Про Выравнивающее проявление, Мелкозернистое проявление, Резкостное проявление, а также про Д-23
Часть 3.2 Д-23.
Итак, конкретные рекомендации по применению Д-23. Его реальные достоинства следующие:
Максимальная простота рецептуры, содержащей наиболее распространённые фотореактивы, что делает его наиболее простым и пригодным для самостоятельного приготовления.
Отличное выравнивающее действие, чрезвычайно хорошее разделение светОв изображения.
Высокая мелкозернистость и резкость получаемого изображения одновременно.
Очень хорошая сохраняемость.
Высокая пластичность выравнивающих и контрастных свойств.
Высокая повторяемость результатов.
Существенный недостаток – практическая непригодность для «вытягивания» чувствительности – ПУШ процесса.
Сначала по применению стокового раствора. Считаем, что необходимо некоторое «среднее» (для этого рецепта) выравнивающее действие, несколько пониженный, но близкий к нормальному контраст, мелкозернистость, хорошее разделение светОв. Тогда режим перемешивания будет следующим: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное интенсивное перемешивание, потом с начала первой минуты и до начала третьей минуты через каждые 30 секунд по 4-7 секунд, с начала третьей минуты и до начала пятой минуты через каждую минуту по 3-5 секунд, с начала пятой минуты и до конца обработки каждые две минуты по 3-5 секунд. Например, если требуемое время проявки плёнки составляет 8 минут, то перемешивание будет производится в следующие моменты времени от начала проявления:
0-30 сек. непрерывно,
60-65 сек. непрерывно (1-я минута),
90-95 сек. непрерывно,
120-125 сек. непрерывно (2-я минута),
150-155 сек. непрерывно,
180-184 сек. непрерывно (3-я минута),
240-244 сек. непрерывно (4-я минута),
300-304 сек. непрерывно (5-я минута),
420-424 сек. непрерывно (7-я минута).
При таком режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:
Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 8 минут
Delta 400 Pro (как 400 единиц) – 8 минут
FP4+ (как 100 единиц) – 7 минут
HP5+ (как 400 единиц) – 8 минут
Pan F+ (как 50 единиц) – 7 минут
Plus-X [125PX] (как 100 единиц) – 7 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 8 минут
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 10минут
Tri-X 400 [400TX] (как 400 единиц) – 9 минут
APX – 100 (как 50 единиц) – 7 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 100 единиц) – 7 минут
APX – 400 (как 200 единиц) – 8 минут
APX – 400 (как 400 единиц) – 9 минут
Фомапан100 (как 50 единиц) – 7 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 8 минут
ФН-64 (зависит от партии) – 6-10 минут
Ещё раз напоминаю, что времена обработки являются приблизительными, они зависят от интенсивности перемешивания (в рекомендованные моменты времени), свойств эмульсии конкретной партии плёнки, ёмкости и типа бачка, истощенности проявителя. Желательно, перед началом регулярной работы с Д-23 произвести тестовую обработку экспопроб (сделанных на планируемых к использованию материалах), и подогнать режим точно «под себя». Впрочем, такая рекомендация хороша для начала работы с любым незнакомым проявителем (да и фотоматериалом).
При необходимости увеличить контраст можно усилить перемешивание, сделав его чаще и дольше. В пределе, можно проводить перемешивание через каждые 30 секунд сеансами по 10 секунд, тогда время проявления сократится на 15% - 30 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания. Рост контраста будет весьма заметным. А вот при желании получить максимальное (для стока) выравнивающее действие (и разделение светОв!), перемешивание минимизируется, сеансы становятся следующими: первые 10-15 секунд непрерывно после погружения материала, 4-7 секунд через 2 минуты после погружения материала, и 3-5 секунд через 5 минут после погружения материала. Время проявления, соответственно, увеличивается на 10% - 25 %, по сравнению со временами для приведённого «среднего» режима перемешивания.
Но бОльшего выравнивания можно достигнуть, применяя разбавления стокового раствора. При любом разбавлении рекомендуется, чтобы на каждую плёнку приходилось не менее 100млл стока!
При разбавлении 1+2 рекомендуемый режим перемешивания следующий: первые полминуты после погружения материала в проявитель – непрерывное перемешивание, потом на 3 минуты перемешивание 15-20 секунд, потом на 7 минут перемешивание 10-15 секунд, и потом на 15 минут перемешивание 7-10 секунд; всего 4 сеанса за всё проявление. При таком разбавлении, режиме перемешивания и температуре 20С ориентировочные времена проявления для различных плёнок составляют:
Delta 100 Pro (как 100 единиц) – 21 минута
FP4+ (как 100 единиц) – 22 минута
Pan F+ (как 50 единиц) – 18 минут
TMax 100 [100TMX] (как 100 единиц) – 22 минуты
TMax 100 [TMX] (как 100 единиц) – 24 минуты
APX – 100 (как 50 единиц) – 20 минут
APX – 100 (как 100 единиц) – 23 минуты
APX – 400 (как 400 единиц) – 24 минуты
Фуджи Neopan
100 Acros (как 100 единиц) – 24 минуты
Фомапан100 (как 50 единиц) – 20 минут
Фомапан100 (как 100 единиц) – 23 минуты
ФН-64 (зависит от партии) – 20-24 минуты
Усиление и ослабление перемешивания (с соответствующей коррекцией времени обработки), как и в предыдущем случае влияет на контраст и выравнивающее действие. Причём при таком разбавлении это влияние наиболее сильное, свойства очень пластичны.
А при очень сильной агитации (например, первую минуту непрерывно, а потом каждую минуту или даже полминуты) даже у такого "жиденького" состава получаются сильные контрастные свойства, разделение светОв несколько ухудшается, время надо заметно уменьшать (минут до 14-20) - иначе перепрояв и угольно-черные светА. Но иногда и это бывает нужно и полезно.
При разбавлении 1+4 выравнивающее действие ещё усиливается, контраст уменьшается. Мелкозернистость изменяется незначительно, отчётливо появляются заметные резкостные свойства. Режим перемешивания как и для предыдущего случая, но добавляется ещё один сеанс на 25 минут, его длительность около 5-10 секунд. Время проявления почти всех плёнок для такого разведения лежит в пределах 28-45 минут. Влияние режимов перемешивания несколько слабее, чем в предыдущих случаях, а при заметном усилении перемешивания наблюдается интересный эффект – некоторое увеличение контраста сопровождается некоторым падением достигаемой светочувствительности, которое почти не компенсируется увеличением времени обработки. Возможно, это связано с интенсивной выработкой проявляющего вещества и быстрым общим закислением раствора.
Некоторые другие конкретные рекомендации по временам и режимам проявления в этом проявителе можно найти здесь:
http://www.digitaltruth.com/devchart.html
П.С. Ранее в нашей стране Д-23 выпускался под названием "Метол-Сульфитный", расфасовка была на 0,3 (0,35?) литра стока. В маленьком пакете было 2,6 грамма Метола, в большом - 32 грамма Сульфита Натрия безводного. Такую пачку сразу можно разводить на 1 литр, и получается рекомендованное разведение 1+2 ;) .
Интересны мнения, отзывы и опыт тех, кто тоже работал с этим рецептом.