К вопросу о коротких выдержках для съемки брызг:
занимаясь понемногу
аэрофотосъемкой, я, чтобы заранее знать на каких выдержках смогу снимать и получать резкое изображение, без смаза, рассчитывал зависимость наибольшей выдержки от фокусного расстояния, высоты и скорости полета, формата кадра и размера так называемого "кружка нерезкости".
Потому что можно, конечно, поставить 1/2000 на затворе, но тогда объектив будет работать не на самой эффективной диафрагме, а часто и просто не будет достаточно света, даже в солнечный полдень. Поэтому нужно было
знать наибольший предел.
Поскольку полученные зависимости справедливы и в нашей теме, то для тех, кто интересуется съемкой на коротких выдержках и необходимыми длительностями импульсов для "заморозки" движения несколько общих выводов из формулы:
- первый, очевидный, чем выше скорость относительного смещения (в рамках темы - скорость брызг) тем короче выдержка.
- второй, тоже понятный: направление движения предметов. Наиболее критично перемещение поперёк оси объектива и менее требовательно к скорости затвора перемещение к камере и от камеры или по диагонали сцены.
- чем больше фокусное расстояние объектива или ближе дистанция съемки, тем больше масштаб изображения и, соответственно, тем короче должна быть длительность выдержки или импульса. Начиная с некоторой дистанции даже и 1/250 достаточно для получения резкого снимка. Легко проверяется съемкой удалённого пейзажа из окна электрички на полном ходу.
- чем больше допустимый кружок нерезкости или, иначе говоря, степень смаза картинки, когда картинка еще воспринимаемается как резкая, тем больше может быть выдержка.
Здесь следовало бы поговорить о том, какой смаз, во сколько пикселов, еще не воспринимается как нерезкое изображение отдельно при увеличении до фотографии 10х15 см, отдельно при рассматривании в формате 20х30, 30х45 см, при рассматривании 100% на экране и так далее.
- размер кружка нерезкости (и как следствие - наибольшая допустимая выдержка/длительность импульса) непосредственно зависит от условий рассматривания конечного изображения и увеличения исходной картинки. Картинка на биллборд может быть менее резкой, чем фотография 10х15, потому что биллборды рассматриваются с дистанции в несколько метров или десятков метров. Для фотопленки и кадра 24х36 мм ранее был принят для расчетов диаметр кружка нерезкости равный 0,02 мм. Для кадра 6х6 см диаметр кружка нерезкости считался равным 0,03 мм. Исходят эти числа из того, что кадр 24х36 мм увеличивается в среднем в 5 раз до формата 13х18 см и при рассматривании фотографии на расстоянии нормального зрения в 25 см, две точки на отпечатке 13х18, расстояние между которыми меньше 0,1 мм, воспринимаются слитно. И фотография воспринимается в целом как резкая, если смаз тоже не выходит за 0,02 мм на негативе 24х36 мм.
Поскольку диаметр кружка нерезкости - параметр эмпирический и субъективный,
прошу тех, кто имеет опыт съемки на коротких выдержках, в рамках темы
высказаться о допустимом размере смаза в пикселах, учитывая, что на разных матрицах размеры пикселов отличаются.
К чему все эти длинные фразы?
А к тому, что не всегда нужен "Графит" для получения требуемого эффекта. Можно не тратить свою жизнь на сверхдорогую игрушку. :)
Фотография - техническое искусство и успеха в ней можно добиться только понимая особенности фотографических явлений и зная технические возможности имеющейся в распоряжении техники.