Существуют у Кэнона (думаю, и у других сисетем) зумы (трансфокаторы) с постоянной светосилой на всех фокусных.

Рассмотрим знакомый мне 24-70. За счет чего у него постоянная светосила? Оптическая схема с выдвигающимся хоботом по-любому не может быть постоянной светосилы. Так, посмотрев внимательно при ярком освещении в переднюю линзу, я обращал внимание на следующее: на 70 мм все максимально раскрыто, все отверстия круглые. Но, потихоньку выдвигая хобот диафрагма (не основная; основная находится глубже намного и ее плохо видно при свете спереди в линзу) прижимается, на глаз непонятно на сколько, от пол-ступени до ступени.
Вывод - оптическая схема 24-70 примерно 2.0-2.8. Но чтобы не было конфуза ее нарочно уменьшают на коротком конце, чтобы выровнять весь диапазон к 2.8!
Далее мысль о сверх-светосильных трансфокаторах (кино и теле): имеют от 5 и до 10-12 и боле крат с постоянной светосилой, к тому же "не уезжающем" фокусом при трансе. Так вот, многие из них имеют резкое падение освещенности близко к крайнему теле. Падает резко более стопа.
