Работы детей и авторское право

Всего 69 сообщ. | Показаны 1 - 20
Работы детей и авторское право
Здравствуйте !

В настоящее время становится всё более популярным среди детей школьного возраста выполнение фотоколлажей (на одной фотографии может находиться 10-30 отдельных фотоизображений). Выполняться подобные работы могут по различным школьным предметам. Ребёнок определяет тему (рождается у него какая-то идея), осуществляет подбор информации, компонует её на холсте … и отдаёт в печать. Понятно, что очень много информации для выполнения таких работ дети берут из сети, при этом информацией в большинстве случаях являются фотоизображения конкретных авторов. То есть, для выполнения подобных работ требуется и программа и материал (отдельные изображения).
Вопрос о бесплатной программе для выполнения подобных работ решается просто – можно использовать графический редактор Artweaver. Он бесплатный, русифицированный, можно сказать упрощённый вариант Фотошопа. С программой всё ясно, а как быть с материалом для подобных работ ? Ведь понятно, что согласовывать возможность использования фотографий со всеми авторами для детей просто не реально, при этом, указывать авторство на каждом изображении или ссылки на сайты также проблематично.
Вопрос: Делая подобные работы, дети нарушают права авторов ?
Re[Василий_]:

от:Василий_
Здравствуйте !

В настоящее время становится всё более популярным среди детей школьного возраста выполнение фотоколлажей (на одной фотографии может находиться 10-30 отдельных фотоизображений). Выполняться подобные работы могут по различным школьным предметам. Ребёнок определяет тему (рождается у него какая-то идея), осуществляет подбор информации, компонует её на холсте … и отдаёт в печать. Понятно, что очень много информации для выполнения таких работ дети берут из сети, при этом информацией в большинстве случаях являются фотоизображения конкретных авторов. То есть, для выполнения подобных работ требуется и программа и материал (отдельные изображения).
Вопрос о бесплатной программе для выполнения подобных работ решается просто – можно использовать графический редактор Artweaver. Он бесплатный, русифицированный, можно сказать упрощённый вариант Фотошопа. С программой всё ясно, а как быть с материалом для подобных работ ? Ведь понятно, что согласовывать возможность использования фотографий со всеми авторами для детей просто не реально, при этом, указывать авторство на каждом изображении или ссылки на сайты также проблематично.
Вопрос: Делая подобные работы, дети нарушают права авторов ?

Подробнее

Да. Дети нарушают авторское право, но до определённого возраста юридическую ответственность за них несут родители. То есть данные гражданские правоотношения в области авторских прав в большей степени затрагивают ответственность перед законом родителей, а не самих детей.

Собственно, если нормальный родитель с детства воспитывает ребёнка и говорит, что красть что-то из магазина или у товарища в доме нехорошо, то почему он не должен прививать те же правила в отношении других гражданских правоотношений? Потом, когда ребёнок вырастет, уже поздно будет его учить закону. С детства внушайте ребёнку о вреде копирайта, об авторском праве, о праве собственности, учите ребёнка уважать чужой труд.

p.s. простой пример: у соседа растёт мальчик Петя и девочка Ира, которые с детства научились использовать чужие работы, размещённые в интернете. Дети выросли, и вот Петя и Ира стали акулами рекламного бизнеса. Им потребовался срочно фотоматериал, а тут на Фото.ру Вы как раз разместили свои фотографии... Они не долго думая их копирнули и забабахали классную рекламу, получив при этом огромную кучу денег. В итоге Вы остаётесь при своих интересах (нарушенных правах), а Петя с Ирой с деньгами. Причём, в суде они будут говорить "А мы не знали, что нельзя использовать чужие фотографии, мы с детства так делаем" и пускают сопли со слезами, чтобы их простили, несчастных. Конец.
Re:
С детства внушайте ребёнку о вреде копирайта


Re[Василий_]:
от: Василий_
Вопрос: Делая подобные работы, дети нарушают права авторов ?

До тех пор пока они не продают свои произведения, их (и их родителей) никто не привлечет к ответственности.
Re[Василий_]:
от: Василий_
Вопрос: Делая подобные работы, дети нарушают права авторов ?


А не судьба почитать законодательство?

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав состоит в воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужого произведения без согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностью или частично гонорара; противозаконном опубликовании произведения с внесенными в него без согласия автора изменениями, дополнениями или сокращениями; противоречащем закону переиздании произведения без согласия автора.

Далее еще более конкретно.

Коллаж это производное произведение, соответственно согласно ст. 12 бывшего Закона "Об авторском праве и смежных правах" ваше право как автора коллажа будет действовать при условии, что вы получили до этого разрешение у автора фотографии.

Тем не менее, нужно обратить внимание и на нововведения из 4-й части Гражданского Кодекса РФ,
как то:
возможность создания произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (п. 3 ст. 1274 ГК РФ).

Если обобщить, то нарушением ч.4 ГК РФ будет: публичный показ либо публикация в печатных изданиях и зарегистрированных СМИ (в т.ч. и в Интернете), а также любое использование с целью получения выгоды.

Тем не менее, с точки зрения прецедентов, в судебном порядке такие дела будут рассматриваться скорее всего только в том случае, если будет нанесен значительный ущерб (или же упущенная выгода). Хотя с точки зрения законодательства нарушением является любая публичная демонстрация без согласия автора.

Еще можно попробовать доказать, что эти коллажи суть жанр пародии. :)

Хочу отдельно заметить, что в данном случае не является оправдательным аргументом то, что фотографии взяты из "свободных источников", поскольку все они так или иначе являются предметом авторских прав, о чем в поисковых системах нам напоминают ремарки вида: "Пожалуйста, не забывайте о том, что у каждой картинки есть законный правообладатель".

Да, как уже сказали, до наступления возраста гражданской ответственности (совершеннолетия) за правонарушения детей отвечают их родители или попечители.
Также вполне вероятно, что педагог, проводивший занятия, на которых имело место правонарушение, также может быть привлечен к ответственности.
Re[Василий_]:
Ктулху Фхтагн прав, хоть и он забыл о главном, не дочитал или был невнимательным.
Плюс ко всем упомянутым исключениям нарушением авторских прав может не признаваться такое "заимствование", если оно было использовано в образовательных целях и т.п..
Re[цукен]:

от:цукен
Ктулху Фхтагн прав, хоть и он забыл о главном, не дочитал или был невнимательным.
Плюс ко всем упомянутым исключениям нарушением авторских прав может не признаваться такое "заимствование", если оно было использовано в образовательных целях и т.п..

Подробнее


Да, этот момент я упустил.

Но эти образовательные цели еще надо доказать, и еще непонятно, что там будет происходить на изгибе этого дышла :)
Re[Ктулху Фхтагн]:
Что-то я со слишком большим трудом представляю себе дошедшее до суда дело "Фотограф В.Пупкин против Московской средней школы №88". ;)
Re[цукен]:
от: цукен
Что-то я со слишком большим трудом представляю себе дошедшее до суда дело "Фотограф В.Пупкин против Московской средней школы №88". ;)


Ну, видимо, автор как-то представляет, раз открывает такие топики :)
Re[цукен]:
от: цукен
Что-то я со слишком большим трудом представляю себе дошедшее до суда дело "Фотограф В.Пупкин против Московской средней школы №88". ;)

При грамотном исковом заявлении любое дело дойдёт до суда. Другой вопрос в чью пользу будет решение.
Re[Ктулху Фхтагн]:
Спасибо всем за ответы !
Но пока не всё ясно.
Вот есть статья 1273, она о чём ?

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;
3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;
4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;
5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Re[Ктулху Фхтагн]:
> Ну, видимо, автор как-то представляет, раз открывает такие топики

Открыл эту тему, чтобы разобраться в ситуации. Меня интересует всё, и установки действующего закона, и общественное мнение авторов.

Re[Василий_]:

от:Василий_
Спасибо всем за ответы !
Но пока не всё ясно.
Вот есть статья 1273, она о чём ?

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях

Подробнее


"Личные цели" - это значит, что не с целью наживы.
Т.е. любая публикация в СМИ (в т.ч. и интернет-сми) отпадает (СМИ=деньги), а также использование в рекламе и т.д.

А что касается моего личного мнения - если в какой-то школе москвы девочка с розовым бантиком возьмет из моей галереи какую-то фотографию и приклеит ее к какой-нибудь другой, в рамках вольного творчества - мне пофиг. Но не пофиг, если из этого устроят конкурс, а работы призеров будут показывать по ТВ или публиковать где-то. Собственно, в этом случае как раз и вступает в силу Закон.
Re[ко всем]:
Выполняя подобные работы, дети хоть чему-то научатся полезному. Но чтобы научиться, ребёнку нужна большая практика. Школьные темы тут повод, чтобы эта практика появилась. Ведь большинство детей используют компьютер только для игр, или разглядывают всякую ерунду на сайтах общения, а тут, время использования компьютера “по делу” начинает постепенно увеличиваться, постепенно углубляется интерес, появляется желание взять в руки фотоаппарат. При выполнении работ дети обычно не посещают фотосайты, а, ищут рабочий материал через поиск. Обязать их делать что-то большее кроме объединения изображений, например, разбираться с правами на использование, равноценно “не делать”. Разумеется, никто продавать подобные работы не собирается и конкурсы тут исключены.

Ктулху Фхтагн, спасибо за ответ, но вопросы ко всем:
Так делать или не делать ?
Вы своему ребёнку, что посоветуете ?

P.S. Нужен материал для выполнения подобных работ, а не программа, с помощью которой эти работы выполняются. Хорошо, что нашёлся один автор и есть его бесплатная программа Artweaver !
Re[Василий_]:
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 5 ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 29 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2009 года
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

34. Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 Кодекса понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

Пока Вы не публикуете эти коллажи, не участвуете с ними в публичных конкурсах, не планируете извлекать прибыль от их использования, я думаю, Вы вряд ли столкнетесь с судебным преследованием.
Re[Василий_]:
В общем-то я за соблюдение авторских прав и вряд ли мне понравится, когда кто-то у меня снимок стырит, но если ребенку понадобится что-то из моих работ для оформления своих творческих и не очень школьных заданий, то я никогда на него или его родителей по этому поводу не наеду. И никакого моего авторства в этом случае указывать не надо. Это же ре-бе-нок.
Re[romvel]:
1. А давайте приучать детей указывать авторство. Мы же приучаем их указывать список цитируемых источников (список литературы). Надо сделать такой же список иллюстраций.

2. И еще. Я думаю, что в первую очередь надо учить детей использовать для коллажей _свои_ фотографии.

PS Проблема в том, что сами учителя "не в курсе"
Re[WildCat]:
Хорошо. Можно и так. То есть, задали ребенку по географии реферат на тему южноамериканских пирамид, Вы делаете визу, покупаете билет, летите с ребенком в Южную Америку, снимаете пирамиды, возвращаетесь и счастливое чадо ставит свои снимки в работу.

Причем, учтите, очень часто на работу дается что-то порядка 1 недели. То есть, Вам надо поторопиться.

Счастливый ребенок с высокой положительной оценкой приходит домой и говорит Вам, что по зоологии задали на завтра написать небольшое эссе про бенгальских тигров.

Насчет указания авторства тоже согласен, только как-то не всегда оно бывает указано рядом с необходимым снимком.

А в общем, уважаемый WildCat, я полностью с Вами согласен.
Re[romvel]:

от:romvel
Хорошо. Можно и так. То есть, задали ребенку по географии реферат на тему южноамериканских пирамид, Вы делаете визу, покупаете билет, летите с ребенком в Южную Америку, снимаете пирамиды, возвращаетесь и счастливое чадо ставит свои снимки в работу.

Подробнее


Не надо утрировать.
PS До абсурда можно довести абсолютно любую идею
Re[romvel]:

от:romvel
В общем-то я за соблюдение авторских прав и вряд ли мне понравится, когда кто-то у меня снимок стырит, но если ребенку понадобится что-то из моих работ для оформления своих творческих и не очень школьных заданий, то я никогда на него или его родителей по этому поводу не наеду. И никакого моего авторства в этом случае указывать не надо. Это же ре-бе-нок.

Подробнее

Всегда трудно примириться с тем, что правовое воспитание, как и обычное, закладывается с детства.
Сегодня ребёнок стащил из кармана папы сотню, завтра банку колы в магазине, послезавтра он становится "профессиональный" вор. И всё от того, что в детстве всё прощалось по причине "он же ре-бё-нок". Ну, да, очень многие дети в детстве убивают птичек, кошек и собак; очень много детей избивают своих же одноклассников, снимая сцены насилия на мобилки; очень многие, имея опыт свершения правонарушения БЕЗ НАКАЗАНИЯ, в последствии становятся преступниками. Это не голословие и словоблудие - это печальная статистика. Есть такая теорема "разбитых окон". Это когда где-то разбивают окно (в доме, в пустующем здании, где угодно...) и если в этом окне сразу не меняют стекло, то на следующий день разбивают ещё два-три, а потом выбивают все. Так и с преступлением - если подростка (ребёнка) не остановить на пути правонарушения, то он примет безнаказанность как долную инструкцию к действию.

Нет, копирайт материала в интернете не является убийством, изнасилованием или грабежом, но именно понятие вседозволенности в дальнейшем породит в человеке ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. Именно сейчас мы пожинаем такие плоды - плоды вседозволенности при дерьмокдемократизации всей страны - бери сколько хочешь, делай что хочешь. В итоге преступники не боятся ничего и в открытую захватывают предприятия, строят незаконно дома в заповедных местах, сносят исторические памятники и в открытую обманывают население (начиная от ваучеризации и заканчивая в наше время квартирными пайщиками). Всё это оттуда - от вседозволенности и вовремя не остановленного преступления или отсутствия наказания за свершенное.

Говорят в России сейчас слишком много сажают предпринимателей, взяточников и т.п., мол репрессии в духе сталинских времён. МАЛО сажают, очень мало. Ведь сажают тех, кто действительно за счёт людских жизней, за счёт и без того мизерного благосостояния других наживает своё богатство (при этом не забывая обманывать государство с совмещением госслужбы). Все те кто выжил в криминальных разборках в конце прошлого века уже давно легализовались и стали либо олигархами, либо давно вошли во власть.

Поэтому наше общество должно всё-таки определиться - либо мы стремимся к правовому государству и уже с детства приучаем своих отпрысков к уважению закона, либо живём в той же клоаке со взяточниками, преступниками и бесконечным беззаконием.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта