Про проявку
Всего 39 сообщ.
|
Показаны 1 - 20
Про проявку
Что на что влияет? Я так уразумел, что повышенное время проявки в разбавленном растворе прорабатыват тени у уменьшает контраст, пониженное - наоборот. Так? И какими параметрами еще можно "играть"?
Re[Стакан Стаканыч]:
Если я не ошибаюсь,то на контраст влияет агитация.
Re[Стакан Стаканыч]:
от:Стакан Стаканыч
Что на что влияет? Я так уразумел, что повышенное время проявки в разбавленном растворе прорабатыват тени у уменьшает контраст, пониженное - наоборот. Так? И какими параметрами еще можно "играть"?Подробнее
Лучше играть разбавлением и частотой перемешивания,что в свою очередь влияет на время проявки,контраст,контурную резкозсть и проработку деталей.Всё взаимосвязано!
Re[Стакан Стаканыч]:
Если имеется в виду проявка пленки, то:
Влияет сам состав проявителя, есть рецепты лучше подходящие для пушированных пленок, есть уменьшающие зерно и т д...
Влияет температура проявителя - пересчитывая по графику коррекции времени проявления от температуры, с каждой парой параметров получается разный характер проявления.
Ну понятно, что сам тип пленки, светочувствительность...
Ну это так, вроде навскидку....
пс: если речь шла о бумаге, то еще больше значимых факторов.
Влияет сам состав проявителя, есть рецепты лучше подходящие для пушированных пленок, есть уменьшающие зерно и т д...
Влияет температура проявителя - пересчитывая по графику коррекции времени проявления от температуры, с каждой парой параметров получается разный характер проявления.
Ну понятно, что сам тип пленки, светочувствительность...
Ну это так, вроде навскидку....
пс: если речь шла о бумаге, то еще больше значимых факторов.
Re[Чигарев Сергей]:
А я просто тупо проявляю столько времени, сколько на коробочке написанно. Мне катцо, что все вышеописанные ньюансы будут видны только при печати большим форматом на хорошей аппаратуре. По-этому я , со своим "Ленинградом 6У" и недорогим слайд-сканером этими вопросами голову не забиваю.
Вот борьба с пылью-она действительно сводит меня с ума
Вот борьба с пылью-она действительно сводит меня с ума
Re[Михаил Романовский]:
А можно вывести какие-то основные закономерноти? Типа дольше проявляем чаще перемешиваем - получаем то-то. Меньше проявляем реже перемешиваем - то-то. Вот например чтобы по-максимуму вытянуть тени и сохранить светА - что делаем?
Re[Голиков Алексей]:
от: Голиков Алексей
А
Вот борьба с пылью-она действительно сводит меня с ума
Ктати, как-то не замечал особой пыли... Свежая пленка только что из бачка, протирка линз увеличителя... Может просто не понял, куда смотреть? :)
Re[Стакан Стаканыч]:
от:Стакан Стаканыч
А можно вывести какие-то основные закономерноти? Типа дольше проявляем чаще перемешиваем - получаем то-то. Меньше проявляем реже перемешиваем - то-то. Вот например чтобы по-максимуму вытянуть тени и сохранить светА - что делаем?Подробнее
Если по-максимуму,то либо двухрастворное проявление,либо голодное, - метод ФДП (фильтрация деталей проявлением.
На результат проявления одного и того же материала влияют следующие факторы:концентрация проявляющего раствора,температура,длительность проявления и режим перемешивания.
Концентрация проявителя во многом определяет контрастность изображения.Изменение концентрации - один из наиболее распространёных в практике обработки способов изменения качества негатива.В общем случае разбавленный проявитель "работает" более мягко и медленно,тогда как концентрированный,напротив,более быстро и контрастно.
Наиболее строгие требования предьявляются к температуре проявителей.Повышение температуры ускоряет проявление,а снижение,напротив,замедляет.Для ч\б плёнок и фотобумаг нормальной считается температура проявителя 20 градусов (в случае применения фенидона в составе проявителя,рекомендуемая температура должна быть 22 градуса).Допустимые отклонения для ч\б плёнок обычно плюс-минус 0,5 градуса,для фотобумаг - плюс-минус 1 градус.На практике требуемую температуру выдержать не так просто,поэтому материал можно обработать при той температуре,какую имеют растворы,но в длительность обработки вносят поправки(за основу берётся длительность обработки при 20 градусах).
для 15 градусов......................увеличение на 50%
для 18 градусов..................увеличение на 20-25%
для 20 градусов......................... по норме
для 22 градусов..................сокращение на 15-20%
для 24 градусов..................сокращение на 35-40%
для 26 градусов.......................сокращение на 50%
Поскольку эти поправки приблизительны,а предполагается пользоваться проявителем постоянно с другой температурой,то величину поправки лучше определит экспериментально
Длительность проявления влияет на следующие факторы:плотность,контрастность,зернистость и вуаль.С увеличением времени проявления растёт плотность и одновременно контраст и зернистость изображения.При затянувшейся обработке плотность перестаёт расти,а продолжает возрастать только контраст и зернистость.Наконец,при дальнейшем увеличении времени проявления появляется вуаль и контраст начинает уменьшаться.Для получения негатива наилучшего качества должны быть выдержаны как длительность проявления,так и температура раствора и режим перемешивания.
Длительность обработки,указанная в инструкциях,прилагаемых к проявителям или плёнкам,учитывает определённый способ перемешивания раствора.Режим перемешивания для разных типов однорастворных проявителей устанавливается исходя из необходимости получить требуемое выравнивание и пограничные (резкостные) эффекты при минимальных дефектах в равномерности проявления.При активном перемешивании (1-2 раза в минуту) негатив обычно выглядит удовлетворительно,однако краевые эффекты выражены слабо или отсутствуют вообще.При полностью неподвижной плёнке они выражены максимально (для конкретного сюжета,типа материала и проявителя),но зато на негативе могут появиться флуктуации плотностей.Типичный случай - образование просветных полос - "столбов" (что связано с наличием перфорационных отверстий),возможно появление светлых "облаков" возле плотных участков изображения (следствие "стекания" отработанного раствора замедляющего проявление),или обратное явление,когда под прозрачными зонами негатива проявляющегося "на ребре",имеются участки увеличенной плотности.Дефекты эти неустранимы,и хотя в ряде случаев они не сильно портят изображение,но тем не менее требуется поиск такого режима перемешивания,когда они выражаются минимально.Если с устранением "столбов" (протечка проявителя через верьхние отверстия перфорации) при больших перерывах во вращении способствует заливка проявителя до уровня перфорации (для советского бачка за 1 руб 50 коп объём раствора равен 286 мл) можно успешно бороться,то в остальных случаях дела обстоят хуже.Это происходит от того,что в местах с большой плотностью изображения (эти места соответствуют светам) проявитель сильно истощается и в нём накапливаются бромиды.Опускаясь вниз,за счёт естественной конвекции,истощённый проявитель недопроявляет участки расположенные ниже; и наоборот,опускаясь от теней изображения,неистощённый проявитель перепроявляет участки расположенные ниже.Кроме этого,при проявлении без перемешивания,на изображении могут появиться светлые пятнышки, - это результат того,что к эмульсии пристали мелкие пузырьки воздуха,которие препятствуют поступлению проявителя к эмульсии.После фиксирования в этих местах эмульсия становится прозрачной.Предупредить их появление можно интенсивным перемешиванием в первые 20-30 секунд проявления и лёгким постукиваним бачка по столу.Избежать выше перечисленных дефектов можно следующим образом,а именно - это метод ФДП (фильтрация деталей проявлением),или как его ещё называют - "голодное" проявление.Способ позволяет максимально реализовать разрешающую способность плёнки,варьировать степень контрастности в широких пределах и даёт заметное увеличение резкости.Суть способа:проявление за счёт значительного ограничения количества находящегося в фотослое.Его количество определяется концентрацией проявителя в растворе и должно быть достаточным для проявления малоэкспонированных участков,и недостаточным для участков фотослоя с большой зкспозицией.Выполняется это следующим образом:берётся достаточно энергичный проявитель типа УП-2 или что-то аналогичное,охлаждается до 4-6 градусов,плёнка в нём пропитывается в течении 2-6 минут,а затем прикатывается валиком к стеклу или любой другой гладкой инертной поверхности.Поскольку плёнку 135 формата сложно к чему-либо прикатать,то её можно свернуть в рулончик,эмульсией внутрь,а сверьху закрепить резинкой, дабы исключить процесс разматывания.В таком положении она ещё выдерживается при температуре 20 градусов в течении 5-8 минут.Затем всё по обычной схеме:промывка,фиксирование,окончательная промывка и сушка.
Двухрастворное проявление,как и "голодное", рекомендуется для сюжетов с повышенным контрастом.Процесс основан на том,что за время пребывания фотоплёнки в первом растворе светочуствительный слой должен вобрать в себя такое количество проявляющего вещества,которго было бы достаточно при взаимодействии со вторым раствором для полного проявления изображения.При этом каждая деталь проявляется по-разному.Чем слабее экспонированы детали,тем дольше действует на них проявляющее вещество,и наоборот,чем сильнее экспонированы детали,тем короче они проявляются.Происходит это потому,что проявляющего вещества оказывается недостаточно для полного проявления сильно экспонированных деталей и вполне достаточно для полного проявления слабо экспонированных.При двухрастворном процессе легко регулировать контрастность изображения путём изменения концентрации проявляющего вещества в первом растворе или продолжительностью пребывания в нём фотоплёнки.Во втором растворе контрастность и плотность изображения обычно возрастают лишь в течении 3-5 минут или другого времени,предусмотренного процессом.Завышенное время обработки во втором растворе существенных изменений в плотности и контрастности не даёт.Следовательно,характер обрабатываемого изображения определяется составом первого раствора и продолжительностью обработки в нём.Поскольку в первом растворе идёт процесс насыщения,а проявление не идёт,или идёт очень медленно,то интенсивное перемешивания раствора не требуется - 2-3 перемешивания за время насыщения.Затем фотоплёнка,без промывки,переносится во второй раствор,или же сливается первый и заливается второй.Особое внимание следует уделить второму этапу процесса.Эмульсионный слой впитывает небольшое количество раствора с проявляющими веществами,и активное длительное перемешивание во втором растворе НЕДОПУСТИМО,поскольку оно вызовет вымывание проявляющего вещества из эмульсионного слоя,что приводит к неравномерности проявления,или же к недопроявлению вообще.
Re[Михаил Романовский]:
Этого хватит, спасибо. А почитать что-нибудь посоветуете?
Re[Стакан Стаканыч]:
от: Стакан Стаканыч
Этого хватит, спасибо. А почитать что-нибудь посоветуете?
У меня вся литература второй половины прошлого столетия,и вобщем-то ничем особо, издание от издания, не отличаются - в плане обработки фотоматериалов.Всё в той или иной мере повторяется,просто где-то некоторие моменты даны более развёрнуто,подкреплены графиками,схемами,а в некоторих - более сжато.
В основном это подписка журналов, начиная с 1970-го года и по 1992.Через букинист были докуплены,правда не все номера,с1959 года и по 1970 год.Ну и такие как "25 уроков фотографии" - Микулина (кто-то спионерил),Д.С.Гурлев "СПРАВОЧНИК ПО ФОТОГРАФИИ",А.Г.Волгин "1000 рецептов", "ФОТОГРАФИЯ"(энциклопедический справочник) - редколлегии 11 человек и научных консультантов 13 человек,ещё справочник Журбы и другой всякой разной.
Re[Михаил Романовский]:
от: Михаил Романовский
"ФОТОГРАФИЯ"(энциклопедический справочник) - редколлегии 11 человек и научных консультантов 13 человек
Это не Минского издания 1992 г?
Re[Стакан Стаканыч]:
от: Стакан Стаканыч
Это не Минского издания 1992 г?
Да,оно родное.
Re[Стакан Стаканыч]:
от:Стакан Стаканыч
А можно вывести какие-то основные закономерноти? Типа дольше проявляем чаще перемешиваем - получаем то-то. Меньше проявляем реже перемешиваем - то-то. Вот например чтобы по-максимуму вытянуть тени и сохранить светА - что делаем?Подробнее
Чаще мешаете - чуть быстрее проявляете, повышаете контраст, снижаете краевые резкостные эффекты.
И наоборот.
Соответсвенно для максимального вытягивания теней надо использовать мягкоработающий медленный проявитель без растворителей галогенида (роданиды, тиосульфаты, высокая концентрация сульфита).
Лучше всего здесь подходит чисто метоловый малоконцентрированный состав, регулируя содержание щелочи в котором можно регулировать разкостные эффекты.
Re[RAE]:
от: RAEА Fomadon LQR к чему относится?
Лучше всего здесь подходит чисто метоловый малоконцентрированный состав.
Re[Стакан Стаканыч]:
от: Стакан Стаканыч
А Fomadon LQR к чему относится?
Данные изь даташита:
"FOMADON LQR
Жидкий концентрат для приготовления контрастного мелкозернистого фенидон-
гидрохинонового проявителя, предназначенного для ручной обработки всех видов
чёрно-белых негативных плёнок. Поставляется в полиэтиленовых бутылках
объемом0,25л, для применения разбавляется водойв соотношении с1+10 до 1+14 ."
Re[Стакан Стаканыч]:
от: Стакан Стаканыч
А Fomadon LQR к чему относится?
LQR - Это пленочный
для бумаги FOMADON LQN, резкостный проявитель... что еще сказать... недавно брал его в Экте и печатал. Понравился, вуали не дает, форма отпуска в виде концентрата удобна - можно разводить прямо в кювете и перемешивать термометром )) Если интересно могу сканы отпетаков выложить, хотя конечно по сканам судить о проявителе ...
Re[Стакан Стаканыч]:
от: Стакан Стаканыч
А Fomadon LQR к чему относится?
Фенидон-гидрохиноновый пленочный.
Про проявку
Тема была перемещена сюда из форума Общие вопросы фотографии
Re[Стакан Стаканыч]:
а вот как узнать, сколько надо агитировать ту или иную пленку в том или ином растворе? время проявки то можно найти...а вот агитацию - нет
Re[TroubleMaker]:
Все зависит от желаемого результата и активности состава - см. выше я уже писал.
