Проявитель для бумаги.Признаки истощения.

Всего 31 сообщ. | Показаны 1 - 20
Проявитель для бумаги.Признаки истощения.
Здоавствуйте. Расскажите, пожалуйста, как определить момент истощения или старения проявителя. Был опыт проявки Славича в использованном СТ-1 ( около 10 листов 18х24 плюс пробы), простоявшем три месяца в бутылке и желто-коричневом по цвету. Сделал в нем пробы, чистовой лист проявил в свежем. Решил просто попробовать, и сделал вывод что СТ-1 довольно живуч. Хочется использовать сток несколько раз, но иметь стабильный результат. Как проверить годность перед очередным использованием? Печатаю по 2-3 листа 18х24 за раз. 2-3раза в неделю, поэтому использование одного раствора на протяжении какого-то времени для меня актуально.
Re[Andersar]:
Цитата:
от: Andersar
Здоавствуйте. Расскажите, пожалуйста, как определить момент истощения или старения проявителя.


Он действительно живуч. Надёжной методики нет, да она и не нужна. Всё же делается визуально и результат сразу виден. Тут как с негативом напортачить невозможно. Пока - проявляет вмеру быстро и нормально - можно использовать.
По мере истощения будет увеличиваться время проявки и повышаться контраст.
Re[pilligrim]:
Цитата:
от: pilligrim
...
По мере истощения будет увеличиваться время проявки и повышаться контраст.


Хм, так чтобы повысить контраст надо таки использовать истощенный проявитель? ? ?

Относительно хранения - не скажу про бумажный проявитель, но Д76 вполне может довольно долго храниться, при условии, что он укопорен в тару без доступа воздуха. Т.е. берем пластиковую бутылку, наливаем туда проявитель и выжимаем воздух, потом закручиваем пробку.
Свежий у меня так хранится уже года два и все еще нормально проявляет.
Так же пробовал хранить использованный раз-два, пару месяцев без воздуха хранится без проблем, а больше не пробовал.

Ну т.е. - главное устранить возможность окисления, тогда хранить можно достаточно долго. Если же в банке оставить, не говоря о том, что просто с кювете, так сдохнет достаточно быстро.


Re[Алeксей_SПб]:
Я достаточно много читал и книг и форумов, так что не помню где, но было написано, что истощенный проявитель недопроявляет в первую очередь именно малоэкспонированные участки. Может поэтому и растет контраст. Так вот плохо проявленные детали в светах отследить сложно. Я например иногда не знаю, может просто в диапазон бумаги не влез и начинаю маскировать, а это может проявитель начал дохнуть. А с контрастом на Славиче как раз начал бороться - перехожу с СТ-1 на ОРВО-105. Вот и задумался.
Re[Andersar]:
Проявитель больше портится от мусора, который попадает в него во время работы. Под мусором я имею ввиду мелкие частички фотобумаги, которые образуются, если пробники стричь тупыми ножницами, или не дай бог, отрывать кусочки фотобумаги для проб. Фильтруйте после хотя бы через ватку, и в холод. А дальше всё так, как ребята подсказали.
Re[Andersar]:
Цитата:

от:Andersar
Здоавствуйте. Расскажите, пожалуйста, как определить момент истощения или старения проявителя. Был опыт проявки Славича в использованном СТ-1 ( около 10 листов 18х24 плюс пробы), простоявшем три месяца в бутылке и желто-коричневом по цвету. Сделал в нем пробы, чистовой лист проявил в свежем. Решил просто попробовать, и сделал вывод что СТ-1 довольно живуч. Хочется использовать сток несколько раз, но иметь стабильный результат. Как проверить годность перед очередным использованием? Печатаю по 2-3 листа 18х24 за раз. 2-3раза в неделю, поэтому использование одного раствора на протяжении какого-то времени для меня актуально.

Подробнее

проявитель чибисова (CT-1) в ~2-3 раза менее емкий нежели dectol или д-72
в литре дектола 1+2, (то есть приблизительно как неразбавленный CT-1) можно проявить 32 листа 8*10" (из кодаковской пдфки) пересчитать на свсой формат бумаги и считать листы которые макали в проявитель.

тухнет проявитель только пока налит в ванночку, у кодаков написано что дектол живет один рабочий день, про D-72 говорят что живет 5-6 рабочих дней, тоесть надо принять что за 8 * 5 ~ 40 часов проявитель испортится - считать время пербывания впоявителя в ванночке.

а разведенный 1+1..1+2 CT-1 выливать сразу как попечатал.

я клею полоску бумажного скотча на бутыль с фотохимией (фиксаж, бумажный проявитель) и пишу на неё скоьлко чего было в этой химии, и как болго с ней работал.

СТ-1, да и вообще бумажная химия стоит копейки... особенно если её самому замешивать.
Re[Корр]:
Цитата:

от:Корр
Проявитель больше портится от мусора, который попадает в него во время работы. Под мусором я имею ввиду мелкие частички фотобумаги, которые образуются, если пробники стричь тупыми ножницами, или не дай бог, отрывать кусочки фотобумаги для проб. Фильтруйте после хотя бы через ватку, и в холод. А дальше всё так, как ребята подсказали.

Подробнее

и как-же проявитель портися от мусора?
тоесть фильтровать надо, желательно... но так чтобы портился, не верю.
Re[Attar]:
За сутки, а может быть и двои, точно не испортится. Но ведь человеку-то надо дольше хранить.
И вот тут-то микрочастички бумаги играют свои роль. Я сам развожу нужный мне проявитель, химии с избытком, но иногда из-за лени пользуюсь постоявшим три-четыре дня. Лучше всего хранится проявитель Видермана. (Не работавший простоял год!). Да и ресурс у него побольше, чем у приведенных вами. Хотя сейчас это не актуально - никто, наверное, много не печатает.
Re[Корр]:
Цитата:
от: Корр
За сутки, а может быть и двои, точно не испортится. Но ведь человеку-то надо дольше хранить.
И вот тут-то микрочастички бумаги играют свои роль.

и какую роль они играют?
это параноя и перфекционизм или вы знаете механизм влияния?


[quot]Я сам развожу нужный мне проявитель, химии с избытком, но иногда из-за лени пользуюсь постоявшим три-четыре дня. [/quot]
есть проявители который хранятся и есть те которые нет.

[quot]Лучше всего хранится проявитель Видермана. (Не работавший простоял год!). [/quot]
любой не работавший проявитель в бутылке без воздуха может хранится скоьлко угодно


[quot]Да и ресурс у него побольше, чем у приведенных вами. [/quot]

---------------------------------- васерман / D-72:
Метол — 1 г/ 3 г;
сульфит натрия безводный — 26 г/ 45 г;
гидрохинон — 5 г/ 12 г;
карбонат натрия безводный — 20 г / 80 г;
калия бромид — 1 г / 2г ;
вода — до 1 л.

за ресурс отвечают выделеные жирным - карбонат (и бромид) за количество листов, сульфит за время жизни.

Д-72 ~= dectol

если вы говорите про "ресурс пбольше" привидите ссылки на ситочник.
я так сходу не нашел ресурс СТ-1 хотя наверняка такие данные есть.

из моей практики, когда был период "ни дня без картинки", лаборатория была разложена и печатал каждый вечер, то 2-2.5л д-72 1+2 выливал после 4-5 вечеров (3-5 часов за сеанс) посвященных печати.


[quot]Хотя сейчас это не актуально - никто, наверное, много не печатает.[/quot]
много это сколько?

ps: сейчас пользуюсь проявителями строго одноразово.



Re[Корр]:
Цитата:
от: Корр
Да и ресурс у него побольше, чем у приведенных вами.

поискал инфу про ресурс:
При сенситометрических испытаниях рекомендуемый ресурс использования проявителя СТ-1 составляет не более 10 листов фотобумаги размером 18х24 см (0,5 квадратного метра площади фотобумаги) в 1 литре раствора. (с) d-76.ru

сенсеметрические испытания это не художественная печать, но как бы намекает что воспроизводимость после 0,5м2 не гарантирована... и понятное дело что от сенсемитрической воспроизводимости до полного пи... в тенях и светах довольно далеко, только никто заинтересованный в результате не доводит свой проявитель до полного пи...
Re[Attar]:
Attar! Если аппроксимировать вашу идеологию истощения проявителей до крайних случаев, то получается, что бумагу можно просто проявлять раствором сульфита в соде(или щелочи). Я всегда использую крайние случаи для проверки адекватности предположений. КBr хоть и меньше чем на негативных материалах, но тем не менее накапливается при истощении проявителя, спрашивается как его изначальное количество отвечает за ресурс.
Не знаю, что там пишет Д76, 10 листов 18х24 это около 4500см^2, но я на своем опыте со СТ1 помню, что его ресурс, как минимум, в три раза больше.

Тем не менее не вызывает сомнений, что Д72 более емкий проявитель, чем СТ1.
Re[AP]:
Цитата:
от: AP
Attar! Если аппроксимировать вашу идеологию истощения проявителей до крайних случаев, то получается, что бумагу можно просто проявлять раствором сульфита в соде(или щелочи).

ресурс определяется буферностью по щелочи - количество листов, окислительно-восстановвительной буферностью (сульфит) - время жизни в ванночках, и бромидом который задает cкорость проявки в свежем проявителе.

органика, содержание органики влияет на скорость, тон, контраст но не на ресурс... в разумных пределах :)

[quot]Не знаю, что там пишет Д76, 10 листов 18х24 это около 4500см^2, но я на своем опыте со СТ1 помню, что его ресурс, как минимум, в три раза больше.[/quot]
ну да писал выше на примере сравнения с дектолом 1+2 у которого 32 листа 8*10" в литре
тоесть можно принять что CT-1 есмкость от 10 до 30 листов 18*24см.
Re[Attar]:
Спор какой-то бессмысленный у нас с вами (на мой взгляд). По поводу микрочастичек фотобумаги, которые окисляют проявитель, считайте это моим личным опытом. Когда работал в КБО бригадиром выездных фотографов, понял это на практике. Приходилось печатать по несколько сот отпечатков в день, размером от 10х15 до 24х30, изредка больше. Потом опять несколько дней поездок по сёлам района, и снова печать. Проявляли в основном в вёдрах по 10 л., и никто никогда ресурс проявителя не высчитывал. Можно было каждый раз разводить свежий раствор. Но ведь развести 10 л проявителя, это не литр приготовить. Проявитель Видермана, если в нём не было плавающего мусора от рваной фотобумаги, продолжал работать и после переыва в 4 - 5 дней, что экономило время на приготовление. А вот если при печати пробники просто отрывались от большого листа - тогда всё, капут проявителю. Кроме того, фенидон-гидрохиноновый проявитель работает более стабильно по мере выработки ресурса, в то время как метол-гидрохиноновый свои свойства изменяет плавно.
А много или мало я печатаю - у каждого свои критерии. Сейчас в неделю (и то не каждую), печатаю 5-10 отпечатков 15х20. Если что-то нравится, печатаю 30х40. Я получаю от этого удовольствие, и всё. А печатать много?! Для чего?! Сомневаюсь, что у кого-то из форумчан есть столько работы (классическое чб), что она рентабельна в финансовом смысле.
Re[Корр]:
Цитата:
от: Корр
Спор какой-то бессмысленный у нас с вами (на мой взгляд). По поводу микрочастичек фотобумаги, которые окисляют проявитель, считайте это моим личным опытом.

это не спор, а борьба с городскими мифами

фраза о том что частички бумаги "окисляют проявитель" бессмысленная
возможно бумажная пыль как-то портит проявитель, но пока я не могу придумать механизм.


[quot] Когда работал в КБО бригадиром выездных фотографов, понял это на практике. Приходилось печатать по несколько сот отпечатков в день, размером от 10х15 до 24х30, изредка больше. Потом опять несколько дней поездок по сёлам района, и снова печать. Проявляли в основном в вёдрах по 10 л., и никто никогда ресурс проявителя не высчитывал.[/quot]
У вас совсем другие критерии качества были, нежали у современных фотографов/печатников, которые печатают для себя

[quot]А много или мало я печатаю - у каждого свои критерии. Сейчас в неделю (и то не каждую), печатаю 5-10 отпечатков 15х20. Если что-то нравится, печатаю 30х40. Я получаю от этого удовольствие, и всё. А печатать много?! Для чего?! Сомневаюсь, что у кого-то из форумчан есть столько работы (классическое чб), что она рентабельна в финансовом смысле.[/quot]нехорошо смешивать печать для себя и рентабельность.

зы я сейчас печатаю мало, несколько раз в год "по неделе"
Re[Attar]:
Мы не про критерии оценки качества рассуждаем, а про обработку. Хотя три четверти, а то и больше выкладываемых здесь фотографий не дотягивают и до КБО-шных. А вот с термином "бумажная пыль" соглашусь целиком и полностью. Это определение более точно. Кстати, на всех минилабах, которые используют "мокрый" процесс, в системе циркуляции растворов стоят химические фильтры. Они предназначены в том числе и для борьбы с этой самой пылью, которая окисляет цветной проявитель "на ура" и которой образуется достаточно много в результате резки рулонной фотобумаги.
Re[Корр]:
Цитата:
от: Корр
для борьбы с этой самой пылью, которая окисляет цветной проявитель "на ура"
бумажная пыль не может окислять проявитель.
Re[Attar]:
Скажите это тем, кто обслуживает эти минилабы. Я работал и обслуживал. При резке фотобумаги самым острым ножом все равно образуется эта "пыль". При нескольких тысячах отпечатков в смену её там столько образуется, что пылесос приходится брать и и удалять. Ну и вслед за листом бумаги какая-то её часть отправляется в проявитель.
Извините, если выразился грубовато
Re[Andersar]:
Цитата:

от:Andersar
... Расскажите, пожалуйста, как определить момент истощения или старения проявителя... Как проверить годность перед очередным использованием? Печатаю по 2-3 листа 18х24 за раз. 2-3раза в неделю, поэтому использование одного раствора на протяжении какого-то времени для меня актуально.

Подробнее

Обычно оценка работоспособности проявителя идёт из расчёта 1л на 1 - 2 м\2.
Для получения стабильных результатов при обработке, всегда лучше использовать как можно больший объём проявителя. При постоянной работе можно добавлять пополняющий раствор или проявитель. Например, если у Вас 3 л проявителя, и Вы проявили 1 м\2 то берёте 1 л свежего р-ра и в него добавляете 2 л работавшего. Пополняющий р-р по рецептуре немного отличается от проявителя для которого он предназначен и для него существуют свои нормы пополнения. Если Вы работаете постоянно, то проявитель будет хорошо работать очень долго, если будете делать перерывы, хотя бы на неделю, то увы (разумеется, что проявитель надо хранить в ёмкости "под пробку", в прохладном месте 13-15*С). Для периодической работы имеет смысл использовать только свежую химию. Любая экономия в этом деле, сведёт на нет все усилия сделанные Вами ранее.
В самом деле, какой смысл покупать плёночную камеру, увеличитель, массу всяких принадлежностей, плёнку, проявлять её и т.д и т.п., что бы в конечном результате получить кусочек бумаги с серым, мутным изображением?
:roll2:
Re[Александр Рощин]:
Цитата:

от:Александр Рощин
В самом деле, какой смысл покупать плёночную камеру, увеличитель, массу всяких принадлежностей, плёнку, проявлять её и т.д и т.п., что бы в конечном результате получить кусочек бумаги с серым, мутным изображением? :roll2:

Подробнее
Никакого. Однако, если вспомнить, что всех веществ в бумажном проявителе нормального состава содержится раз в десять больше теоретически необходимого количества, то проявлять можно до тех пор, пока:
1) достигается максимальная плотность,
2) это удобно по времени,
3) избыток бромидов не изменяет свет изображения,
4) сам проявитель не окрашивает бумагу.
Re[nebrit]:
Цитата:
от: nebrit
...проявлять можно до тех пор, пока:
1) достигается максимальная плотность,
2) это удобно по времени,
3) избыток бромидов не изменяет свет изображения,
4) сам проявитель не окрашивает бумагу.

Что бы всё это проверить, для сравнения, можно сделать эталонную шкалу в свежем проявителе.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта