Герман, так уж сложилось, что там, где изображение объективом строится нерезким, нечётким, невырвиглазострым, там оно воспроизводится плёнкой намного зернистее, чем воспроизводится тем же объективом и на той же плёнке резкое изображение.
Далее. Чем эмульсия менее чувствительна, тем она менее зерниста и более контрастна. По сравнению с более чувствительной. То есть "пулить" эмульсию номиналом 25 единиц и "пулить" другую с номиналом 400 - это две больших разницы.
Пул придумали не для уменьшения зерна (для этого придумали проявители), а для увеличения входного диапазона. Чем больше "пулим", тем больше снижаем микроконтраст деталей. Противоореольный слой не справляется с избыточным светорассеянием в эмульсии. А если при этом ещё и оптика "не АПОшная", то имеем светорассеяние в квадрате. А если оптика с кучей остаточных аберраций, то имеем светорассеяние в кубе.
Поэтому, используя "мягкую" оптику, "пулить" нельзя. Потому что при этом ореолы светорассеяния напрочь заслоняют собою детали. И вместо деталей на негативе мы имеем просто бесформенное зерно.
Пул не так сильно снижает размеры зёрен, как нам того хочется. То есть практически никак не снижает. Для того надо просто брать другую эмульсию. Мелкозернистую.
Вообще, как только мы отстроили свой "сквозной" процесс на тестах, близким к идеальным, то есть 7 ступеней сцены + экспонирование по номиналу + печать на нашем увеличителе и нашей бумаге = отличный отпечаток, мы увидим на отпечатке рисунок оптики. Стоит нам отклониться вправо/влево - и рисунок нашей оптики на отпечатке воспроизведётся в меньшей мере. Мы его потеряем.
У меня со временем образовался неплохой набор оптики к тушке 501 СМ. Пока я увлекался резкостно-голодным проявлением, я и понятия не имел,что у каждого объектива может быть какой-то рисунок. И слово "рисунок" воспринимал из чьих-нибудь уст сначала с недоумением, а потом и вовсе с сарказмом. Какой ещё нафиг рисунок, если мои и 180-ый, и 120-ый, и 50-ый рисуют все ОДИНАКОВО. А вот когда стал делать НОРМАЛЬНЫЕ негативы, тут-то и увидел разницу.
В общем, хочу вам, Герман, сказать, что делая пул, вы в первую голову теряете на негативе детали, и уж только во вторую уменьшаете ненавистное вам зерно.