Для мультиконтрастной печати можно использовать любой увеличитель, имеющий лоток для фильтров, или увеличитель со специальной головой (цветной или мультиконтрастной). С фильтрами ильфорд (12 фильтров в коробке) удобно работать. Есть более дешевые фильтры - Фома, но из меньше в наборе.
Чем выше номер фильтра, тем контрастнее изображение. 00 - самый мягкий, 5- самый контрастный, 2,5 или 3 - примерно нормальный контраст.
Начинаем печатать.
Устанавливаем кадр в рамку увеличителя, расссматриваем изображение и решаем, какие области будут печататься черным и белым. Это самый существенный момент: какими деталями изображения можно пожертвовать в тенях и светах? Черно-белая фотография это не цифровая каша, перенасыщенная деталями, чб - это ограничение и отбор главного.
"Точка черного" - светлая область негатива, которая на бумаге должна быть напечатана черным, без деталей в черном, но чуть более темные области негатива должны печататься темносерым с пусть едва заметными деталями .
"Точка белого" - плотная область негатива, которая должна быть напечатана белым без деталей, но чуть менее плотные области негатива должны печататься почти белым, но не сливаться с белизной бумаги.
Помните, что классический отпечаток имеет и совершенно белое, и абсолютно черное. (Конечно, можно печатать как угодно, хоть все серое, но....)
1. Определяем экспозицию.
Ставим ЛЮБОЙ фильтр (можно начать со среднего - номер 2,5 или 3). Берем пробную полоску бумаги, желательно такой длинны, чтобы она соединяла концами выбранные точки белого и черного.
Методом проб определяем наименьшую экспозицию, при которой точка черного печатается как черное. Как этого добиться? Берем полоску бумаги, на которую попадает как точка черного, так и некоторая область, которая должна печататься как почти черное, но с деталями в тенях.
Выдержка подбирается так, что бы точка черного была совершенно черной, а вторая область содержала детали.
2. Смотрим, что получается в точке белого при такой экспозиции.
Возможны два случая:
а) в точке белого серятина. Значит нужно увеличить контраст. Переходим к следующему номеру фильтра. И делаем пробу с той же выдержкой если фильтр < 4 и с удвоенной, если переходим к номерам 4, 4,5 или 5. Пробами контраста добиваемся белого в точке белого.
б) В точке белого - белое, но белыми так же оказались те области светлого, в которых хотели иметь делати в светах.
В этом случае переходим к предыдущему фильтру с той же экспозицией или эксп. в 2 раза меньше, если спускаемся от 4-ого фильта к 3,5.
____
Для начала так.
__________
Цветоанализаторы типа Jobo colorline 5000 5100 7000 существенно облегчают печать.
Так, для определения контрастности и нужного мультиконтрастного фильтра достаточно сделать два измерения плотности: в выбранных точках черного и белого. Цветоанализатор на дисплее покажет номер фильтра ильфорд, который следует использовать или параметры цветоголовы.