Цитата:от:Auswanderer
Много много очень cпорных утвeрждений.
С завалом горизонта, шумами и нeрезкостью (если это – не xудожественный приём!) – это: брак, на который Вы скореe всего
А если это – приём для даннoгo фото, то… Семён Семёныч… :cannabis: Подробнее
Говорите утверждения "спорные"? Хотите аргументированно поспорить? А давайте поговорим не как простые обыватели, а рассмотрим вопрос чуточку шире – с искусствоведческой точки зрения - а действительно где лежит граница между художественным приемом и браком? Какими правилами/формулами/словами должно определяться что есть брак, а что нет? Это разве записано в каких то обязательных правилах что "завал горизонта, шумы, нерезкость" - это вот все обязательно брак?
Я думаю Вы согласитесь что подавляющее большинство фотографий которые вы видели в интернете и в жизни - скорее всего также снимались их авторами по тем самым неким условным правилам, навроде тех, которые обычно описываются во всех этих книжках для начинающих фотографов - все эти правила третей, что резкость должна быть, про правильную экспозицию на основе правила "sunny 16" итд итп. Но парадокс в том, что подавляющая часть всех этих фотографий оказалась в итоге лишь визуальным мусором - хотя некие правила при съемке и соблюдались, но шедевра не получилось. Если же взглянуть наоборот на многие признанные мировые шедевры висящие в галереях и музеях и продаваемые на аукционах (а их точно не наберется и на 2% от всего снятого), то окажется что далеко не все фотографии там следуют тем самым правилам. Более того зачастую они эти правила грубо нарушают. То есть все эти правила сами по себе не значат ничего. И говорить о том что нерезкость есть брак можно только условно. Что для одних правила, для других как раз брак, и именно поэтому стоит изучать не правила, а мировые шедевры. И тогда вообще можно прийти к мысли что нет никаких правил хорошей фотографии, есть только хорошая фотография.
Вот вы считаете что заваленный горизонт это плохо - а вот кинематограф нам говорит что этот прием даже имеет свое собственное название - голландский угол - и представьте себе даже такого актера как Брюс Уиллис оператор может позволить себе снять с заваленным горизонтом чтобы подчеркнуть его неустойчивое душевное состояние в кадре, и так 2/3 фильма а не всего один случайный кадр, а если посмотреть работы нашего метра Александра Родченко - обратите внимание как часто у него завален горизонт даже на самых ответственных событиях и съемках навроде официальной съемки парада 9 мая. Или вот мы все знаем правило не обрезать локти, кисти, ступни - а давайте откроем самый известный альбом Annie Leibovitz - Portraits - так там каждая третья фотография будет с отрезанными пальцами, кистями, макушкой - причем кто на этих фотографиях - от Клинта Иствуда до Королевы. Сказать сколько стоит частная съемка у Энни? от 100 до 250тыс долларов чтобы получить тот самый брак, который вы хотите удалить. А по другому у нее не будет, думаете она не могла бы оставить пару неотрезанных фаланг своему герою если бы хотела? Или она намеренно не считает это браком? Идем дальше - посмотрим на Ellen Von Unwerth - самый известный ее альбом - couples - добрая половина кадров будут смазанными, нерезкими и еще и пересвеченными - а это мировая величина фотографии, продающаяся в самых дорогих галереях.., а если посмотреть на работы фотографа Trent Parke - один из 50 фотографов легендарного агентства Магнум, и самая известная его работа - пешеход переходящий улицу в закатном солнце и растворяющийся в свете состоит из технического брака, человек абсолютно пересвечен, да и горизонт завален кстати тоже, но это абсолютный мировой шедевр фотографии. А если изучить его книги - вы найдете целую массу очень интересных кадров снятых в полной темноте на сумасшедшей выдержке специально чтобы получить максимально шумный и зерненый кадр, так чтобы даже уже очень трудно было понять что вообще изображено на этой фотографии - человек ли это вообще, и это тоже не брак, это искусство.
Таким образом приходится констатировать что не существует никаких правил и законов композиции, а есть только приемы, но чем прием отличается от брака? Ответ на самом деле прост - по силе воздействия, прием делается осознанно ради особого воздействия на зрителя.
Все эти правила которые описаны в книгах - они не вечные, и как ни странно и парадоксально но самыми известными становились те фотографы и художники которые их первыми нарушали. Творчество это и есть постоянный поиск и создание новых приемов. Все современное искусство и есть сплошное нарушение всяких правил. Неправильное постоянно правит искусством и культурой - декаданс, авангард, импрессионизм, рок н ролл, панк, гранж, low fi, примитивизм - все это не было правильным и все это становилось мейнстримом.
Давайте заодно еще и про живопись поговорим – раз уж это родственное направление искусства – возьмем например импрессионизм – ведь это в свое время были сплошные неправильные мазки, странные неестественные цвета, искаженная передача геометрии – это было сплошным нарушением правил и можно было бы назвать браком, но вот браком это так и не стало. А черный квадрат? Это правило? Он даже не ровный – сплошное нарушение любых правил написания картин до него, он стал сперва новым приемом, а потом и сам стал правилом. А Леонардо Давинчи, который первый нарисовал иуду среди апостолов на тайной вечере - а не в стороне и не в темном углу - нарушил правила? Вообще в то время это посчитали за явный брак и халтуру, он руководствовался не тем как было принято до него, и последующие 150 лет эту работу пытались всячески закрасить, но сейчас это шедевр и все воспринимают тайную вечерю именно так. Или вот вам еще пример – возьмем картины Айвазовского – если посмотреть на них вживую внимательно то на многих его маринистских полотнах можно увидеть маленькие фигуры людей, и если к ним присмотреться то вы увидите нечто странное – великий художник не нарисовал им пальцев на руках или деталей лица… он просто не умел. И тем не менее являются ли его работы браком? Или мировыми шедеврами? Или вот если взять сэра Уильяма Тернера - предтечу абстракции – ну не выходили у него люди на портретах – все было неправильно – словно он всех рисовал на 14мм широкоугольник – но это один из самых дорогих и богатых художников мира.
Что же касается такого приема как нерезкость – а что такое резкость в фотографии по своей сути? Это гиперреалистичная изображенная на плоскости натура. А что такое хорошая арт работа? Та которая удаляется от гиперреализма в направлении к художественному образу. Потому что главным критерием художественной ценности работы является прежде всего создаваемый художественный образ. И чем дальше фотограф уходит от натуры и гиперреализма тем ближе он становится к искусству. Но и совсем уж в символизм сваливаться не стоит – потому что с излишней символизацией мы сталкиваемся когда художнику просто нечего сказать. Если же нашего культурного эталона и насмотренности хватает только на то, чтобы привести картинку в соответствие с нашим оптическим восприятием, то увы. Этого будет достаточно на технических форумах, но не хватит для галерей и аукционов.
И вопрос не в том, что я вам могу сейчас объяснить любой косяк на фотографии такой задумкой автора - а вопрос в том что многое из того что вы называете безусловным браком - было реально продано и за очень дорого, причем не обывателям, а людям подкованным, искушенным и разбирающимся, а это гораздо сложнее – продать, и многократно “бракованную” вещь, чем просто объяснить что в этом такого. По сути, Ваше отношение к браку и определяет как вы определяете для себя фотографию - как искусство или как ремесло. В искусстве есть удачные и неудачные приемы, а вот ремесло состоит только из правил. Если есть поиск и идея и эксперименты - это уже в определенной степени ступенька на пути в искусство, конечно может и не получаться, а может стать и шедевром в будущем, даже если сейчас никто не понял - такие случаи бывали. А вот является ли фотография действительно искусством как кино или только ремеслом – вот про это предлагаю поговорить уже в другой раз. Это большая тема и точно не в рамках данной ветки.