Цитата:от:Some_man
Леонардо да Винчи:
"Вещи на расстоянии, – писал он, – кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии... не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы"
Л. П. Дыко. "Фотокомпозиция". Глава четвёртая. "Изобразительные задачи в фотографии". "Изображение пространства".
"Спад резкости изображения в глубину помогает изображению пространства на снимке. Потеря резкости в отдалении воспринимается зрителем как естественная закономерность, наблюдаемая в реальной действительности.
Фотографическая техника дает здесь самые широкие возможности. По воле автора снимка может быть выбрана плоскость наводки на резкость и установлена диафрагма, отчего и будет зависеть расстояние до передней и задней границ резко изображаемого пространства, а следовательно, и распределение резкости по всей глубине кадра.
Воздушная перспектива, как это указывалось выше, обусловливает потерю четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаза наблюдателя. Поэтому ориентировка глубины резко изображаемого пространства при съемке в соответствии с этими жизненными закономерностями позволяет передавать пространство в снимке и при отсутствии воздушной дымки на натуре. Четкий и резкий передний план и некоторый спад резкости в глубину всегда сообщают снимку известную пространственность, многоплановость."
Л. П. Дыко. "Беседы о фотомастерстве". Беседа пятнадцатая.
"Резкость фотоизображения"
Сопоставление резкого переднего плана с нерезкой глубиной используется там, где этим приемом фотограф стремится подчеркнуть пространственность изображения.Подробнее
Ну что тут сказать? И на Солнце бывают пятна.
Хочу только заметить, что несмотря на весь заслуженный авторитет Лидии Павловны Дыко, здесь не все однозначно. Именно поэтому этот момент (о передаче пространства нерезкостью) нет в учебниках других авторов. Впрочем, эти книги Л.П.Дыко не являются учебниками.
Повторюсь, но тем не менее...
Если пространство на снимке передано верно, то можно однозначно определить какой предмет находится ближе, а какой дальше.
Линейная перспектива делает это однозначно.
Масштабирование делает это однозначно. (когда одинкаковые предметы имеют на снимке разный размер)
Воздушная перспектива делает это однозначно.
В случае когда один предмет заслоняется другим (не помню точного определения этого приема) дает нам однозначное понимание что ближе, а что дальше.
В случае, если один предмет резок, а второй нет мы не сможем понять кто дальше, а кто ближе. Только в сочетании с масштабированием, заслонением (извиняюсь за корявость слога :) ) это может как-то играть. Посмотрите, даже в приведенных вами цитатах Л.П.Дыко присутсвует обязательный резкий передний план, на котором располагается главный объект съемки. В случае, если если главный (и резкий) объект съемки находится на среднем плане, а передний и задний планы нерезкие, то понять кто ближе, а кто дальше можно только по размерам (масштабировании) , линейной перспективе, заслонении и тп. Эти приемы работают всегда. Сам по себе прием выделения главного резким не будет работать (в отличие от вышеперечисленных приемов), давать понимание глубины снимка. Поэтому этого нет в
учебниках, этого нет в экзаменационых билетах. Это не закономерность.