[quot]Что касается психологии, меня она не колышет, пока я не понимаю сути - для меня любой метод не существует. [/quot]
Я правильно описал суть, как на ваш взгляд?
Про психологию я про себя писал. На это не требуется комментарий.
[quot] Однако, как это всё неоперативно... [/quot]
Я привел как оффтоп свои наблюдения касательно оперативной наглядности
обсуждаемого вопроса. Что до оперативности при съемке, то если все делать "в лоб", то совсем не оперативно, но заведомо 100% результат, а потренировавшись и продумав технику можно все делать и очччень быстро. Хорошо бы еще понять в каких случаях и какая оперативность ожидается от БЗК + мануал... (это совсем не по теме, прошу простить).
Где должен быть центр грип?
Всего 128 сообщ.
|
Показаны 121 - 128
Re[alexandrd]:
Re[Sergey.M]:
от:Sergey.M
Позвольте встрять немного со своим имно. Ondatr, описанный метод - просто "метод", не более того. Типа " я делаю так, хотите, делайте так же". Причем, как я помню, никакой особой базы под него подложено не было. На сколько я могу представить, он "хорош" тем, что там не надо ничего особо считать. Посмотрел на сцену, оценил расстояние и представил, с каким разрешением хотел бы видеть конкретный предмет, в мм. Закрыл диафрагму меньше или = этим мм и все.
Плох он всем (по мне). Он применим только в редких случаях ( типа примера с паровозом). В остальных, я пробовал, я не могу так вот сразу сказать точно с какой детализацией чего я бы хотел, отвлекает... Есть еще психологическая составляющая - вот вам новый метод, делайте так, будет лучше. Да не будет лучше. Чудес не бывает - законы физики, оптика и сцена остались те же.
В общем, я пробовал, для меня не удобно и не актуально. Пользуюсь шкалой грип на оптике.
Off: вообще, в последнее время много играюсь мануальной оптикой на БЗК, так вот там очень наглядно все видно в реальном времени, в частности, на сколько важна правильная точка фокусировки при любой диафрагме, если не хочешь брака, как меняется характер и отношение грип относительно точки наводки, рассояния, диафрагмы и типа объектива. За 15 минут многое становится просто и понятно.Подробнее
Мне тоже не нравится этот метод. Он не кажется мне "хорошим".
Хороший метод это тот метод, котрый прост, в котором мала вероятность возникновения ошибки и и минимизирован человеческий фактор.
Можно сравнить по этим параметрам этот метод и с обычной шкалой ГРИП.
Та, задачка, котрую я предложил вполне себе прикладная и реальная. Узнать какие параметры выставить на камере для получения нужной ГРИП.
Итак, общая часть - определить границы желаемой ГРИП, т.е. переднюю и заднюю границу.
Далее начинается разница в действиях.
По статье нужно произвести семь арифметических действий (сложения, вычитание,умножение, деление). Не все смогут это сделать это быстро и точно, особенно в случае с дробными параметрами... При этом ошибка на каждом этапе (люди есть люди) внесет ошибку в результате. Еще один момент с сильным округлением - диаметр действующей диафрагмы. Мне не очень нравится что его нужно вычислять для каждого объектива, т.е переводить получившиеся приблизительные 3,5-5,6 мм в привычные, Ф8-Ф4 (т.е. то, что нужно будет выставить на фотоаппарате. Для каждого объектива это будет разный перевод. Вообще немного негуманно по отношению к человеку заставлять его переводить одни единицы измерения в другие.
Для примера, маленький оффтоп. На конных соревнованиях длину дистанции измеряют с помощью специально приборчика. Идет себе судья по маршруту и катит перед собой тросточку с колесиком. Потом на счетчике у него длина маршрута в метрах - это хорошо и удобно. Неправильно было бы заставлять его персчитывать обороты в метры. Но это все же офтоп.
Итак, в результате вычислений получены парметры, которые нужно выставить на камере - диафрагма и дистанция фокусировки.
Тут возникает еще один момент. Хорошо если это это целые числа и хорошо когда эта отметка есть на объективе. Но что делать если получилась дистанция в 3,5 метра а на объективе есть отметки в 2 и 5 метров? Еще одна возможность сделать ошибку.
Т.е. фотограф может ошибиться в вычислениях и в выставлении дистанции.
В случае использования шкалы ГРИП все "автоматизируется" и происходит быстрее.
Напротив какого-то значения диафрагмы (например 5,6) на шкале ГРИП выставляется значение ближней дистанции ГРИП. Смотрим на эту же диафрагму (5,6) с другой стороны шкалы. Попала вторая граница? Нет - передвигаем фокусировочное кольцо на 8 и снова смотрим. Попала вторая граница? нет - передвигаем на 11 и снова смотрим. Как только напротив второго числа появилась нужная дистанция, то все - выставляем полученную диафрагму на камере а объектив уже "автоматически" выставлен на нужную дистанцию. Это занимает 1-2 секунды без каких-то расчетов.
Все, дальше переходим к экспонометрии - подбираем под эту диафрагму выдержку. Влияние человеческих ошибок здесь меньше. Все происходит полуавтоматически и это правильно. :)
Что касается данных, по которым рассчитана эта ГРИП, нанесенная на объектив.
Там, на мой взгляд все хорошо и логично. Если мне не изменяет мой склероз, то кружок нерезкости принятый при расчете кадра 24х36 мм равен 0,033 мм.
Максимальное рекомендованное производителями увеличение снимка составляет 10х. Это означает, что при таком увеличении, когда картинка еще не деградирует (по критериям фирмы) отпечаток будет размером 24х36 см и на нем в зоне резкости должны быть различимы детали толщиной в 1/3 мм. Что в общем-то, по-моему, не вызывает каких-то серьезных возражений. Мало кто сможет различит на отпечатке детали, мЕньшего размера. А вот отсутствие таких деталей, напротив, когда на отпечатке А4 видны только детали от 1 мм и больше вызовет ощущение мыльности и нерезкости и должно быть оправдано какими-то сюжетными ли техническими моментами.
По-моему, с помощью ГРИП на шкале объектива определить диафрагму и выставить дистанцию проще, быстрее и с меньшей вероятностью ошибки в определении диафрагмы (перевод диаметра в привычные значения Ф) и выставления дистанции (отсутствие нужной разметки на объективе).
Re[Ondatr]:
Если обратили внимание, у метода есть интересные следствия, частные случаи, например, независимость разрешения в сцене от расстояния до камеры при фокусировке на бесконечность. При этом величина различимых деталей будет равна диаметру диафрагмы. Тут вообще не требуется не только вычислений, но даже знать, в чём измеряют отрезок, просто смотрим в дырку и видим размер наименьшей различимой детали везде, от своих ботинок до горизонта (без учёта дифракции, естественно).
Почему метод не столь популярен, как мог бы быть по своим возможностям?
Причина 1. В принципе он пришёл из СФ, БФ уже требует иных подходов, а у кропа и, тем более, у мыльниц, управлять детализацией или не нужно, или требуется в редчайших случаях, что не способствует тренированности в этом отношении и затрудняет пользовнаие им.
Причина 2. Не все любят считать и не у всех есть достаточный уровень знания арифметики и геометрии, чтобы мгновенно и чётко представлять себе изменение результата при изменении одного из операндов, без чего каждый раз делать последовательные подсчёты просто скучно и не наглядно.
Причина 3. Уровень современного образования никак не способствует распространению метода, мягко выражаясь, а старшее поколение в лучшем случае ещё помнит таблицу умножения.
Почему метод не столь популярен, как мог бы быть по своим возможностям?
Причина 1. В принципе он пришёл из СФ, БФ уже требует иных подходов, а у кропа и, тем более, у мыльниц, управлять детализацией или не нужно, или требуется в редчайших случаях, что не способствует тренированности в этом отношении и затрудняет пользовнаие им.
Причина 2. Не все любят считать и не у всех есть достаточный уровень знания арифметики и геометрии, чтобы мгновенно и чётко представлять себе изменение результата при изменении одного из операндов, без чего каждый раз делать последовательные подсчёты просто скучно и не наглядно.
Причина 3. Уровень современного образования никак не способствует распространению метода, мягко выражаясь, а старшее поколение в лучшем случае ещё помнит таблицу умножения.
Re[Sergey.M]:
от: Sergey.M
[quot]Что касается психологии, меня она не колышет, пока я не понимаю сути - для меня любой метод не существует. [/quot]
Я правильно описал суть, как на ваш взгляд?
Не совсем. Вы прояснили своё вИдение ситуации и описали свои предпочтения, но упустили один важный, можно сказать, фундаментальный момент: дело не столько в удобстве, сколько в расширении возможностей на практике. Никакой другой метод не даст Вам никакого представления о детализации и степени размытия на будущем изображении вне зоны ГРИП (да и в зоне тоже). И - да, он для тех, кто любит тщательно и всесторонне обдумывать композицию и вид каждой детали, пулемётчикам он точно не нужен.
Re[alexandrd]:
от:alexandrd
Если обратили внимание, у метода есть интересные следствия, частные случаи, например, независимость разрешения в сцене от расстояния до камеры при фокусировке на бесконечность. При этом величина различимых деталей будет равна диаметру диафрагмы. Тут вообще не требуется не только вычислений, но даже знать, в чём измеряют отрезок, просто смотрим в дырку и видим размер наименьшей различимой детали везде, от своих ботинок до горизонта (без учёта дифракции, естественно).
...Подробнее
Не могли бы вы пояснить что значит выделенные слова и чем это явление отличается при применение других методик?
Мне видится одна из проблем этого метода невозможность точно задать параметры, а только оценить.
Re[Ondatr]:
да задавай чё хошь куды хошь.. та формула из таблиць это просто эта же самая поделеная на растояние вот и фсё
не чем неотличается с какой стороны щитать просто лишний раз неделить на растояние. ненужно бегать с лазерным дальномером как лох и мерить растояние его воще знать ненужно. нужно знать токо соотношение растояний которое можно посмотреть по розмеру однотипных обьектов например просто на глаз.
Re[Ondatr]:
от: Ondatr
Не могли бы вы пояснить что значит выделенные слова и чем это явление отличается при применение других методик?
Это означает, что разрешение на снимке будет таково, что все элементы в сцене окажутся с одинаковым линейным разрешением, например, если выставлено на бесконечность стекло 50/8 - то разрешение в сцене будет везде по 12,5мм, а если поставить 50/22 - то чуть больше 2мм.
И мне тут нет никакого дела до всяких там кружков рассеяния, заглянул в объектив и увидел размеры наименьшей детали, которая может быть отображена на снимке, меньше при этих условиях не будет.
Естественно, если будет 3х4см снимок объекта на расстоянии 100 метров - то ждать, что глаз чудесным образом превратится в микроскоп и увидит детали, бывшие в сцене в 2мм не стОит.
от: Ondatr
Мне видится одна из проблем этого метода невозможность точно задать параметры, а только оценить.
Это как раз не проблема, именно можно задать парамеры разрешения и затем выставить нужную диафрагму и точку фокусировки.
Есть одна тонкость: некоторые объективы некоторых фирм (не будем показывать пальцем, кто) вне зоны резкости превращают все детали в хлам, но это уже не есть проблема метода.
У меня такое впечатление, что Вы так и не осознали главной фишки метода: перенос рассмотрения разрешения из пространства изображений в пространствао предметов, что позволяет обходиться всего одним параметром объектива, диаметром диафрагмы... Так как расчёты при этом, в качестве бесплатного приложения, становятся линейными, то необходимая точность определения кружка рассеяния в пространстве изображений в 50% вполне легко и с большим запасом обеспечивается на глаз.
Более того, метод позволяет обходиться вообще без вынимания камеры из сумки. Небось, запомнить крайние положения диафрагмы на своём стекле не окажется большой проблемой? Это и есть диапазон регулировки.
Re:
Встретилась старинная статейка из журнала "Советское фото": http://www.remfoto.narod.ru/fokus.htm Плёночникам будет не лишне почитать. :)
Картинки из статьи:




Настройка фокусировки зеркальных камер
Рассматривая первые кадры, полученные с помощью новой зеркальной камеры, мы иногда замечаем, что зона резкости на снимках не совпадает с тем, что мы наблюдаем через видоискатель. Иногда в таких случаях следует безапелляционный вывод: плохая оптика, "ватный" объектив. Чаще грех берут на себя:
неточная фокусировка, надо быть аккуратнее. Но результаты последующей работы выявляют закономерность: зона резкости в большинстве кадров смещена в одну и ту же сторону - либо постоянно находится за плоскостью на-водки, либо перед ней. Самые большие огорчения доставляет чрезмерная четкость задних планов, когда реальная зона резкости смещается дальше требуемой.
Принцип фокусировочной системы зеркальных камер основан на совпадении зон резкости, отображаемой в видоискателе и полученной на пленке. Однако это обеспечивается не только конструкцией зеркально-фокусировочного тракта, но и точностью взаимного расположения основных его элементов: зеркала, фокусировочного (матового) стекла, объектива и плоскости пленки. Собранные из весьма точных деталей многоэлем.ентные системы все же требуют тщательной окончательной регулировки. Оказывается, даже ведущие фирмы по производству аппаратуры идут на определенные упрощения этого трудоемкого этапа работы. Допуски на окончательную регулировку точности фокусирования определяются в пределах минимальных глубин резкости штатных объективов *. На рис. 1 схематически представлен принцип фокусирования в зеркальной камере. Фокусировка по всему полю видоискателя будет идеальной в случае полной идентичности расположения плоскости пленки и матового стекла относительно зеркала, то есть зеркало - биссектриса угла, образованного этими плоскостями. Отрезки l3 и l3' ; l2 и l2'; l1 и l1' соответственно равны. Ось объектива перпендикулярна плоскости пленки 3. Пленка и матовое стекло 2 абсолютно плоски, а высота микропирамид микрорастра пренебрежимо мала.
Естественно, что все это выполнимо с отклонения-ми, определяемыми допусками на изготовление. Деформация же пленки в кадровом окне вносит дополнительные трудности при настройке. Что будет происходить, если, например, нижний край зеркала 1 приподнять вверх? Уменьшится размер I3, a I'3 увеличится (соответственно изменятся и остальные размеры), и при фокусировании через видоискатель объектив придется выдвинуть вперед. Зона фокусировки сместится а ближнюю сторону. И наоборот, если зеркало опущено, при фокусировании объектив ввинтится внутрь и отодвинет отображаемую на п.ленке реальную зону резкости вдаль. Следует ли из этого, что настройку фокусировки можно производить регулировкой зеркала? Да, но в небольших пределах, так как легко добиться равенства в средней зоне (l2=l2'). Но значительная подвижка зеркала вызовет неравенство l3 и l3', и фокусировка по верхней части поля видоискателя станет неверной.
Строго говоря, регулировка зеркала имеет целью установку его в положение биссектрисы угла, образуемого плоскостями пленки и матового стекла *. Изменением высоты положения матового стекла можно добиться окончательного равенства соответствующих отрезков.
Фиксатор зеркала в нижнем положении обычно допускает регулировку винтом у "Зенита" или овальной шайбой у "Практики". Регулировка высоты матового стекла в различных моделях неодинаково удобна. В камерах со съемной призмой или шахтой она проста: у "Пентакона" - три опорных винта, у "Салюта" и "Канона F1"-отдельные прокладки, у "Роллейфлекса SIX"-подпружиненная рамка с фокусировочным стеклом и четырьмя нажимными винтами, не требующая при настройке никакой дополнительной разборки. В камерах с несъемным видоискателем регулировка матового стекла требует разборки и снятия верхней крышки. Часто матовое стекло сблокировано вместе с пентапризмой и крепится шестью винтами:
одна тройка является опорно-регулировочной, другая - крепящей. Ранее считалось, что точность наводки достаточна, если разбалансировка, приведенная к шкале штатного объектива, находится в пределах ±1,5-2 мм. Величина погрешности установки, приведенная к матовому стеклу (равнозначно и пленке), при этом достигает ±0,15 мм, при фокусировке на расстояние 1,2 м ошибка будет в 1,5 см, а на 12 м-8 м(1). Широкое применение светосильных телеобъективов привело к повышению требований точности настройки. Так, суммарные погрешности установки матового стекла в "Зените-19" определены в пределах ±0,03 мм, Но, оказывается, современные телеобъективы 2,8/300, 5,6/600, 5,6/800 мм и зеркальные 8/600 мм, имеющие крайне малую глубину резкости, могут быть сфокусированы благодаря просветленным видоискателям с точностью до 0,01 мм (приведенной к матовому стеклу). Погрешность установки матового стекла в пределах 0,1 мм может означать для таких объективов выход зоны фокусировки за пределы зоны резкости. Поэтому резонно определить также некоторый критерий оценки настройки системы. Представим картину зоны резкости кривой (рис. 2), где R означает контраст передачи (резкость), а I - протяженность объекте. Наводка осуществляется не точку, лежащую на расстоянии L1; фокусирующая система идеальна. Тогда в районе точки L1 будет получена максимальная резкость (Rmax). Но зона резкости располагается несимметрично относительно точки с максимальной резкостью (в этом нетрудно убедиться, взглянув на шкалу глубины резкости любого объектива). Причем она не имеет явно выраженных границ, оценивается различными наблюдателями неодинаково, но даже при некоторых колебаниях уровня достаточной резкости (Rd) зона резкости (дельтаL) определяется несимметрично относительно Rmax- Середина зоны воспринимается на уровне резкости Rср, которая мало отличается от R mах. Таким образом, при идеальной настройке системы и фокусирования полученная на пленке зона резкости представляется наблюдателю несколько отодвинутой вдаль.
Значит, настройка фокусирующей системы должна производиться с некоторым смещением в сторону переднего плана. Тем более, что дальнейшее диафрагмирование заметнее расширяет задний план этой зоны, нежели передний (пунктирная кривая 4). Допустимые суммарные погрешности должны уложиться не более чем 1/4 протяженности зоны резкости (дельтаL), а значит, ориентировочно, желательная
Величина сигма(о) = 0,1мм/4 = 0,025мм.
Подобная точность установки (±0,012 мм) вполне достижима и к ней стоит стремиться, так как это окупится теми возможностями, которые предоставляют сверхсветосильные объективы при работе с открытой диафрагмой. Проверку правильности фокусирования камеры желательно производить со штатива или удобного основания, использовав умеренно длиннофокусный светосильный телеобъектив. База-расстояние от камеры до тест-объекта (какой-либо линейки с яркими и одинаковыми по четкости делениями)- определяется разборчивостью изображения в видоискателе. Линейкой может быть обычный портняжный метр. Требуется хорошее освещение. Тип пленки-тот, который чаще всего применяется при работе с телеобъективами кли при малой освещенности и открытых диафрагмах. Лучше всего снимать линейку, укрепленную горизонтально на стене, под углом 30° к плоскости стены - так, чтобы она проходила через центр кадра вдоль длинной его стороны.
и в любом случае начинать проверку нужно с выяснения правильности установки зеркала: камеру на штативе следует ориентировать так, чтобы любой яркий и контрастный тест-объект оказался сначала внизу, а затем вверху поля видоискателя, при этом должны быть одинаковые показания дистанции с учетом некоторого передвижения камеры. Операцию эту необходимо повторить для правой и левой частей поля, после чего можно, с некоторым допущением, считать, что зеркало установлено верно, и перейти к съемке линейки под углом (фото 2). При первой съемке резонным будет сделать несколько кадров с точной фокусировкой по видоискателю, а затем сместить наводку на 1-2 см в ту и другую сторону и замерить разницу выдвижения объектива. Последнее поможет в дальнейшем определить необходимую величину подвижки матового стекла. Запись всех параметров съемки обязательно должна быть в кадре-на бумажной карточке в зоне резкости. Индексом обозначить точку наводки и величину подвижки объектива относительно первых тестов.
Конкретный пример; 35-мм камера, объектив f=100мм, диафрагма - 2,8. База - 1,2 м. Ориентировочная глубина резкости на открытой диафрагме - 2,5 см. Угол съемки - 30°. Оценка наводки- по одинаковой резкости двух ближайших линий около средней. Фото 1 - характерный кадр первой контрольной съемки. Для надежности сделано 4 кадра с повторной наводкой на резкость, тем самым можно избежать случайных ошибок. Колебания в точности наводки по расстоянию составили ±2,5 мм, то есть йг'1/5 протяженности, зоны резкости. Уход зоны реальной резкости на 1 см вдаль (линейка имеет дюймовую шкалу) компенсировался опусканием фокусировочного стекла на 0,1 мм. Число таких регулировок зависит от точности определения требуемой подвижки. Фото 2-результат после регулировки. Конечно, трудоемкость настройки во многом зависит от конструкции видоискателя камер. Быстро и точно можно настроить камеру со съемным видоискателем, подпружиненной рамкой, с фокусировочным стеклом и плоскими головками , опорных винтов под зеркалом. Наиболее трудоемкой будет работа с камерами, оснащенными несъемными видоискателями, небрежно выполненными головками или деформированными шлицами опорных винтов, что зачастую вызывает непредвиденную подвижку блока пентапризмы с фокусировочным стеклом.
После завершения регулировки может оказаться, что метражная шкала всех объективов для данной камеры несколько не совпадает (обычно в пределах 1- 3 мм) с реальными дистанциями. Хотя для зеркальной камеры в этом нет ничего страшного, надо запомнить новую точку соответствия метража, ибо фокусировка "широкоугольников" часто проводится по шкале, а не по видоискателю.
Если несоответствия по шкале велики-более 3 мм, их следует компенсировать подгонкой рабочего отрезка камеры. Почти все "зеркалки" имеют съемные фланцы крепления объективов, под которыми установлены прокладки. Их толщину можно регулировать. К примеру, несоответствие равно 3 мм по шкале в сторону выдвижения, величина выдвижения на 3 мм шкалы - 0,3 мм. Значит, под фланец нужно положить прокладку 0,3 мм. При фокусировании с прокладкой блок должен занять прежнее. положение, а так как оправа окажется выдвинутой, фокусировочное кольцо утопит блок на 0,3 мм и метражная шкала станет вновь совпадать с индексом *.
* Числа приведены ДЛЯ объектива 2,8/100 мм.
* "Просадка" зеркала возможна в процессе эксплуатации и является естественным процессом, что со временем требует подрегулировки его положения.
Картинки из статьи:




Настройка фокусировки зеркальных камер
Рассматривая первые кадры, полученные с помощью новой зеркальной камеры, мы иногда замечаем, что зона резкости на снимках не совпадает с тем, что мы наблюдаем через видоискатель. Иногда в таких случаях следует безапелляционный вывод: плохая оптика, "ватный" объектив. Чаще грех берут на себя:
неточная фокусировка, надо быть аккуратнее. Но результаты последующей работы выявляют закономерность: зона резкости в большинстве кадров смещена в одну и ту же сторону - либо постоянно находится за плоскостью на-водки, либо перед ней. Самые большие огорчения доставляет чрезмерная четкость задних планов, когда реальная зона резкости смещается дальше требуемой.
Принцип фокусировочной системы зеркальных камер основан на совпадении зон резкости, отображаемой в видоискателе и полученной на пленке. Однако это обеспечивается не только конструкцией зеркально-фокусировочного тракта, но и точностью взаимного расположения основных его элементов: зеркала, фокусировочного (матового) стекла, объектива и плоскости пленки. Собранные из весьма точных деталей многоэлем.ентные системы все же требуют тщательной окончательной регулировки. Оказывается, даже ведущие фирмы по производству аппаратуры идут на определенные упрощения этого трудоемкого этапа работы. Допуски на окончательную регулировку точности фокусирования определяются в пределах минимальных глубин резкости штатных объективов *. На рис. 1 схематически представлен принцип фокусирования в зеркальной камере. Фокусировка по всему полю видоискателя будет идеальной в случае полной идентичности расположения плоскости пленки и матового стекла относительно зеркала, то есть зеркало - биссектриса угла, образованного этими плоскостями. Отрезки l3 и l3' ; l2 и l2'; l1 и l1' соответственно равны. Ось объектива перпендикулярна плоскости пленки 3. Пленка и матовое стекло 2 абсолютно плоски, а высота микропирамид микрорастра пренебрежимо мала.
Естественно, что все это выполнимо с отклонения-ми, определяемыми допусками на изготовление. Деформация же пленки в кадровом окне вносит дополнительные трудности при настройке. Что будет происходить, если, например, нижний край зеркала 1 приподнять вверх? Уменьшится размер I3, a I'3 увеличится (соответственно изменятся и остальные размеры), и при фокусировании через видоискатель объектив придется выдвинуть вперед. Зона фокусировки сместится а ближнюю сторону. И наоборот, если зеркало опущено, при фокусировании объектив ввинтится внутрь и отодвинет отображаемую на п.ленке реальную зону резкости вдаль. Следует ли из этого, что настройку фокусировки можно производить регулировкой зеркала? Да, но в небольших пределах, так как легко добиться равенства в средней зоне (l2=l2'). Но значительная подвижка зеркала вызовет неравенство l3 и l3', и фокусировка по верхней части поля видоискателя станет неверной.
Строго говоря, регулировка зеркала имеет целью установку его в положение биссектрисы угла, образуемого плоскостями пленки и матового стекла *. Изменением высоты положения матового стекла можно добиться окончательного равенства соответствующих отрезков.
Фиксатор зеркала в нижнем положении обычно допускает регулировку винтом у "Зенита" или овальной шайбой у "Практики". Регулировка высоты матового стекла в различных моделях неодинаково удобна. В камерах со съемной призмой или шахтой она проста: у "Пентакона" - три опорных винта, у "Салюта" и "Канона F1"-отдельные прокладки, у "Роллейфлекса SIX"-подпружиненная рамка с фокусировочным стеклом и четырьмя нажимными винтами, не требующая при настройке никакой дополнительной разборки. В камерах с несъемным видоискателем регулировка матового стекла требует разборки и снятия верхней крышки. Часто матовое стекло сблокировано вместе с пентапризмой и крепится шестью винтами:
одна тройка является опорно-регулировочной, другая - крепящей. Ранее считалось, что точность наводки достаточна, если разбалансировка, приведенная к шкале штатного объектива, находится в пределах ±1,5-2 мм. Величина погрешности установки, приведенная к матовому стеклу (равнозначно и пленке), при этом достигает ±0,15 мм, при фокусировке на расстояние 1,2 м ошибка будет в 1,5 см, а на 12 м-8 м(1). Широкое применение светосильных телеобъективов привело к повышению требований точности настройки. Так, суммарные погрешности установки матового стекла в "Зените-19" определены в пределах ±0,03 мм, Но, оказывается, современные телеобъективы 2,8/300, 5,6/600, 5,6/800 мм и зеркальные 8/600 мм, имеющие крайне малую глубину резкости, могут быть сфокусированы благодаря просветленным видоискателям с точностью до 0,01 мм (приведенной к матовому стеклу). Погрешность установки матового стекла в пределах 0,1 мм может означать для таких объективов выход зоны фокусировки за пределы зоны резкости. Поэтому резонно определить также некоторый критерий оценки настройки системы. Представим картину зоны резкости кривой (рис. 2), где R означает контраст передачи (резкость), а I - протяженность объекте. Наводка осуществляется не точку, лежащую на расстоянии L1; фокусирующая система идеальна. Тогда в районе точки L1 будет получена максимальная резкость (Rmax). Но зона резкости располагается несимметрично относительно точки с максимальной резкостью (в этом нетрудно убедиться, взглянув на шкалу глубины резкости любого объектива). Причем она не имеет явно выраженных границ, оценивается различными наблюдателями неодинаково, но даже при некоторых колебаниях уровня достаточной резкости (Rd) зона резкости (дельтаL) определяется несимметрично относительно Rmax- Середина зоны воспринимается на уровне резкости Rср, которая мало отличается от R mах. Таким образом, при идеальной настройке системы и фокусирования полученная на пленке зона резкости представляется наблюдателю несколько отодвинутой вдаль.
Значит, настройка фокусирующей системы должна производиться с некоторым смещением в сторону переднего плана. Тем более, что дальнейшее диафрагмирование заметнее расширяет задний план этой зоны, нежели передний (пунктирная кривая 4). Допустимые суммарные погрешности должны уложиться не более чем 1/4 протяженности зоны резкости (дельтаL), а значит, ориентировочно, желательная
Величина сигма(о) = 0,1мм/4 = 0,025мм.
Подобная точность установки (±0,012 мм) вполне достижима и к ней стоит стремиться, так как это окупится теми возможностями, которые предоставляют сверхсветосильные объективы при работе с открытой диафрагмой. Проверку правильности фокусирования камеры желательно производить со штатива или удобного основания, использовав умеренно длиннофокусный светосильный телеобъектив. База-расстояние от камеры до тест-объекта (какой-либо линейки с яркими и одинаковыми по четкости делениями)- определяется разборчивостью изображения в видоискателе. Линейкой может быть обычный портняжный метр. Требуется хорошее освещение. Тип пленки-тот, который чаще всего применяется при работе с телеобъективами кли при малой освещенности и открытых диафрагмах. Лучше всего снимать линейку, укрепленную горизонтально на стене, под углом 30° к плоскости стены - так, чтобы она проходила через центр кадра вдоль длинной его стороны.
и в любом случае начинать проверку нужно с выяснения правильности установки зеркала: камеру на штативе следует ориентировать так, чтобы любой яркий и контрастный тест-объект оказался сначала внизу, а затем вверху поля видоискателя, при этом должны быть одинаковые показания дистанции с учетом некоторого передвижения камеры. Операцию эту необходимо повторить для правой и левой частей поля, после чего можно, с некоторым допущением, считать, что зеркало установлено верно, и перейти к съемке линейки под углом (фото 2). При первой съемке резонным будет сделать несколько кадров с точной фокусировкой по видоискателю, а затем сместить наводку на 1-2 см в ту и другую сторону и замерить разницу выдвижения объектива. Последнее поможет в дальнейшем определить необходимую величину подвижки матового стекла. Запись всех параметров съемки обязательно должна быть в кадре-на бумажной карточке в зоне резкости. Индексом обозначить точку наводки и величину подвижки объектива относительно первых тестов.
Конкретный пример; 35-мм камера, объектив f=100мм, диафрагма - 2,8. База - 1,2 м. Ориентировочная глубина резкости на открытой диафрагме - 2,5 см. Угол съемки - 30°. Оценка наводки- по одинаковой резкости двух ближайших линий около средней. Фото 1 - характерный кадр первой контрольной съемки. Для надежности сделано 4 кадра с повторной наводкой на резкость, тем самым можно избежать случайных ошибок. Колебания в точности наводки по расстоянию составили ±2,5 мм, то есть йг'1/5 протяженности, зоны резкости. Уход зоны реальной резкости на 1 см вдаль (линейка имеет дюймовую шкалу) компенсировался опусканием фокусировочного стекла на 0,1 мм. Число таких регулировок зависит от точности определения требуемой подвижки. Фото 2-результат после регулировки. Конечно, трудоемкость настройки во многом зависит от конструкции видоискателя камер. Быстро и точно можно настроить камеру со съемным видоискателем, подпружиненной рамкой, с фокусировочным стеклом и плоскими головками , опорных винтов под зеркалом. Наиболее трудоемкой будет работа с камерами, оснащенными несъемными видоискателями, небрежно выполненными головками или деформированными шлицами опорных винтов, что зачастую вызывает непредвиденную подвижку блока пентапризмы с фокусировочным стеклом.
После завершения регулировки может оказаться, что метражная шкала всех объективов для данной камеры несколько не совпадает (обычно в пределах 1- 3 мм) с реальными дистанциями. Хотя для зеркальной камеры в этом нет ничего страшного, надо запомнить новую точку соответствия метража, ибо фокусировка "широкоугольников" часто проводится по шкале, а не по видоискателю.
Если несоответствия по шкале велики-более 3 мм, их следует компенсировать подгонкой рабочего отрезка камеры. Почти все "зеркалки" имеют съемные фланцы крепления объективов, под которыми установлены прокладки. Их толщину можно регулировать. К примеру, несоответствие равно 3 мм по шкале в сторону выдвижения, величина выдвижения на 3 мм шкалы - 0,3 мм. Значит, под фланец нужно положить прокладку 0,3 мм. При фокусировании с прокладкой блок должен занять прежнее. положение, а так как оправа окажется выдвинутой, фокусировочное кольцо утопит блок на 0,3 мм и метражная шкала станет вновь совпадать с индексом *.
* Числа приведены ДЛЯ объектива 2,8/100 мм.
* "Просадка" зеркала возможна в процессе эксплуатации и является естественным процессом, что со временем требует подрегулировки его положения.
