от: Bedwere
Видимо, растущий общий уровень качества привел к тому, что у Шнайдера в определенный момент просто рука не поднялась рекомендовать работать половинками объектива и они убрали вторую шкалу диафрагм.
В шнайдеровской брошюре 1962
http://www.cameraeccentric.com/html/info/schneider_7.html
про Symmar'ы, которые еще НЕ S явно говорится, что задними половинками можно работать отдельно и приводится табличка, какие получаются фокусные расстояния и светосилы.
В более поздней брошюре 1978 г
http://www.cameraeccentric.com/html/info/schneider_4.html
когда Synnar'ы уже стали S, говорится, что если охота получать новый уровень качества (S), обе половинки должны работать только вместе.
В поисках объектива с пониженной разрешающей способностью для портретов, ваш покорный грязно проигнорировал последнее предупреждение, и попробовал, что получится, если использовать только задний элемент у нового Symmar-S 300.5.6
-- Получил
1) фокусное расстояние 340mm (а вовсе не 500 по старой брошюре, т.е. дизайн точно сменился)
2) вынос задней нодальной точки на 70мм от доски назад, к матовому стеклу (т.е. при фокусе на бесконечность он будет жрать не 340, а 340+70=410мм меха).
3) рисунок, похожий на монокль; явные, хотя и не слишком наглые ореолы, пониженную резкость. При закрытии диафрагмы все это портретное безобразие уменьшается и дело движется к "нормальному" изображению. Кроет 8x10" легко.
Поскольку 410мм даже для бесконечности для моей 4x5" камер -- перебор, попробовал поставить задний элемент СПЕРЕДИ затвора (уж совсем не предполагаемое фирмой использование).
-- Получил
1) фокусное расстояние, конечно, опять = 340mm
2) вынос нодальной (она в сущности, передняя) точки на 100мм от доски ВПЕРЕД, к сцене (т.е. при фокусе на бесконечность он будет жрать не 340, а 340-100=240мм меха, -- фактически телеобъектив!).
3) особенности рисунка, вроде, остались.
4) замерил светопропускание: если руководствоваться родной шкалой диафрагм, то получаем недоэкспозицию ровно в 1 ступень (с точностью +- 0.2 стопа). Т.е. ставим чувствительность пленки на ступень ниже, и нормально используем родную диафрагму.
Еще не снимал в таком извратном режиме, но хочу! :)