слабых проявляющих свойств. Но работает он ещё достаточно вяло, поэтому стало возможно обойтись без добавления противовуалирующего вещества, зато контраст мал и выравнивающее действие получается действительно очень хорошим. А для получения достаточных кроющих свойств и «густоты» тональных переходов Метол введён в значительном количестве, превышающем обычно используемые концентрации. При работе этого проявителя на экспонированных участках в процессе проявления образуется бромистоводородная кислота, но рН местно снижается не до такой сильной степени, как для Д-25. Однако её появление эквивалентно местному внесению Бромистого Калия, и проявление на участках сильно экспонированного слоя тормозится, степень этого замедления пропорциональна количеству света, попавшего на участок фотослоя. Таким образом, получается пропорциональная отрицательная обратная связь, и чем сильнее экспонирован участок фотослоя, тем сильнее это замедление, и тем больше получаемая на нём плотность отличается от той, которая могла бы быть достигнута. То есть, на участке больших экспозиций характеристическая кривая фотоматериала, обработанного в Д-23 начинает идти не линейно, а полого загибаться, мягко уменьшая контраст с увеличением экспозиции, это получается хорошо известная (напр. по «Фотошопу») S-образная кривая. Тогда, там, где при применении обычных проявителей характеристическая кривая выходит на плоский участок (в насыщение), т.е. дальнейшее увеличение экспозиции уже не приводит к увеличению плотности достигаемого почернения, применение Д-23 будет ещё долго позволять отображать увеличение экспозиции. А ещё МЕСТНОЕ замедление проявления из-за выделения бромистоводородной кислоты приводит к заметному уменьшению зернистости, и сильнее это уменьшение именно в плотных местах изображения, где зернистость обычно наиболее сильна и сразу бросается в глаза. Таким же образом, заметно снижается опасность перепроявления при увеличении времени обработки сверх оптимальной, т.к. светА дальше практически не проявляются и их плотность не растёт.
Малая щёлочность раствора способствует слабому его окислению кислородом воздуха; а высокая концентрация Метола и Сульфита натрия приводит к тому, что даже частично окисленный проявитель мало изменяет свои свойства. Следовательно, этот проявитель действительно хорошо сохраняется.
Таким образом, заявленные свойства проявителя должны соответствовать особенностям его реальной работы. Разберём теперь нюансы его практического применения. Начнём с приготовления раствора. Сульфит Натрия желательно применять достаточно чистый, желательно квалификации не ниже «ЧДА». Однако, вполне возможно применять и Сульфит Натрия марки «Фото А», который считается пригодным для приготовления выравнивающих мелкозернистых проявителей, и нормирован по содержанию Соды. Небольшое количество внесённой Соды только несколько повышает общую активность проявителя (может потребоваться небольшое сокращение времени обработки), но все характерные особенности работы Д-23 сохраняются. Аналогично, при необходимости возможно внесение Трилона Б в количестве до 1 гр\л, с возможным небольшим увеличением времени обработки; но воду лучше брать дистиллированную. Порядок приготовления не отличается от обычного для Метоловых проявителей: сначала в тёплой (около 40С) воде (в количестве 3\4 от окончательного объёма раствора) растворяется Трилон Б (при его применении), потом примерно 1\20 часть навески Сульфита, потом весь Метол. После полного растворения Метола вводят оставшийся Сульфит, растворяют его, и после охлаждений раствора доводят его объём до расчетного. Проявитель готов! Им можно пользоваться практически сразу после приготовления, хотя лучше дать ему некоторое время постоять и отфильтровать его. При пользовании неразбавленным стоковым раствором для большинства плёнок время проявления составляет около 8-10 минут, и обычно находится в пределах 7-12 минут. Перемешивание применяется весьма умеренное: непрерывно первые полминуты, а потом по несколько (3-7) секунд каждые 0,5-2 минуты; к концу обработки перемешивание можно ещё несколько ослабить. В 1 литре стокового раствора можно обработать 6-8 плёнок (до 10, если с некоторым увеличением времени обработки). Неиспользованный сток может храниться в воздухонепроницаемой (лучше стеклянной) посуде, заполненной полностью «под пробку», стоящей в прохладном тёмном месте до полугода и более. Частично использованный раствор (использованный больше, чем на половину ресурса лучше не хранить!) в посуде «под пробку», или свежий раствор в наполовину заполненной посуде с воздухом может хранится до нескольких месяцев. Но при использовании таких растворов лучше произвести предварительные пробы, при значительном снижении активности этот проявитель визуально не изменяется, напр. не темнеет!
Но лично я использую этот проявитель практически исключительно в разбавленном виде. В таком случае, получается большое удобство в работе (развёл заранее заготовленный сток, который может долго храниться, и можно проявлять), экономичность (для обработки одной плёнки достаточно 100 млл стока), качество и стабильность результатов (рабочий раствор используется однократно). В общем, неплохая функциональная замена Родинала.
При разбавлении в первую очередь усиливается выравнивающее действие, обычно даже несколько улучшается мелкозернистость. Обычно используемое мной разбавление 1+2 (реже 1+4 и другие). Такое разбавление встречается редко, однако в данном случае оно оптимально по многим параметрам. Во первых, разбавляя 100 млл стока, получаем порцию одноразового рабочего раствора в 300млл, что оптимально для большинства типов проявочных бачков. Во вторых, выравнивающее действие лучше, чем у стока и у разбавленного 1+1 проявителя. В третьих, не теряя (а обычно даже несколько улучшая) мелкозернистых свойств (механизм работы становится более похожим на Д-25), проявитель приобретает и некоторые РЕЗКОСТНЫЕ свойства, и такой оптимум достигается для Д-23 именно при разбавлении 1+2. И в третьих, приобретается чрезвычайная пластичность контрастных свойств в зависимости от режима перемешивания.
Вообще, режим перемешивания для выравнивающих проявителей всегда сильно влияет на степень проявления и контраст. Когда перемешивание очень сильное, то на сильноэкспонированных участках проявление идёт достаточно бурно, но потом оно не тормозится выработкой компонентов проявителя и местным накоплением Бромидов, так как всё новые порции свежего проявителя непрерывно подаются к этим участкам, смывая отработанный проявитель. Особенно сильным эффект будет для тонкослойных плёнок. Тормозится же проявление начнёт только тогда, когда ВЕСЬ используемый объём проявителя станет заметно истощён, и это будет примерно одинаковым уже для всей плёнки.

Продолжение следует.

Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Про Выравнивающее проявление, Мелкозернистое проявление, Резкостное проявление, а также про Д-23
Часть 3.2 Д-23.


Итак, конкретные рекомендации по применению Д-23. Его реальные достоинства следующие:
Максимальная простота рецептуры, содержащей наиболее распространённые фотореактивы, что делает его наиболее простым и пригодным для самостоятельного приготовления.
Отличное выравнивающее действие, чрезвычайно хорошее разделение светОв изображения.
Высокая мелкозернистость и резкость получаемого изображения одновременно.
Очень хорошая сохраняемость.
Высокая пластичность выравнивающих и контрастных свойств.
Высокая повторяемость результатов.
Существенный недостаток – практическая непригодность для «вытягивания» чувствительности – ПУШ процесса.
Сначала по применению стокового раствора. Считаем, что необходимо некоторое «среднее» (для этого рецепта) выравнивающее действие, несколько пониженный, но близкий к нормальному контраст, мелкозернистость, хорошее разделение светОв. Тогда режим перемешивания будет следующим: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное интенсивное перемешивание, потом с начала первой минуты и до начала третьей минуты через каждые 30 секунд по 4-7 секунд, с начала третьей минуты и до начала пятой минуты через каждую минуту по 3-5 секунд, с начала пятой минуты и до конца обработки каждые две минуты по 3-5 секунд. Например, если требуемое время проявки плёнки составляет 8 минут, то перемешивание будет производится в следующие моменты времени от начала проявления:
0-30 сек. непрерывно,
60-65 сек. непрерывно (1-я минута),
90-95 сек. непрерывно,
120-125 сек. непрерывно (2-я минута),
150-155 сек. непрерывно,
180-184 сек. непрерывно (3-я минута),
240-244 сек. непрерывно (4-я минута),
300-304 сек. непрерывно (5-я минута),
420-424 сек. непрерывно (7-я минута).
При таком режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:

Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 8 минут
Delta 400 Pro (как 400 единиц) – 8 минут
FP4+ (как 100 единиц) – 7 минут
HP5+ (как 400 единиц) – 8 минут
Pan F+ (как 50 единиц) – 7 минут
Plus-X [125PX] (как 100 единиц) – 7 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 8 минут
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 10минут
Tri-X 400 [400TX] (как 400 единиц) – 9 минут
APX – 100 (как 50 единиц) – 7 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 100 единиц) – 7 минут
APX – 400 (как 200 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 400 единиц) – 9 минут
Фомапан100 (как 50 единиц) – 7 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 8 минут
ФН-64 (зависит от партии) – 6-10 минут

Ещё раз напоминаю, что времена обработки являются приблизительными, они зависят от интенсивности перемешивания (в рекомендованные моменты времени), свойств эмульсии конкретной партии плёнки, ёмкости и типа бачка, истощенности проявителя. Желательно, перед началом регулярной работы с Д-23 произвести тестовую обработку экспопроб (сделанных на планируемых к использованию материалах), и подогнать режим точно «под себя». Впрочем, такая рекомендация хороша для начала работы с любым незнакомым проявителем (да и фотоматериалом).
При необходимости увеличить контраст можно усилить перемешивание, сделав его чаще и дольше. В пределе, можно проводить перемешивание через каждые 30 секунд сеансами по 10 секунд, тогда время проявления сократится на 15% - 30 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания. Рост контраста будет весьма заметным. А вот при желании получить максимальное (для стока) выравнивающее действие (и разделение светОв!), перемешивание минимизируется, сеансы становятся следующими: первые 10-15 секунд непрерывно после погружения материала, 4-7 секунд через 2 минуты после погружения материала, и 3-5 секунд через 5 минут после погружения материала. Время проявления, соответственно, увеличивается на 10% - 25 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания.
Но бОльшего выравнивания можно достигнуть, применяя разбавления стокового раствора. При любом разбавлении рекомендуется, чтобы на каждую плёнку приходилось не менее 100млл стока!
При разбавлении 1+2 рекомендуемый режим перемешивания следующий: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное перемешивание, потом на 3 минуты перемешивание 15-20 секунд, потом на 7 минут перемешивание 10-15 секунд, и потом на 15 минут перемешивание 7-10 секунд; всего 4 сеанса за всё проявление. При таком разбавлении, режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:

Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 21 минута
FP4+ (как 100 единиц) – 22 минута
Pan F+ (как 50 единиц) – 18 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 22 минуты
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 24 минуты
APX – 100 (как 50 единиц) – 20 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 23 минуты
APX – 400 (как 400 единиц) – 24 минуты
Фуджи Neopan
100 Acros (как 100 единиц) – 24 минуты
Фомапан100 (как 50 единиц) – 20 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 23 минуты
ФН-64 (зависит от партии) – 20-24 минуты

Усиление и ослабление перемешивания (с соответствующей коррекцией времени обработки), как и в предыдущем случае влияет на контраст и выравнивающее действие. Причём при таком разбавлении это влияние наиболее сильное, свойства очень пластичны.
А при очень сильной агитации (например, первую минуту непрерывно, а потом каждую минуту или даже полминуты) даже у такого "жиденького" состава получаются сильные контрастные свойства, разделение светОв несколько ухудшается, время надо заметно уменьшать (минут до 14-20) - иначе перепрояв и угольно-черные светА. Но иногда и это бывает нужно и полезно.
При разбавлении 1+4 выравнивающее действие ещё усиливается, контраст уменьшается. Мелкозернистость изменяется незначительно, отчётливо появляются заметные резкостные свойства. Режим перемешивания как и для предыдущего случая, но добавляется ещё один сеанс на 25 минут, его длительность около 5-10 секунд. Время проявления почти всех плёнок для такого разведения лежит в пределах 28-45 минут. Влияние режимов перемешивания несколько слабее, чем в предыдущих случаях, а при заметном усилении перемешивания наблюдается интересный эффект – некоторое увеличение контраста сопровождается некоторым падением достигаемой светочувствительности, которое почти не компенсируется увеличением времени обработки. Возможно, это связано с интенсивной выработкой проявляющего вещества и быстрым общим закислением раствора.
Некоторые другие конкретные рекомендации по временам и режимам проявления в этом проявителе можно найти здесь:

http://www.digitaltruth.com/devchart.html

П.С. Ранее в нашей стране Д-23 выпускался под названием "Метол-Сульфитный", расфасовка была на 0,3 (0,35?) литра стока. В маленьком пакете было 2,6 грамма Метола, в большом - 32 грамма Сульфита Натрия безводного. Такую пачку сразу можно разводить на 1 литр, и получается рекомендованное разведение 1+2 ;) .
Интересны мнения, отзывы и опыт тех, кто тоже работал с этим рецептом.
Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Поделюсь своим опытом обработки пленок в Д-23.

Немного не согласен с Алексеем по поводу того, что Д-23 является неплохой заменой Родиналу. На мой взгляд, Родинал - великолепный проявитель. Только его нужно правильно применять. Лучше всего его использовать с мелкозернистыми пленками (25-100 ед.). Я специально берегу пузырек Родинала до лета, когда наконец-то можно будет снимать на пленки такой чуствительности без штатива.
А вот то, что Д-23 - хорошая замена Д-76 - это, мне кажется, бесспорный факт.
Простота рецепта (всего два химиката), связанная с этим дешевизна, хорошая сохраняемость стока, малая опасность перепроявления - все это говорит в пользу Д-23. Единственный небольшой недостаток - малопригодность для пуша.

В Д-23 я проявлял Фома 400 и Ilford FP4+, экспонированную как 125 и 200 ед (одна ступень пуша).
Сток Д-23 я разводил 1:2, время проявки как и рекомендует Алексей. Агитация - первые полминуты непрерывно, потом пару переворотов раз в три минуты.
Высокочуствительные пленки (400 ед.) я все же рекомендовал бы агитировать почаще (раз в две минуты). Это связано с тем, что они обладают меньши м контрастом, нежели пленки 25-125 ед. А вообще, лучше всего агитацию подобрать самому в зависимоти от контрастности сцены при съемке и испоьзуемой бумаги и реактивов при печати. Для сканирования, по моему, контрастность (в разумных пределах) получаемых негативов не так принципиальна.
Пушированную FP4+ я проявлял 24 минуты, непушированную - 20 минут.
По сравнению с Д-76, Д-23 дает несколько меньшее зерно (но не такое маленькое, как сверхмелкозернистые проявители), несколько лучшую контурную резкость (но не такую, как Родинал), пожалуй, сравнимое выравнивание и значительно лучшую проработку в светах. Таким образом, даже с сильно переэкспонированного негатива удастся хоть что-то - да вытащить. На Фома 400 я случайно сильно "пережег" один из кадров. Негатив выглядел практически черным. Изображение только угадывалось. При печати удалось получить приемлемое качество. Естественно, переэкспонирование повлекло за собой сильное увеличение зернистости и некоторую потерю полутонов.
Как правильно пишет Алексей, Д-23 плохо подходит для пуша. Это происходит из-за того, что теряются детали в тенях изображения. Со светами и полутонами особых проблем не наблюдается. Сильного роста зернистости тоже вроде-бы нет. Так что если вы готовы жертвовать тенями - Д-23 можно применять и для пуша. Но не более одной ступени. И лучше все же это делать на пленке с большой фотоширотой.
Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Здравствуйте!

Вопрос к знающим людям. Что значит в обозначении реактивов "высший сорт"? К какой категории он принадлежит, если сравнивать с известными мне: "технич.", "фото", "Ч", "ЧДА", "ХЧ".

Спасибо!
Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Здравствуйте!

Неоднократно встречал мнение, что для применения в проявителях необходимо брать глицин - именно марки "фото".

Скажите. чем такой глицин может отличаться от обычного глицина марки "ч" или "чда" (естественно - химреактив, а не таблетки из аптеки)?

Спасибо!
Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Владимр, я прошу прощения, но у меня полный цейтнот.
На Ваши вопросы постараюсь обстоятельно ответить завтра.
Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Скажите, а какими общими методами можно повысить контурную резкость при пуше? Читаю, Родинал для пуша не очень...
Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов

Сначала вдогонку по Д-23.
Я конечно не имел в виду, что этот рецепт повторяет свойства Родинала. Родинал вообще ОЧЕНЬ своеобразная штучка, он ведь представляет собой комбинацию очень сильной, но имеющей очень малую буфферность едкой щёлочи и малоактивного особомелкозернистого проявляющего вещества. Поэтому, при разных степенях разбавления он имеет широкий спектр действий: при малых разбавлениях, когда щёлочность очень велика и есть заметная буфферность (за счёт высокой концентрации щёлочи) он работает контрастно; при больших разбавлениях , когда щёлочность и буфферность заметно ниже он работает выравнивающе и мелкозернисто; а при очень больших разбавлениях он работает выравнивающе и резкостно.
А Д-23 это классически скомпонованный рецепт, с обычным проявляющем веществом. Но его свойства тоже очень сильно зависят от разведения, а также от агитации; простота и относительная доступность необходимых реактивов, а также высокая сохраняемость, свойственные ему (и прочие вышеописанные удобства и положительные качества), делают его неплохой ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ заменой Родиналу. Т.Е. он может с успехом использоваться как «регулярный удобный» проявитель, качественно работающий и обладающий широким спектром действий. Именно всё это я и имел в виду.

Про реактивы.
Степени очистки химических реактивов (по возрастанию очистки) расположены так:
Техн (Технический)
ч (Чистый)
чда (Чистый Для Анализа)
хч (Химически Чистый)
осч (ОСобо Чистый).
Определяющим для квалификации является содержание основного вещества.
Все реактивы, имеющие сортность или МАРКУ (напр. «ФОТО» ;) ), как правило предназначены для специальных применений, и изгототовляются по специфическим ТУ. Они могут совершенно не соотноситься с общехимическими степенями очистки – по некоторым позициям, важным для конкретного применения, они могут быть чрезвычайно чистыми, а по другим (неважным) – нет (например, «Пишевые» очень жестко нормируются по тяжелым металлам). Все реактивы марки «Фото» пригодны для составления всех фоторастворов, в которых они только могут применяться, но отдельный вопрос тут с Сульфитом Натрия. Сульфит Натрия Безводный «Фото» существует двух марок: «А» и «Б». Они различаются нормировкой по примеси Соды, в марке «А» не боле 0,15% а в марке «Б» не более 0,5%. При этом марку «Б» не рекомендуется применять для выравнивающих мелкозернистых проявителей с малой буфферностью. Оно и понятно, приготовив Д-76 на «Б» получим внесение около 0,5 гр\л Соды, что почти эквивалентно внесению лишнего грамма Буры, тогда при работе без предварительных проб получим заметный перепрояв. А вот если готовить СТ-2, где Соды около 6 гр\л, то ошибка получится менее 10%, что бывает просто и при взвешивании, в таком случае это неопасно. А при приготовлении СТ-1, где Соды 20гр\л, ошибка совершенно пренебрежительна. Но вообще, чем более ответственен раствор, чем более специфичны его свойства, тем более чистые реактивы стОит применять. Так Гидрохинон низких сортов лучше применять для бумажных проявителей, а не для Микрофена. Из «химических» квалификаций безусловно пригодны все реактивы со степенью очистки «ЧДА» и выше, а часто можно применять и меньшие степени очистки (например, для бумажных проявителей техническую Кальцинированную Соду из хозмага).
Про Глицин марки «Фото». Тут часто бывает просто путаница, вызванная одинаковостью названий. Есть простейшая аминокислота, глицин (аминоуксусная кислота), она продаётся в аптеках в таблетках. А есть проявляющее вещество Глицин (содержашее такую же группу и бензольное кольцо с прибамбасами), совершенно другое вещество. И когда уточнялось, что глицин марки «Фото», то имелось в виду, что брать надо именно проявляющее вещество, а не аминокислоту. Если Вы добыли именно проявляющее вещество с химической квалификацией «Ч» или «ЧДА», то его с успехом можно применять в фотографии (ээ-х, мне бы добыть, запасы Глицина «Фото» тают очень быстро…).
Контурную резкость можно повысить применяя заметно разбавленные мелкозернистые традиционно скомпонованные (около 100 гр\л Сульфита, около 4-8гр\л проявляющих веществ) проявители (с разбавлениями 1+2, 1+3 и более) и МИНИМИЗИРОВАВ ещё при этом агитацию. Но если нкжен ещё и ПУШ, то это нелегко, придётся точно жертвовать мелкозернистостью и мириться с повышенным контрастом. Попробуйте Микрофен при 1+3., времена проявления и режимы агитации приводчтся изготовителями, но надо экспериментировать с увеличением времени и уменьшением агитации против рекомендованных.
Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Aleksiy, спасибо за ответ!

Не особо силен я в химии... Могли бы Вы посммотреть вот такой глицин является именно тем, "нашим" глицином или его нельзя использовать в фотографии:

Кислота аминоуксусная (глицин)
C2H502N
Гост 5860-75. Марка "ч".

Спасибо!
Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
от:Владимир Домашко
Aleksiy, спасибо за ответ!

Не особо силен я в химии... Могли бы Вы посммотреть вот такой глицин является именно тем, "нашим" глицином или его нельзя использовать в фотографии:

Кислота аминоуксусная (глицин)
C2H502N
Гост 5860-75. Марка "ч".

Спасибо!
Подробнее

Мда-а, похоже ошибся я...
Думал, что "фото" - это просто степень очистки...
Уже заказал, радостный, тот самый глицин C2H502N, а вот сейчас поискал в инете и вот что нашел:
[quot]Глицин «Фото»; n-гидроксифениламиноуксусная кислота; N-(n-гидроксифенил) глицин

НОС6H4NНСН2СООH; (глицин, стабилизированный дисульфитом натрия) [/quot]
и вот:[quot]
Братцы (я так понимаю поклонники Атомала-Ф или А-49)! Глицин-фото, это совсем не та самая аминокислота (аминоуксусная). Марку глицин-фото ввела в обиход фирма Агфа. У ORWO его маркировка была G-141. У нас в стране глицин-фото. Его правильные названия по различным номенклатурам: n-гидроксифенилглицин или n-оксифениламиноуксусная кислота. (N-(4-гидроксифенил)-глицин. Это совсем не то, что просто аминоуксусная кислота не путайте! И главное не позволяйте путать себя. Глицин-фото мало растворим в воде (растворяется в щелочи) Используется в негативных проявителях для повышения их резкостных свойств - за счет увеличения доли физического проявления. Используется при приготовлении физических проявителей. Проявители хорошо сохраняются, но сильно чувствительны к накоплению ионов брома - предпочтительно использовать одноразовые растворы. Из личного опыта, необходим очень чистый сульфит натрия в свое время во время учебы в институте брали ХЧ, с ЧДА и ФОТО получался обычный метоловый проявитель. [/quot]

Дома лежит справочник Журбы, там тоже посмотрю...
Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов

Фотобумаги и их обработка
ЧАСТЬ 1. Про ОРВО-105.


Итак, Вами получены ЧБ негативы, и теперь Вы хотите сами их отпечатать. Вы начинаете печать, и обнаруживаете, что отпечатки получаются слишком контрастные. Это, увы, ОЧЕНЬ распространённый случай. Причин может быть множество: слишком контрастные вследствие перепроява негативы (что бывает очень часто), контрастный объект съёмки, слишком контрастная бумага, неподходящий для бумаги проявитель. Последний случай встречается довольно часто с бумагами немецкого и чешского производства (Агфа и Фома), которые в нашем СТ-1 (Чибисова) дают контраст на ступень-полторы больше, чем заявлено по номиналу. В решении этих проблем может легко помочь известный и заслуженный проявитель ORWO-105. Этот проявитель работает мягко, обеспечивает очень богатую, «густую» передачу полутонов, но даёт хорошую проработку максимальных почернений – позволяет получать «сочные» отпечатки. Кроме того, он работает очень чисто, без вуали, и позволяет с успехом использовать перележавшие срок хранения бумаги даже без добавления сильных антивуалентов, типа Бензотриазола. Готовится и храниться он обычно в виде 5-и кратного концентрата (разводимого 1+4), состав концентрата и рабочего раствора (в скобках) следующий:

Метол…………………………….…15гр (3гр)
Сульфит Натрия безводный………75гр (15гр)
Поташ (Калий Углекислый)………75гр (15гр)
Калий Бромистый…..……………..2,0гр (0,4гр)
Вода дист…………………………..до 1 Литра

Желательно и для приготовления растворов, и для разбавления использовать дистиллированную воду, а в концентрат даже в таком случае добавлять 1-2 гр\л Трилона Б. Но вполне допустимо применять и просто кипячёную отстоянную воду. Теперь особенности приготовления концентрата. Берётся 1,5Л широкогорлая
банка (чистая!), делается на ней отметку на 1,0Л (мензуркой 1 Л воды наливается, н полученный уровень отмечается куском изоленты). Из отдельных реактивов
отвешивается 10 гр Сульфита. Растворяешь этот сульфит в банке в 0,7-0,8Л воды с
температурой 45-50С. Воду лучше взять дистиллированную (пластиковую бутылку
с дист. Водой можно не открывая подогреть в бытовой СВЧ печке), и на крайний случай -
кипячёную (тогда перед сульфитом практически обязательно растворить Трилон Б). Когда сульфит растворился, высыпать в
банку всю навеску Метола. Начать аккуратно но энергично
помешивать в банке стеклянной палочкой (или любым другим подходящим инертным
неразмокающим предметом), необходимо раздавливать и разбивать комки Метола,
чтоб он успел раствориться, пока вода не остыла. Метол растворять ОЧЕНЬ
тщательно! Малейший нерастворённый комочек (и даже случайно упавшая потом
пылинка Метола) может потом испортить раствор! После полного растворения
Метола всыпать в раствор последовательно остатки навески Сульфита (65гр), потом Поташ, потом Бромистый Калий. Каждое последующее вещество вводить только после полного растворения предыдущего, особенно это важно в данном случае для Метола. Довести объём раствора до 1,0 литра, добиться полного растворения
реактивов. Накрыть банку крышкой, дождаться пока температура раствора упадёт
до 24-27С. Добавить в раствор 10млл этилового спирта или 25млл водки,
проверить общий объём, после охлаждения до комнатной температуры (18-22С) при необходимости долить воды до 1,0 Л. Раствор НЕ фильтровать!
Для использования концентрат разбавляют от 1+4 и даже до 1+6 (когда нужна ещё бОльшая мягкость), время проявления любых фотобумаг в пределах 1-2 минуты.
Т.е. 0,2 литра разбавляется до 1,0 Л (можно и до 1,5Л включительно, если
надо помягче). Оптимальное время проявления (при 1+4) для пластиковых бумаг
составляет 75-105 секунд, для баритовых 90-130 секунд; при истощении
раствора можно его плавно увеличивать. В 1Л рабочего раствора первые
признаки истощения начинаются после 12-15 листов 18х24, оптимально делать
20-22 листа, предел же использования 27-30 листов. Нет проявитель будет и
дальше работать, но уже достаточно замедленно, из мягкого станет нормальным,
несколько ухудшится кроющая способность.
Возможные вопросы и трудности. Этанол добавляется, чтобы Метол не выпадал в осадок,
т.к. при такой концентрации Метола и Сульфита по Метолу раствор
перенасыщенный. Через некоторое время в концентрате может появиться тёмная
хлопьевидная муть, раствор может быть заметно окрашенным - это не страшно, не
обращайте внимания. А вот если через несколько часов или даже суток после
приготовления в растворе на дне ёмкости начнут появляться белёсые нитевидные
кристаллы, то это очень плохо, значит Метол пошёл-таки кристаллизоваться.
Можно попробовать прогреть раствор концентрата на водяной бане несколько
часов градусов до 60-65; можно растворить весь концентрат до рабочей
концентрации, но храниться он тогда значительно хуже - свежеразведённый
не пользованный рабочий раствор в заполненной под пробку ёмкости живёт около
месяца. Концентрат же в оптимальных условиях (герметичная упаковка с минимальным количеством воздуха над раствором, прохладное тёмное место) легко храниться несколько месяцев, до полугода и более.
Если же готовится сразу рабочий раствор, то можно просто следовать обычным правилам приготовления Метоловых проявителей.
Современные отечественные ЧБ фотобумаги от Славича, по некоторым данным, являются лицензионными вариантами Агфы, и тоже перестали «любить» СТ-1, в нём они теперь получаются жестко и контрастно, так НОРМАЛЬНАЯ бумага Унибром (N3) получается примерно как КОНТРАСТНАЯ (N4-N5), а применение ОРВО-105 позволяет оставаться ей нормальной-полумягкой (N2-N3). Отлично получаются в этом проявителе и мультиконтрастные бумаги разных производителей.
К рабочему раствору ОРВО-105 можно, в случае необходимости, прибавлять 1 гр\литр Гидрохинона, тогда чуть-чуть возрастает контраст, улучшается кроющая способность и примерно на 50% возрастает ресурс.
Следующий пост выложу с детальным разбором свойств фотобумаг и проявителей для них. Кто работал с ОРВО-105, тот наверняка подтвердит отличные свойства этого проявителя; просьба написать свои впечатления о нём и выявленные нюансы работы.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Для первой пробной печати (несколько месяцев назад) я закупил пачку Славича (18х24, 100 листов нормальной матовой баритовой бумаги). Проявитель взял Фомовский, концентрат. Отпечатки с нормально проявленных негативов получились очень контрасными. Полутонов было мало. Тени валились в черноту.
Я купил Фомовскую мультиконтрастныю бумагу и все стало нормально. А Славич забросил в шкаф.
Идея снова попечатать на Славиче у меня появилась после того, как Aleksiy прислал мне в подарок набор для получения 1 л концентрата ORWO-105.
По вышеприведенной методике я развел реактивы.
В ORWO-105 Славич показал себя очень хорошей бумагой. По контрастности он стал примерно такой же, как нейтральная Фома в Фомовском проявителе. Полутона богатые. Максимальное почернение не хуже Фомовских бумаг.
Мультиконтрастная Фома в ORWO-105 получается примерно на одну ступень мягче, нежели в родном концентрате. Это надо учитывать, если в ходе печати планируется работать с разными бумагами.

Лучше всего на Славиче при его обработке в ORWO-105 у меня получаются негативы, обработанные в сильновыравнивающем проявителе, типа AFC 1:1 или Родинал 1:200. На Фомовской мультиконтрастной бумаге, при ее обработке в ORWO-105 и использованиии нейтрального фильтра при печати, хорошо выходят контрастные сюжеты (типа зимнего пейзажа), негативы с которыми обработаны в D-23 1:2.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Интересует такой вопрос: в справочнике Журбы есть рецепт D-76B. Отличие от обычного D-76 - добавлено борной кислоты 14г на литр. Все остальное без изменений.
Написано, что проявитель дает исключительно мелкое зерно. Кто-нибудь пробовал ? Подкупает доступность реализации: борную кислоту можно купить в аптеке.
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Открыл Журбу (мягкое издание 1988г. "Искусство"), нашел вариант D-76 b - он совсем другой. Там Метола и Гидрохинона по 2,5 гр., Буры тоже 2,5гр, Сульфита 100 (стр.245). Возможно, у Вас другое издание.
Но судя по всему, рецепт должен быть практически особомелкозернистым. Прочитайте в этой ветке мой пост за
11.01.2005 - там про Д-25 рассказано; механизм работы должен быть схожим. А время проявления в такой модификации будет весьма большим. Если не сложно, приведите полностью рецепт, там наверное и Буры тоже есть некоторое количество (иначе уж очень заметное снижение рН получится).
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Сверхмелкозернистое проявление. Из старых рецептов
Алексей, у меня тоже мягкое издание. Книга дома,
завтра напишу реквизиты. Но Вы ссылаетесь на проявитель D-76b (маленькая b), он действительно совсем другой, а в той же таблице есть D-76B (большая B) от стандартного D-76 он отличается толь 14г борной кислоты.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта