Добрый день.
Решил заняться самостоятельной проявкой и печатью фотографий, как ЧБ, так и цветных, перерыл кучу сайтов, форумов, но нигде так и не смог найти структурированной и исчерпывающей информации о том КАК это осуществить.
В этом деле я совсем новичек и мало что понимаю, поэтому очень прошу разъяснить все очень подробно. Или хотябы дать ссылки на серьезные труды на эту тему.
Знать хочется все: начиная от необходимого оборудования и химикатов, и заканчивая точными методиками проявки пленок и перенесения фото на бумагу.
Просмотр разрозненных кусков информации породил только еще больше вопросов:
узнал что цветная печать бывает по процессам C-41 и RA-4 (слайды не рассматриваю пока). Но сразу возникли вопросы: это процессы для всего цикла в целом или для каждого этапа (проявка пленки, проявка бумаги) он свой? Можно ли пленку проявлять по процессу C-41, а потом переносить изображения на бумагу и проявлять ее по RA-4?
Если кто-то сможет подробно описать весь процесс, начиная от извлечения кассеты 35мм пленки из фотоаппарата, и заканчивая получением отпечатка на бумаге (отдельно для случая ЧБ и отдельно для цветной печати) то буду просто НУ ОЧЕНЬ благодарен.
Очень прошу не делать комментарии вроде "это никому не нужно в век цифры", "пустая трата времени", и т.п. Мне очень нужно, очень хочу приобщиться к миру ЖИВОЙ фотографии.
Заранее спасибо.
Проявка и печать в домашних условиях
Всего 33 сообщ.
|
Показаны 1 - 20
Проявка и печать в домашних условиях
Re[acharia]:
Ну про цветные пока забудьте, дома проявлять и печатать это путь джедая :) а по черно белой спрашивайте, вы вопросы то сформулируйте, на такой большой вопрос как ч.б проявка и печать люди книги целые писали и никто Вам не ответит вот так просто в двух словах
Re[acharia]:
цветная тоже просто. я писал об этом уже давненько.
читайте тут вот : http://blog.sublustris.ru/?p=43
читайте тут вот : http://blog.sublustris.ru/?p=43
Re[Дмитрий_Пырин]:
хм, нужно попробовать, как раз ребята из фотоаптеки приготовили наборы С-41.
Но печатать точно для ждедаев:)
Но печатать точно для ждедаев:)
Re[odem]:
А что - Империя уже рулит? Джедаев мало осталось? :D
Re[fars]:
от: fars
А что - Империя уже рулит? Джедаев мало осталось? :D
А вы что не заметили, посмотрите летом на пляже, сплошные дроиды с цифромыльницами :D
Re[acharia]:
http://club.foto.ru/forum/21/279531
Re[acharia]:
чб проявка и печать дело простое в смысле технологии, просто много разных вариантов
1. нужна чб пленка которая проявляется по классическому процессу. А не по С-41, по которому провяляют в лабах цветной негатив. Есть и такие, называются монохромные пленки, но вам нужна классическая.
2. Нужен проявитель один из Д-76, ID-11, Родинал, X-tol, Microphen. Есть и другие, но эти проще найти в магазинах.
3. Когда есть пленка и проявитель - ищите как проявлять эту пленку в этом проявителе. Иногда это написано прям на упаковках.
Почти все комбинации есть здесь:
http://www.digitaltruth.com/devchart.php
от проявки многое зависит - вы можете снимать и проявлять по номиналу (по той чувствительности что на упаковке написана), можете поднять или опустить чувствительность изменением времени проявки. Можете контраст немного понизить, разбавив проявитель, или поднять, взяв сток и активно перемешивая. Да-да, от перемешивания (агитации) пленки в проявителе тоже многое зависит.
Но для начала стоит удерживаться от экспериментов. Изучите одну пленку, один проявитель и один режим.
Для проявки нужен бачок, для начала подойдет советский из комиссионки. В ПОЛНОЙ темноте заряжаете пленку из кассеты в бачок и закрываете его. Это лучше потренировать на засвеченной пленке на свету.
Нужен термометр, потому что важно проявлять при одинаковой температуре, чаще всего 20 град. Вода для проявителя желательно дистиллированная, но можно и из под фильтра, прокипяченая. Готовите проявитель, доводите до нужной температуры и заливаете в бачок с пленкой. Первую минуту крутите спираль или качаете бачок. Потом это можно делать раз в минуту понемногу.
После проявки и сливания проявителя в канализацию пленка фиксируется в кислом фиксаже (или в нейтральном, но тогда в начале нужно ее окунуть в стоп-раствор).
Можно сразу фиксаж залить, можно в начале воду, потом сливаете ее и тогда уже фиксаж. Во время фиксирования тоже надо бачок качать. После фискирования промывается в проточной воде минут 15-20 и сушится.
Точно отмерять нужно только время проявки, фиксирование можно уже на глазок минут 7-10. Есть быстрые фиксажи. Проявитель лучше использовать однократно, фиксаж можно для нескольких пленок, если подряд проявлять.
Печать во многом похожий процесс, только гораздо интереснее :) но и требует больше времени и пространства
1. нужна чб пленка которая проявляется по классическому процессу. А не по С-41, по которому провяляют в лабах цветной негатив. Есть и такие, называются монохромные пленки, но вам нужна классическая.
2. Нужен проявитель один из Д-76, ID-11, Родинал, X-tol, Microphen. Есть и другие, но эти проще найти в магазинах.
3. Когда есть пленка и проявитель - ищите как проявлять эту пленку в этом проявителе. Иногда это написано прям на упаковках.
Почти все комбинации есть здесь:
http://www.digitaltruth.com/devchart.php
от проявки многое зависит - вы можете снимать и проявлять по номиналу (по той чувствительности что на упаковке написана), можете поднять или опустить чувствительность изменением времени проявки. Можете контраст немного понизить, разбавив проявитель, или поднять, взяв сток и активно перемешивая. Да-да, от перемешивания (агитации) пленки в проявителе тоже многое зависит.
Но для начала стоит удерживаться от экспериментов. Изучите одну пленку, один проявитель и один режим.
Для проявки нужен бачок, для начала подойдет советский из комиссионки. В ПОЛНОЙ темноте заряжаете пленку из кассеты в бачок и закрываете его. Это лучше потренировать на засвеченной пленке на свету.
Нужен термометр, потому что важно проявлять при одинаковой температуре, чаще всего 20 град. Вода для проявителя желательно дистиллированная, но можно и из под фильтра, прокипяченая. Готовите проявитель, доводите до нужной температуры и заливаете в бачок с пленкой. Первую минуту крутите спираль или качаете бачок. Потом это можно делать раз в минуту понемногу.
После проявки и сливания проявителя в канализацию пленка фиксируется в кислом фиксаже (или в нейтральном, но тогда в начале нужно ее окунуть в стоп-раствор).
Можно сразу фиксаж залить, можно в начале воду, потом сливаете ее и тогда уже фиксаж. Во время фиксирования тоже надо бачок качать. После фискирования промывается в проточной воде минут 15-20 и сушится.
Точно отмерять нужно только время проявки, фиксирование можно уже на глазок минут 7-10. Есть быстрые фиксажи. Проявитель лучше использовать однократно, фиксаж можно для нескольких пленок, если подряд проявлять.
Печать во многом похожий процесс, только гораздо интереснее :) но и требует больше времени и пространства
Re[acharia]:
от: acharia
Очень прошу не делать комментарии вроде "это никому не нужно в век цифры", "пустая трата времени", и т.п.
Вы реально этого ждете в пленочном форуме?

А вообще завидую Вашей решительности. Сам страшно недоволен качеством и цветной и чб печати на Норице в Фотопроекте, но пока самому печатать боязно. Хотя уже морально готов сам проявлять (подтолкнул Minox, чью пленку точно никто проявлять не хочет.
Вот хорошая ветка по чб печати дома. Человек показывает весь путь от чайника:
http://club.foto.ru/forum/21/528455
Вот очень подробно про RA-4:
http://club.foto.ru/forum/21/338500
Re[acharia]:
К сожалению, подробных инструкций по проявке крайне мало или нет вообще (по крайней мере на русском языке).
Можно попробовать поискать статьи для начинающих про черно-белую проявку и печать в интернете или журналах. Журнал "потребитель", например, публиковал довольно неплохую статью с пошаговыми действиями, а "фото магазин" (был такой журнал) даже печатал материалы по С41 и RA4... На данном форуме также можно найти информацию.
Здесь как с вождением требуется наработка опыта :)
Если так можно говорить о проявке, то ч/б процесс более творческий, позволяет в достаточно широких пределах регулировать контраст и чувствительность материала. При этом на начальном этапе ч/б проявка может оказаться не очень затратной.
Проявка цвета, напротив, более стандартизована по всем показателям и режимам и, как не странно, в общем случае требует большей квалификации от проявляющего, чем ч/б. Также цвет более затратен (часто очень ощутимо) и по химии и по аппаратуре.
По-моему пока нет достаточного опыта в проявке черно-белых материалов за цвет лучше не браться (в моем случае проявка слайда была испробована после 7 лет непрерывных упражнений с ч/б).
Извините за обилие слов. Удачи! :)
Можно попробовать поискать статьи для начинающих про черно-белую проявку и печать в интернете или журналах. Журнал "потребитель", например, публиковал довольно неплохую статью с пошаговыми действиями, а "фото магазин" (был такой журнал) даже печатал материалы по С41 и RA4... На данном форуме также можно найти информацию.
Здесь как с вождением требуется наработка опыта :)
Если так можно говорить о проявке, то ч/б процесс более творческий, позволяет в достаточно широких пределах регулировать контраст и чувствительность материала. При этом на начальном этапе ч/б проявка может оказаться не очень затратной.
Проявка цвета, напротив, более стандартизована по всем показателям и режимам и, как не странно, в общем случае требует большей квалификации от проявляющего, чем ч/б. Также цвет более затратен (часто очень ощутимо) и по химии и по аппаратуре.
По-моему пока нет достаточного опыта в проявке черно-белых материалов за цвет лучше не браться (в моем случае проявка слайда была испробована после 7 лет непрерывных упражнений с ч/б).
Извините за обилие слов. Удачи! :)
Re[acharia]:
Большое спасибо всем за ответы и ссылки по теме.
Почитав предложенную информацию понял пока следующее:
1) Минимальный набор оборудования:
- Фотоувеличитель;
- Бачок для проявки пленки;
- Ванночки разнообразных размеров под проявку бумаги;
- красную лампу (тут сразу вопрос: подойдет ли самодельная красная лампа, например из лампы накаливания и красного стекла/пластика, или просто покрашенная в красный цвет лампа? или нужен особый красный фильтр? И еще, для цветной проявки какое освещение нужно?)
Есть ли еще что-то необходимое?
2) Начинать лучше с ЧБ. - Наверно действительно так; напугали всякие хитрости с таймерами для точного замера времени, точным температурным режимом. Наверно пока я к этому еще не готов ) Сначала пройду школу джедаев ))
Да, если покупать фотоувеличитель, то разумнее, я думаю, брать сразу с поддержкой цветной печати. Отсюда вопрос: пожно ли печатать чб, используя цветной фотоувеличитель, например Дон-103?
Но все же один вопрос на будущее: Зависит ли этап проявки бумаги (печати) от этапа проявки пленки? Ну т.е. если пленка проявлена по процессу C-41 и уже лежит некоторое время в архиве, и вот я решил снова напечатать, а бумага и химикаты под RA-4, это нормально? Я просто пока не совсем понимаю суть разных процессов...
Почитав предложенную информацию понял пока следующее:
1) Минимальный набор оборудования:
- Фотоувеличитель;
- Бачок для проявки пленки;
- Ванночки разнообразных размеров под проявку бумаги;
- красную лампу (тут сразу вопрос: подойдет ли самодельная красная лампа, например из лампы накаливания и красного стекла/пластика, или просто покрашенная в красный цвет лампа? или нужен особый красный фильтр? И еще, для цветной проявки какое освещение нужно?)
Есть ли еще что-то необходимое?
2) Начинать лучше с ЧБ. - Наверно действительно так; напугали всякие хитрости с таймерами для точного замера времени, точным температурным режимом. Наверно пока я к этому еще не готов ) Сначала пройду школу джедаев ))
Да, если покупать фотоувеличитель, то разумнее, я думаю, брать сразу с поддержкой цветной печати. Отсюда вопрос: пожно ли печатать чб, используя цветной фотоувеличитель, например Дон-103?
Но все же один вопрос на будущее: Зависит ли этап проявки бумаги (печати) от этапа проявки пленки? Ну т.е. если пленка проявлена по процессу C-41 и уже лежит некоторое время в архиве, и вот я решил снова напечатать, а бумага и химикаты под RA-4, это нормально? Я просто пока не совсем понимаю суть разных процессов...
Re[acharia]:
Про цвет ничего не скажу, не пробовал. Но что бы не было путаницы у Вас, цветную пленку печатать по черно белому процессу нельзя, получится фигня.
А по чернобелому могу сказать, все очень связано, съемка-проявка-печать, и на каждом этапе можно регулировать процессом, на стадии съемки экспопарой+чувствительностью, на стадии проявки химией, температурой временем и частотой агитации, на стадии печати, тоже химией, бумагой или мультиконтратстными фильтрами и так же экспопарой. И на каждом из этапов можно как предопределить дальнейший процесс так и исправить результаты прошлого, все очень гибко и регулируемо, но очень интересно и не так сложно как кажется, не бойтесь пробовать и результаты Вас не разочаруют :)
А по чернобелому могу сказать, все очень связано, съемка-проявка-печать, и на каждом этапе можно регулировать процессом, на стадии съемки экспопарой+чувствительностью, на стадии проявки химией, температурой временем и частотой агитации, на стадии печати, тоже химией, бумагой или мультиконтратстными фильтрами и так же экспопарой. И на каждом из этапов можно как предопределить дальнейший процесс так и исправить результаты прошлого, все очень гибко и регулируемо, но очень интересно и не так сложно как кажется, не бойтесь пробовать и результаты Вас не разочаруют :)
Re[odem]:
Отечественный бачок для 35-миллиметровой пленки с одной спиралью можно смело рекомендовать, поскольку использовать его удобно: требуется лишь наматывать пленку эмульсией внутрь под углом, предварительно закрепив ее кончик в спирали -) сегодня попробовал это на практике-в результате получасовых мучений пленка так и не захотела ложится по спирали-под каким углом я бы ее не заводил в итоге проклял советских конструкторов которые могли придумать такое г.. и раздолбал этот бачок к чертям собачим.......сижу думаю..
Re[nik oblomow]:
Техника в руках дикаря........ :) :D
Re[nik oblomow]:
а теперь попробуй наматывать эмульсией наружу...:)
и начинай восхвалять "советских конструкторов которые могли придумать такое г..."ениальное ... :)
и начинай восхвалять "советских конструкторов которые могли придумать такое г..."ениальное ... :)
Re[nik oblomow]:
от:nik oblomow
Отечественный бачок для 35-миллиметровой пленки с одной спиралью можно смело рекомендовать, поскольку использовать его удобно: требуется лишь наматывать пленку эмульсией внутрь под углом, предварительно закрепив ее кончик в спирали -) сегодня попробовал это на практике-в результате получасовых мучений пленка так и не захотела ложится по спирали-под каким углом я бы ее не заводил в итоге проклял советских конструкторов которые могли придумать такое г.. и раздолбал этот бачок к чертям собачим.......сижу думаю..Подробнее
Ну тебе уже ответили, как правильно наматывать.
От себя добавлю, что при некоторой сноровке в односпиральный бачок заряжается ДВЕ пленки тыльными сторонами друг к другу. Получается очень солидная экономия времени.
Но тут опять же - УМЕТЬ надо.
А сам односпиральный бачок не знаю...советских конструкторов или каких еще , но изобретение действительно ГЕНИАЛЬНОЕ, т.к. одна пленка туда заряжается за СЕКУНДЫ, в отличие от двухспиральных.
Re[ayatoliy]:
от: ayatoliy
а теперь попробуй наматывать эмульсией наружу...:)
и начинай восхвалять "советских конструкторов которые могли придумать такое г..."ениальное ... :)
А нахрена пленку наматывать эмульсией наружу, это что на результат влияет ? Я бачков всяких перепробовал целую кучу и подтверждаю, что советский односпиральный самый удовный и экономичный, только 1 раз пленку надо на свету зарядить, что-бы понять как он работает.
Re[acharia]:
Вот мою ветку можете посмотреть по цветной фотопечати https://foto.ru/forums/general/fotopechat/566809 но там азы самой фотопечати не рассматриваются так как я тогда черняк уже умел печатать.
Re[odem]:
от: odem
цветную пленку печатать по черно белому процессу нельзя, получится фигня.
Почему это нельзя, все прекрасно получается напечатать, если сюжет черно-белый. Только при съемке +2 экспо коррекцию нужно делать, что-бы негатив контрастней был. Даже фильтры мультиконтрастные работают, хотя подложка и желтая. И печатать надо жестким контрастным светом, лучше точечным.
Re[Сергей Орловский]:
Можно внутрь ... можно наружу ... можно в полусырую спираль ... можно при большой влажности...потными руками...:)
Но для особоталантливых и в первый раз лучше эмульсией наружу чтобы плёнка враспор шла...а то он опять бачки ломать будет или ещё что сотворит...:)
Но для особоталантливых и в первый раз лучше эмульсией наружу чтобы плёнка враспор шла...а то он опять бачки ломать будет или ещё что сотворит...:)